Государственное регулирование национальной экономикой Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования национальной экономики Китая.
Объектом изучения является само государство, а предметом – вопрос государственного регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Государственное регулирование национальной экономикой Китая…4
Заключение…………………….………………………………………..22
Список литературы…………………………………………..…………23

Работа содержит 1 файл

Реферат (Китай).doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     В данный момент банковская система Китая находится на новом этапе реформирования и основные направления развития обозначены достаточно четко, но пока не ясно насколько эффективно будут проходить эти процессы.

     Как известно, банковская сфера во многом отражает состояние экономики, с  ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР.

     Для этой цели НБК использует несколько  мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования.

     Несмотря  на это многие аналитики считают, что проводимая в КНР монетарная и фискальная политика увеличивает  систематические риски, так как экономика и политика в КНР очень тесно связаны, но возможности чисто политического решения экономических проблем далеко не безграничны.

     При вступлении в ВТО КНР взяла  на себя обязательства в течение 5 лет после приема открыть иностранным  банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских и иностранных банков.

     Тем не менее, Китай на словах, предоставляя равные условия для «своих» и  «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков, тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере, а попытки зарубежных банков обойти административные барьеры, установленные НБК, не всегда приносят желаемые результаты.

     Что же касается притока иностранных  инвестиций на китайский фондовый рынок, то здесь ситуация осложняется тем, что более 90% китайских листинговых компаний остаются в собственности у государства, а среди акционеров часто преобладают чиновники и партийные работники, поэтому, как справедливо отмечают западные эксперты, все китайские компании выглядят «несколько подозрительно». Тем не менее, в условиях неопределенности на ведущих фондовых рынках мира интерес к КНР огромен.

     Прежняя тактика постепенных преобразований, известная как «переходить реку, ощупывая камни», перестала приносить  желаемые результаты, поэтому КНР стоит перед необходимостью коренным образом изменить принципы функционирования банковской системы.

     Первые  шаги в данном направлении уже  были сделаны, причем катализатором  этого процесса было вступление Китая  в ВТО и необходимость подготовить  банковскую систему Китая к международной конкуренции.

     Процесс открытия банковского сектора для  зарубежных финансовых институтов проходит достаточно медленно, и у китайских  властей есть время для проведения полномасштабной реформы банковской системы.

     Кроме того, по мнению целого ряда специалистов, у китайской банковской системы имеется мощный гарант в лице китайского государства и компартии Китая, поэтому, несмотря на все сложности, испытываемые в данный момент, она обладает достаточным запасом прочности и устойчивости.

    Несмотря  на успехи в развитии Китая, которому способствовало правильное государственное  регулирование во всех отраслях, существует и множество недостатков. Так, например государственное регулирование в социальной сфере находится на низком уровне. Об этом свидетельствует тот факт, что в стране у более 35 миллионов жителей годовой доход менее 200 американских долларов, что в месяц составляет около 17 долларов. Количество бедных очень велико. Правящая партия не ставила себе задачу повысить благосостояние своего народа, большую часть которого составляют крестьяне. Такой шаг грозит практически полным исчезновением дешевой рабочей силы, за счет которой государственная казна получает возможность привлекать западные инвестиции, обеспечивая достойное существование единицам (по сравнению с общим процентом населения). Именно в этом ключе принятый закон о прописках вызвал бурные эмоции у аналитиков. Согласно которым официальное разделение (после принятого закона) на крестьян и горожан никогда не даст возможности первым оказаться во второй категории.

    Однако  в последние время правительство  Китайской Народной Республики делает заявления о намерении в течении ближайших десяти лет полностью вывести из-за черты бедности своих жителей сельской местности. Специальная группа Государственного совета, оказывающая помощь бедным регионам страны, уже поставила перед собой задачу изменения материального положения граждан, населяющих малоразвитые районы.

    По  планам, первая пятилетка ознаменуется значительным уменьшением бедно  живущего населения. К концу же 2020 года этот вопрос должен решиться практически полностью. То есть, фактически, с наступлением 2011 года люди, находящиеся на грани выживания, получили шанс на улучшение своего материального положения.

    Достигнуть  поставленных целей власти решили за счет создания новых рабочих мест для бедствующих граждан государства. Предполагается, что это позволит повысить их уровень жизни и доходов.

    В настоящее время складывается тенденция  к дальнейшему осложнению и дестабилизации внутренних и внешних условий для развития национальной экономики Китая, факторы неопределенности увеличиваются.

    Риски, связанные с возможным экономическим  кризисом в Китае, реально существуют. Сегодня китайская экономика  внешне выглядит перегретой из-за высокой  доли денежной массы в обращении – 183% в объеме валового внутреннего продукта. Вызывают опасения ухудшение ситуации на китайских фондовых биржах и проблемы на рынке недвижимости. Между тем соотношение основных макроэкономических показателей позволяет характеризовать нынешнюю экономическую ситуацию в Китае в целом как благоприятную. От возможных катаклизмов Китай, в частности, защищают огромные объёмы накопленных средств, размещённых на банковских счетах населения и предприятий.

