Государственное регулирование национальной экономикой Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования национальной экономики Китая.
Объектом изучения является само государство, а предметом – вопрос государственного регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Государственное регулирование национальной экономикой Китая…4
Заключение…………………….………………………………………..22
Список литературы…………………………………………..…………23

Работа содержит 1 файл

Реферат (Китай).doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, рыночное регулирование через  цены темпов роста и структуры  экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие  и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

     Опираясь  только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение  доходов. Хотя рыночный обмен и ведется  по принципу эквивалентности, возможности  у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

     Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

     Национальная  экономика Китая представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели [4].

     Регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства  государства в экономическую  деятельность, а представляет собой  упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие  наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования в КНР можно свести к следующим трем областям.

  1. Экономический рост. В широком смысле - это прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в повышении общего уровня развития. Поэтому понятие роста включает как увеличение производства продуктов, так и повышение производительности труда, совершенствование структуры спроса и предложения и т.д.;
  2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, предотвращение гиперинфляции, поддержание и повышение уровня занятости, недопущение высокой безработицы, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом;
  3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в качестве же одной из целевых функций государства включает также справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.

     Между тремя главными целями существуют взаимосвязи, образующие единую комплексную систему, в которой каждая цель подразделяется на множество подцелей. Макроэкономическое регулирование, охватывая это множество, преследует, таким образом, одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.

     Если  проследить историческое развитие Китая, то следует отметить, что чёткая цель в политике макрорегулирования в ходе китайской реформы появилась не сразу. Вначале она виделась в высоких темпах роста. Хотя в результате этой политики удалось достичь стремительного расширения масштабов экономики и непрерывного повышения уровня жизни народа.

     Ещё в конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства.

     В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.

     Косвенные методы регулирования предполагают следующее [7]:

  • косвенное управление хозяйственной деятельностью предприятий и министерств;
  • управление на макроуровне;
  • разработка направлений и планов развития, а также регулирование и контроль за их осуществлением.

     Основными средствами в Китае являются финансовая политика, налоги, кредитование, прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др.

     Вместе  с тем практика Китая свидетельствует, что средства и методы политики регулирования экономики постоянно совершенствуются. В этой области уже накоплен определенный опыт:

  • во-первых, гарантируется должная действенность и условия регулирования, уделяется особое внимание так называемому "тщательному регулированию", избегается в целях предотвращения отрицательных последствий резких мер;
  • во-вторых, акцент делается на экономические методы регулирования, не упуская, однако, из вида возможность их сочетания с административными и правовыми;
  • в-третьих, углубляются связи и взаимовлияния между политикой государственного регулирования и ходом реформ;
  • в-четвертых, экономическое развитие не только не принесено в жертву, но, напротив, стимулируется политикой регулирования.

     В настоящее время в Китае сформирована социалистическая рыночная система, проведена развернутая всесторонняя индустриализация страны, значительно возросла государственная мощь.

     Политика  государственного регулирования в КНР на современном этапе характеризуется следующими чертами:

  1. Поддержание долгосрочной стабильности и смягчение негативных последствий циклических колебаний. В политике регулирования особое внимание уделено линии на стабилизацию с целью минимизировать циклические колебания, обеспечить плавность перехода от высоких темпов роста к более низким и наоборот, способствовать быстрому и здоровому развитию экономики;
  2. Соответствие содержания и основных направлений политики государственного регулирования экономическому положению страны. Ограничение инфляции является одной из долговременных задач политики регулирования;
  3. Валютная и финансовая политика наряду с линией ограничения предусматривает поддержку таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу;
  4. В инвестиционной политике особое внимание уделяется поддержанию соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности;
  5. Во внешнеэкономической политике вместе с поддержанием основного баланса предусматривается увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение структуры внешней торговли и повышение эффективности использования иностранных инвестиций.
  6. Преобладание экономических методов государственного регулирования. Среди них особая роль отводиться финансовой политике, налогам, прибыли, трансфертам и их сочетанию. В то же время расширяется использование правовых и административных средств.

     Рассмотрим  подробнее отдельные отрасли государственного регулирования в Китае.

     Глобализация  рынка оказывает значительное воздействие  на все страны мира. В частности, наблюдаются изменения в процесс  потока товаров и услуг. Всемирная  Торговая Организация (ВТО), единственная общемировая международная организация была учреждена в целях регулирования правил торговли между странами. Ее цель заключается в оказании помощи производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в осуществлении их деятельности, и их задача состоит в как можно более свободном перемещении товаров.

