Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является необходимость получить знания в области государственного регулирования деятельности предприятий, ознакомиться с методами, инструментами, функциями государственного контроля.
Задачи:
Выявить основные проблемы развития предпринимательского сектора в России.
Определить основные пути совершенствования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Экономическая сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.1.Предприятие как основной субъект экономической деятельности, организационные формы предпринимательской деятельности.5
1.2.Основной инструментарий, цели, задачи и направления государственного регулирования предпринимательства………………………8
Глава 2.Анализ состояния и развития предпринимательства в РФ за период 2007-2011 гг……………………………………………………………..12
2.1 Оценка состояния предпринимательства в Российской Федерации………………………………………………………………………..12
2.2 Развитие малого предпринимательства, как основа конкурентоспособности страны……………………………………………….. 17
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательства………………………………………….21
3.1 Механизм воздействия современного государственного управления на предпринимательскую деятельность в России……………….21
3.2 Формирование системы государственной поддержки предпринимательства……………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………..…30
Библиографический список………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.98 Кб (Скачать)

 

2.2 Развитие малого  предпринимательства, как основа  конкурентоспособности страны.

 

Как показывает мировая практика высокую конкурентоспособность  и стабильный экономический рост обеспечивают факторы, стимулирующие  распространение новых технологий. Современные конкурентные преимущества территории можно реализовать не только за счет новых технологий производства, но и управления, организации продвижения  товаров с использованием теории кластерного подхода и современных  концепций инновационного развития с привлечением малого предпринимательства. Важным фактором повышения конкурентоспособности  территории является кластерная модель с участием малого предпринимательства. Учитывая то обстоятельство, что малое  предпринимательство выступает  основой формирования конкурентной рыночной экономики и при группировке  фирм в кластеры с участием малого предпринимательства происходит снижение трансакционных затрат, очевидно, что  все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества6.

Малое предпринимательство  – это сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.7

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает пятьдесят. Наиболее часто  применяемые критерии: средняя численность  занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. В Европейском сообществе к малым предприятиям относятся предприятия, где количество занятых работников не превышает пятидесяти человек, годовой оборот составляет менее 40 млн. евро, а сумма баланса — 27 млн. евро.

Глобализация требует  превращения не одной, а многих отраслей в конкурентоспособный на мировом  рынке комплекс. В докладах Всемирного экономического форума “The Global Competitiveness Report” выделяют девять основных агрегатных факторов конкурентоспособности. Первый фактор – “открытость и прозрачность экономики”, выводимый с помощью 13 показателей. Второй – “политика  и роль государства”, характеризуемый  более 20 показателями. Третий – “развитость  финансовой системы”, оцениваемый 24 показателями. Четвертый фактор – “эффективность производственной и социальной инфраструктуры”, определяемая с использованием 16 характеристик. Пятый – “уровень инновационности  технологического развития”, который  оценивается с помощью двадцати трех индикаторов. Шестой фактор –  “уровень конструктивности и инновационности  менеджмента”, раскрываемый системой из 23 показателей. Седьмой – занятость, “уровень квалификации и производительности труда”, который выводится с помощью 17 показателей. Восьмой фактор –  “развитость судебной системы и  других правовых и иных институтов, определяющих характер политики государства (либеральной или с усилением  государственного регулирования); глубину  институциональных преобразований (в странах с переходной экономикой”); это определяется комплексом из 23 индикаторов. Девятый фактор – уровень развития малого бизнеса, включая насыщенность МП, в том числе инновационные  малые предприятия (ИМП), степень  поддержки МП и т.д. - всего 4 показателя.8

Малые предприятия имеют  важное социально-экономическое значение. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике.

В России доля малых предприятий  в общем числе предприятий  составляет 30,7%, тогда как в странах  ЕЭС только микро-предприятия составляют 90%.9

Развитие малого предпринимательства  способствует успешному решению  следующих проблем:

-формирование конкурентных  цивилизованных рыночных отношений;

-расширение ассортимента  и повышение качества товаров,  работ, услуг;

-содействие структурной  перестройке экономики;

-привлечение личных средств  населения для развития производства;

-создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

-более эффективное использование  творческих способностей людей,  раскрытие их талантов, освоение  различных видов ремесел, народных  промыслов;

-вовлечение в трудовую  деятельность отдельных групп  населения;

-формирование социального  слоя собственников, владельцев  предприятий (фирм, компаний);

-активизация научно-технического  прогресса;

-освоение и использование  местных источников сырья и  отходов крупных производств;

-содействие улучшению  деятельности крупных предприятий  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки;

-освобождение государства  от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды  и выкупа.