    Кроме того, Китаю пока удаётся избежать главной опасности – неконтролируемого роста инфляции. Это происходит за счёт достижения благоприятных показателей по трем основным экономическим параметрам. Имеются в виду – поддержание оптимального объёма находящейся в обращении наличной денежной массы, экономное расходование бюджетных средств и постоянный рост инвестиций в основные производственные фонды. В этих условиях избыточная денежная масса идет не на потребительский рынок, что раскручивало бы маховик инфляции, а ложится на счета в банках либо поступает на рынок инвестиционных товаров. Помимо сдерживания инфляции, такая политика обеспечивает дополнительный прирост производственных мощностей.

    Вместе  с тем это не снижает степени  других экономических рисков для  Китая в долгосрочной перспективе. Прежде всего это риски, связанные с избыточным населением и нехваткой энергоресурсов, а также экологические проблемы. Ожидается, что в 2015 году Китай пройдет так называемую точку Льюиса, после чего доля экономически активного населения в стране будет постоянно снижаться, а доля нетрудоспособных граждан – увеличиваться. Это делает ещё более актуальной задачу перехода страны от экстенсивной формы экономического развития к интенсивной, ориентированной на повышение производительности труда за счёт внедрения научно-технических новинок.

    Если  не удастся решить эту задачу в  ближайшие годы, о мировом экономическом  лидерстве Китаю придётся забыть. Усугубляет ситуацию продолжающийся рост мировых цен на энергоносители, от импорта которых серьёзно зависит  китайская экономика. Плюс к этому – необходимость безотлагательного решения целого ряда экологических проблемы, что потребует не только дополнительных бюджетных расходов, но и солидных вложений со стороны самих китайских предприятий.

    Таким образом, в ближайшее время предстоит поддерживать преемственность и устойчивость политических установок на макроконтроль, с одной стороны, и повышать целеустремленность и гибкость установок, с другой, сохранять в дальнейшем взаимосвязи между стабильным и сравнительно быстрым ростом экономики, урегулированием экономической структуры и контролем за инфляцией, чтобы содействовать здоровому и быстрому развитию экономики страны.

    Можно сделать вывод, что Китай под руководством КПК в ходе 30-летнего осуществления реформ и строительства «социализма с китайской спецификой» превратился в одну из крупнейших империалистических держав мира, со всеми присущими капитализму на его высшей империалистической стадии противоречиями, главным из которых становится противоречие между трудом и капиталом.

    Усиливаются и противоречия Китая на международной арене, в первую очередь, со своим главным конкурентом, которому Китай всё более наступает на пятки, Соединёнными Штатами Америки.

    На  наших глазах разворачивается противостояние двух гигантов. Разумеется, США, борющиеся за безраздельное мировое господство и стремящиеся сохранить свои ведущие позиции в мире, без боя не уступят Китаю место лидера. Но, при этом, США попытаются использовать противоречия Китая со своими ближайшими соседями, попытаются стравить Китай с Индией либо с Россией, чтобы затем выступить в лицемерной роли «миротворца» и использовать данные противоречия в своих гегемонистских интересах, в том числе подчинить себе Китай.

    Глубокий  финансово-экономический кризис империализма, поразивший практически весь капиталистический мир, показал всю несостоятельность капиталистического пути развития. Крупнейшие империалистические экономики, в том числе и Китай, выход из кризиса осуществляли за счёт трудящихся. Всё это вызвало волну массовых выступлений рабочего класса, трудящихся многих стран мира, протестующих против стремления капитала переложить тяжесть кризиса на их плечи.

    На  наших глазах нарастает и углубляется  противоречие между трудом и капиталом. Трудящиеся начинают играть всё более активную роль в истории; классовая борьба разгорается и принимает всеобъемлющий характер, что неизменно приведёт к краху прогнившей империалистической системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В ходе работы поставленная цель была достигнута. Были изучены вопросы государственного регулирования национальной экономики Китая. Отмечены основные отличительные черты, даны основные экономические показатели.

     В качестве итогов, отметим основные направления, взятые Китайским правительством в государственном регулировании  экономики на 2011-2013 гг.:

  • предотвращение колебаний в экономике;
  • поддержка последовательной макроэкономической политики, улучшая её точность, гибкость и эффективность;
  • продолжение активной фискальной политики;
  • осторожное реформирование денежно-кредитного сектора экономики;
  • поддержание стабильных цен на сырьё, расширение внутреннего потребительского рынка Китая, увеличение инвестиций в сельское хозяйство, ускорение промышленной реструктуризации, содействие развитию образования, науки и техники, а также на улучшение условий жизни населения;
  • осуществление антикоррупционной борьбы;
  • укрепление и повышение успеха страны во внешней экономике;
  • развитие социальной сферы, содействие технологиям, экономия энергоресурсов, сохранение окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
  2. Васильев, В.В. Государственное регулирование экономики / В.В. Васильев.– М.: Дело и Сервис, 2010. – 176 с.
  3. Диксон, Б. Красные капиталисты в Китае. Партия, частные предприниматели и перспективы политических перемен / Брюс Диксон. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 276 с.
  4. Маевский А. Современный Китай // Рабоче-крестьянская правда – 2011 - №1 – С. 23-25
  5. Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации/ Информ. портал. – Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/ - Дата доступа: 18.10.2011
  6. Тамбовцев, В. Е. Теории государственного регулирования экономики  / В.Е. Тамбовцев. – Инфра-М, 2010. – 158 с.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономикой Китая