     10 ноября 2001 года 4-ая Министерская  конференция, состоявшаяся в Дохе, столице Катара, приняла юридический  документ о вступлении Китая  во Всемирную Торговую Организацию  (ВТО). В нем указывается, что  Китай фактически становится новым членом ВТО после 15 лет кропотливой работы, а открытие Китая внешнему миру ознаменовало новых этап развития. Это стало основным событием исторической значимости в рамках китайской модернизации, и этом оказало и продолжит оказывать существенное и долговременное влияние на экономический и социальный прогресс Китая.

     Т.к. Китай является «молодым» участников ВТО, то на современном этапе со стороны государства большое внимание уделяется системе национального регулирования качества [6].

     Программа национальной системы качества требует реализации законодательных инициатив, включая пересмотр действующего законодательства и введение нового законодательства. Соглашение WTO-TBT устанавливает требования относительно того, как рынки должны регулироваться посредством технических положений и использования международных стандартов в целях обеспечения косвенной гармонизации технических положений.

     В связи с этим, необходимо скорейшее  документирование китайской правовой системы с тем, чтобы международные  требования соблюдались в рамках национальных принципов и традиций.

     Ключевая  характеристика технического регулирования  в Китае – центральная роль Общего управления надзором за качеством, инспекцией и карантином Китайской  Народной Республики.

     Несмотря  на эту центральную роль Общего управления надзором за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики, прочие государственные органы играют важные роли и осуществляют обязанности в связи с Системой качества. Эти организации включают:

  • Государственное управление Китая по охране окружающей среды (ГУКООС): Государственное управление Китая по охране окружающей среды является органом государственной власти на министерском уровне, непосредственно относящимся к Государственному совету. Он устанавливает национальные стандарты охраны окружающей среды, отраслевые стандарты и условия по стандартным документам; разрабатывает экономические и технологические политики по охране окружающей среды; а также устанавливает среднесрочные и долгосрочные планы по охране окружающей среды;
  • Государственное управление по продуктам питания и лекарственным средствам (ГУППЛС): Государственное управление по продуктам питания и лекарственным является органом государственной власти, непосредственно относящимся к Государственному совету, который отвечает за всесторонний надзор за управлением безопасностью продуктов питания, здорового питания и косметических средств, и является компетентным органом власти по регулированию лекарственных средств;
  • Генеральное управление по гражданской авиации Китая (ГУГАК): Генеральное управление по гражданской авиации Китая является органом государственной власти на министерском уровне, непосредственно относящимся к Государственному совету. Он устанавливает национальные стандарты гражданской авиации; разрабатывает экономические и технологические политики по гражданской авиации; а также устанавливает среднесрочные и долгосрочные национальные планы по гражданской авиации.

     Присоединение к ВТО является важным стратегическим шагом для участия Китая в  экономической глобализации, демонстрируя его открытие новой эре. После присоединения к ВТО Китай значительно изменился в различных областях, в том числе, в области системы качества. Китай отменил изменил большое количество законов и нормативно-правовых актов в целях соблюдения положений ВТО. Китай выполнил свои обязательства, принятые в процессе вступления в ВТО в таких отношениях, как стандарты, процедуры оценки соответствия, регулирование организаций оценки соответствия с зарубежными инвестициями, а также технические положения.

     После его открытия внешнему миру, особенно после присоединения к ВТО, в  системе качества были достигнуты значительные результаты. Китай предпринимает  усилия, направленные на совершенствование  своей системы качества, посредством  внедрения опыта развитых стран и принимая во внимание свою собственную ситуацию.

     В государственном регулировании  внешней экономической деятельности на современном этапе (по рекомендациям ВТО) особое внимание уделяется нетарифным методам. Так как наряду с сокращением тарифов во всем мире, все большее число стран переходят к нетарифным барьерам, таким как антидемпинг, антисубсидирование и технические барьеры торговли в целях защиты внутренних отраслей. И среди указанных нетарифных барьеров, технические барьеры торговли стали наиболее существенным препятствием для экспорта Китая на протяжении многих лет. Затраты и риски, связанные с техническими барьерами торговли, принятыми зарубежными странами, увеличиваются. В связи с этим необходимо как можно скорее разобраться с техническими барьерами торговли, которые оказывают существенное влияние на развитие торговли, разработать и улучшать систему противодействия техническим барьерам торговли, используемым зарубежными государствами [8].

     Посредством анализа технических барьеров торговли, применяемых экспортными странами к Китаю, а также применяя опыт развитых стран по борьбе с зарубежными барьерами в качестве основных направлений государственного регулирования ВЭД определены:

  • совершенствование внутренних технических стандартов;
  • установление и совершенствование механизмов исследования в отношении технических барьеров торговли;
  • установление системы предупреждения и быстрого реагирования в отношении зарубежных технических барьеров (или мер) торговли.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономикой Китая