Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является необходимость получить знания в области государственного регулирования деятельности предприятий, ознакомиться с методами, инструментами, функциями государственного контроля.
Задачи:
Выявить основные проблемы развития предпринимательского сектора в России.
Определить основные пути совершенствования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Экономическая сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.1.Предприятие как основной субъект экономической деятельности, организационные формы предпринимательской деятельности.5
1.2.Основной инструментарий, цели, задачи и направления государственного регулирования предпринимательства………………………8
Глава 2.Анализ состояния и развития предпринимательства в РФ за период 2007-2011 гг……………………………………………………………..12
2.1 Оценка состояния предпринимательства в Российской Федерации………………………………………………………………………..12
2.2 Развитие малого предпринимательства, как основа конкурентоспособности страны……………………………………………….. 17
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательства………………………………………….21
3.1 Механизм воздействия современного государственного управления на предпринимательскую деятельность в России……………….21
3.2 Формирование системы государственной поддержки предпринимательства……………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………..…30
Библиографический список………………………………………………32
К основным приоритетным сферам государственного регулирования рыночных отношений относят3:
- антимонопольное
- валютные ограничения
в соответствии с Законом о
валютном регулировании и
- регулирование тарифов
и цен (в основном на
- патентное законодательство;
- защиту прав потребителя;
- государственные контракты;
- экспорт товаров и технологий двойного назначения;
- государственное содействие частному предпринимательству.
К функциям государственного управления относят:
Государство
в своем регулировании
Методы государственного
регулирования деятельности хозяйствующих
субъектов реализуются в
1) административные (запрет,
юридическая ответственность,
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду.
Косвенный контроль включает: систему льгот и налогов; ценовую политика; регулирование занятости населения, профессиональную подготовку; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Рыночная экономика, как
правило, является саморегулируемой и
саморазвивающейся системой. Однако,
несмотря на данную особенность даже
такой тип экономики не в состоянии
осуществлять полное саморегулирование
всех процессов, в том числе и
в сфере предпринимательства. В
этой связи ключевая роль по воздействию
на предпринимательскую
Мировой опыт демонстрирует
следующую закономерность: чем на
более высоком уровне экономического
развития находится государство, тем
больше внимания и усилий оно уделяет
развитию национального
Глава 2.Анализ состояния и развития предпринимательства в РФ за период 2007-2011 гг.
2.1 Оценка состояния
предпринимательства в
Становление предпринимательских структур в России происходило своим, достаточно своеобразным путем. Переход к рыночным отношениям привел к выделению новых классов и социокультурных объединений, таких как классы наемных работников и работников не по найму. Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной статистики, называется «работодателями». Если по состоянию на 2007 год, процентное соотношение данных классов в Российской Федерации составляло 95% и 5% соответственно, то уже в 2011 году это соотношение составило 91,4 % и 8,6 % в структуре занятого населения, что свидетельствует о несомненном увеличении предпринимательской активности. Что в свою очередь обуславливается различными программами поддержки предпринимательства и конкуренции со стороны государства. 4
С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги и в настоящее время, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок), составляющих лишь 2 % от общего количества предприятий. В данном секторе остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.
Производственное
Коммерческо-торговое предпринимательство(93%)
— основной вид российского
Страховое и посредническое предпринимательство тоже несет в себе достаточно большую долю риска, поэтому не достаточно широко распространено в России, на их долю приходится 2 %. (приложение 1)
Предпринимательство в Российской
Федерации развито неравномерно
по регионам. Регионы с большей
долей предпринимательства это
– Московская область, Ленинградская
область и Краснодарский край.(
Однако специфика
По регионам страны существует значительная степень неоднородности развития предпринимательства и основных проблемных факторов бизнес – климата, а именно бизнес - среды. При этом можно выделить четыре главных аспекта, которые характерны для большинства регионов:
-Низкий уровень квалификации рабочей силы.
-Проблема доступа к финансированию.
-Высокая коррупция.
-Недобросовестная конкуренция.
Наиболее часто в качестве самого большого препятствия для ведения бизнеса среди регионов отмечается: недоступность финансирования и налоговые ставки. Чуть реже — уровень квалификации сотрудников, коррупция и конкуренция со стороны неформального сектора экономики. Очень редко в качестве основного препятствия для деятельности отмечаются состояние дел в судебной системе, трудовое законодательство, преступность и развитие транспортной инфраструктуры.
Важность и острота проблем варьируются от региона к региону. Исходя из сравнения десяти регионов со странами с сопоставимым уровнем дохода, рассчитанными для каждого региона индивидуально, лидером по уровню развития бизнес-среды среди исследуемых регионов является Ленинградская область. Относительно благополучными по ряду показателей условий ведения бизнеса являются Иркутская, Калужская, Томская области, Пермский край. Существенные проблемы для бизнеса по ряду факторов бизнес-климата существуют в Воронежской, Ростовской и Тверской областях и Москве.
Ниже приведены средние результаты по Московской и Самарской областей по проблематичности разных факторов бизнес-среды. Эти результаты сравниваются с аналогичными оценками, полученными из опросов бизнеса в России в целом и в странах сравнимого уровня подушевого дохода.
Предприниматели Московской области отмечают более высокий уровень проблем по сравнению с опросами в странах сопоставимого уровня дохода в отношении практически всех аспектов бизнес-климата. Наиболее серьезные проблемы бизнеса связаны с недостаточной развитостью и доступностью инфраструктуры (транспорта, электрических сетей), преступностью, ставкой налогообложения. Существенны для предприятий также такие факторы, как доступом к получению земли, недостаточная подготовка сотрудников, доступ к финансированию, телекоммуникации, политическая нестабильность, коррупция, способы конкуренции в теневом секторе. По всем этим проблемам (за исключением ставки налогообложения) наблюдаются и самые значительные разрывы в оценке остроты по сравнению с опросами в сопоставимых странах. Значительный разрыв с ситуацией в странах со сравнимыми доходами — в оценке такого параметра, как таможенные правила. В качестве приоритетных направлений для улучшения бизнес-среды в Москве можно выделить развитие инфраструктуры электроснабжения и транспорта, борьба с преступностью и коррупцией, снижение барьеров по получению земли и зонированию территорий, развитие конкуренции в банковском секторе, повышение квалификации трудовых ресурсов, улучшение работы таможни.(приложение 4)
Список стран сходного уровня дохода для Москвы: Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
По большинству исследуемых барьеров для предпринимательской деятельности предприниматели в Самарской области указали более высокий уровень значимости, чем респонденты в странах с сопоставимым среднедушевым доходом. К наиболее серьезным барьерам для бизнеса в Самарской области относят: недостаточный уровень квалификации сотрудников, коррупцию и высокую ставку налогообложения. Высокий разрыв между оценками важности проблемы в Самарской области и в странах сходного уровня дохода наблюдается в отношении оценок подготовки сотрудников, качества и доступности инфраструктуры (телекоммуникации, электроснабжение), уровня преступности, оформления земли. Именно меры по переподготовке трудовых ресурсов, развитие инфраструктуры и борьба с коррупцией и преступностью являются приоритетными для улучшения бизнес-среды в Самарской области.(приложение 5)
Список стран сходного уровня дохода для Самарской области: Азербайджан, Босния и Герцеговина, Македония.
Для того чтобы ситуация в сфере российского бизнеса, в частности в малом предпринимательстве, нормализовалась, должны произойти серьезные изменения не только в экономической культуре, социальной и экономической психологии, мышлении народа, но и в объективных условиях хозяйствования, экономических укладах жизни общества, а также на уровне государственного регулирования экономической сферы предпринимательства в частности.
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России.