На начало 2008 года в Российской Федерации насчитывалось 1347667 малых предприятий и 1065016 микро-предприятий, что значительно превышает показатели по наличию предпринимательской деятельности прошлых лет. Также увеличился и оборот данных предприятий. Суммарный оборот малых и микро-предприятий на начало 2008 года составил 607.2 млрд. рублей. В 2010 году число малых и микро-предприятий увеличилось до 4534273 а суммарный оборот продукции до 1141,14 млрд. рублей10, что значительно повысило конкуренцию среди продукции, поставляемой на рынок данными предприятиями, а значит и качество товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  государственного регулирования предпринимательства.

3.1 Механизм воздействия  современного государственного  управления на предпринимательскую  деятельность в России.

 

Государственное регулирование и  поддержка играют исключительно  важную роль в развитии предпринимательства. К тому же существенную роль в финансировании предпринимательской деятельности играет именно государство.

Организационные структуры государственного регулирования предпринимательства сегодня представлены в первую очередь исполнительными органами РФ и субъектов РФ, также государственный аппарат может быть представлен в виде 4 линейной связи.

Рис.1 Система государственного  аппарат, регулирующего хозяйственный механизм сферы обращения.

 

 

 Основным нормативным актом, регулирующем предпринимательскую деятельность является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации могут  предусматриваться следующие меры11:

1)специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий. В настоящее  время НДС(налог на добавленную  стоимость) занимает в структуре   доходов федерального бюджета  около 30% и 5% от ВВП страны. Налоговая  ставка составляет 0%(при налогообложении  внешнеэкономической деятельности), 10%(при реализации важных социально-экономических программ и товаров для детей), 18%(при реализации всех остальных видов товаров). Налог на прибыль организации составляет 20%, из которых 18% идет в региональный бюджет, 2% в федеральный бюджет. При упрощенном налогообложении по схеме «доходы минус расходы», налог рассчитывается в размере 15% от данной разности12.

Минфин РФ планирует в  будущем  внести в правительство  основные направления налоговой  политики на 2013-2015 годы, в которых, в  частности, предложит сохранить  с 2014 года ставку страховых взносов  в социальные фонды на уровне 30%.13

2) упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;(приложени6)

3) упрощенный порядок  составления субъектами малого  и среднего предпринимательства статистической отчетности. Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

  • «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;
  • «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;
  • «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;
  • «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;
  • «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства  по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

4) льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

5) особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

6) меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на  обеспечение реализации целей  и принципов настоящего Федерального  закона меры.

К полномочиям органов  государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  относятся:

1) формирование и осуществление  государственной политики в области  развития малого и среднего  предпринимательства;

2) определение принципов,  приоритетных направлений, форм  и видов поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

3) разработка и реализация  федеральных программ развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) определение основных  финансовых, экономических, социальных  и иных показателей развития  малого и среднего предпринимательства  и инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы  на основе прогнозов социально-экономического  развития Российской Федерации;

5) создание координационных  или совещательных органов в  области развития малого и  среднего предпринимательства при  федеральных органах исполнительной  власти, наделенных отдельными полномочиями  по вопросам развития малого  и среднего предпринимательства  в пределах их компетенции;

6) формирование единой  информационной системы в целях  реализации государственной политики  в области развития малого  и среднего предпринимательства;

7) финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по проблемам развития малого  и среднего предпринимательства  за счет средств федерального  бюджета;

8) содействие деятельности  общероссийских некоммерческих  организаций, выражающих интересы  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

9) пропаганда и популяризация  предпринимательской деятельности  за счет средств федерального  бюджета;

10) поддержка региональных  программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

11) представительство в  международных организациях, сотрудничество  с иностранными государствами  и административно-территориальными  образованиями иностранных государств  в области развития малого  и среднего предпринимательства;

12) организация официального  статистического учета субъектов  малого и среднего предпринимательства;

13) ежегодная подготовка  доклада о состоянии и развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации и мерах  по его развитию, включающего  в себя отчет об использовании  средств федерального бюджета  на государственную поддержку  субъектов малого и среднего  предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных  показателей развития малого  и среднего предпринимательства,  оценку эффективности применения  мер по его развитию, прогноз  развития малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации, и опубликование в  средствах массовой информации  этого доклада;

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России.