Государственное регулирование национальной экономикой Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования национальной экономики Китая.
Объектом изучения является само государство, а предметом – вопрос государственного регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Государственное регулирование национальной экономикой Китая…4
Заключение…………………….………………………………………..22
Список литературы…………………………………………..…………23

Работа содержит 1 файл

Реферат (Китай).doc

— 167.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет переподготовки 

Кафедра теории и практики государственного управления 

Специальность: «Государственное и местное управление» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономикой»

на тему: «Государственное регулирование национальной экономикой Китая» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: слушатель 2 курса, 5 группы

                 Горегляд И.М. 
             
             
             
             
             
             

     Минск, 2011 

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………….3

     Государственное регулирование национальной экономикой Китая…4

     Заключение…………………….………………………………………..22

     Список  литературы…………………………………………..…………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

    Целью данной работы является изучение вопросов государственного регулирования национальной экономики Китая.

    Объектом  изучения является само государство, а  предметом – вопрос государственного регулирования.

    В этой стране впервые разработана  комплексная концепция государственной  производственной политики. Центральное  место в ней принадлежит положению об ускоренном развитии опорных (ведущих) отраслей промышленности: машиностроительной, электронной, нефтехимической, автомобильной и строительной.

    Указанные отрасли избраны ведущими по следующим  критериям: технико-экономическими закономерностями индустриализации; международным опытом выбора ведущих отраслей; степени влияния этих отраслей на другие отрасли народного хозяйства; рационализацией структуры народного хозяйства и устранением узких мест. При этом учитывались специфические факторы: большая численность населения и невостребованность трудовых ресурсов; нехватка природных ресурсов и иностранной валюты.

    Признано, что ускоренное развитие указанных  отраслей поможет Китаю осуществить  крупномасштабное регулирования отраслевой структуры, подняться на новый уровень индустриализации, решить стратегические задачи социально-экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Государственное регулирование национальной экономикой Китая 

     Для того чтобы приступить к рассмотрению вопроса государственного регулирования экономикой, необходимо дать краткие сведения о стране в целом и охарактеризовать само понятие «государственное регулирование».

     Итак, Китай (КНР) – это крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд.); занимает третье место в мире по территории и втрое место по объёму ВВП (на 2010 г.). Средние ежегодные приросты темпов ВВП за период 2001-2010 гг. составляют 8,1% [6].

     КНР - одна из великих мировых держав. Страна входит в ядерный клуб, запускает  космические аппараты, является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Китай обеспечен громадными ресурсами. Каждый пятый человек на Земле - китаец. Китай является крупнейшим в мире производителем зерна, мяса, овощей и фруктов, олова, угля, хлопка. Кроме того, КНР входит в пятерку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля и древесины. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана. Китай занимает первое место в мире по размеру гидроэнергетических ресурсов.

     Согласно  предварительным итогам, валовой  внутренний продукт Китая за первые три квартала 2011 года составил 32 трлн 69,2 млрд юаней /5,01 трлн долл США/. Эти цифры говорят об его увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,4% в сопоставимых ценах.

     Поквартально  динамика ВВП выглядела следующим  образом. В первом квартале ВВП Китая  вырос на 9,7 процента, во втором квартале – на 9,5%, в третьем – на 9,1%. Добавленная стоимость продукции  первой индустрии /сельского хозяйства/ за три квартала составила 3034 млрд юаней с приростом на 3,8%, второй индустрии /промышленности и строительства/ - 15479,5 млрд юаней с приростом на 10,8 процента, третьей индустрии /индустрии услуг/ - 13555,7 млрд юаней с приростом на 9%.

     Отразим темпы роста торговли и ВВП в таблице 1.

     Таблица 1 – Темп роста  внешней торговли и ВВП КНР в 2008-2010 гг.

      2008 2009 2010
ВВП 9.6 9.2 10.3
Экспорт 17.2 -16.0 31.3
Импорт 18.5 -11.2 38.7

     Динамика  китайского экспорта отличается устойчивостью. Он менее подвержен кризисным явлениям в мировой торговле: в 2009 году снижение на 16% было значительно ниже, чем в целом по миру (23%). Другая причина – широкий ассортимент вывоза, низкая зависимость от отдельных товарных групп. Высокие среднегодовые темпы роста экспорта в целом за 2006-2010 годы (15.7%) достигнуты при скромном и даже негативном воздействии ценового фактора: повышения цен на электронику на мировом рынке в эти годы практически не было, а на традиционные трудоёмкие изделия цены даже снизились.

     При этом КНР становится одним из самых устойчивых рынков сбыта. И дело не только в превышении темпов роста импорта над темпами роста экспорта. Устранив ценовой фактор (и получив физический объём экспорта и импорта), эксперты ВТО обнаружили, что в кризисном для мировой торговли 2009 году Китай даже увеличил импорт на 2.9% при сокращении мирового показателя на 12.8%.

     В КНР совместное развитие разных секторов экономики, где доминирует сектор общественной собственности. По сути, экономика Китая  состоит из двух частей. Во-первых –  это общественная (государственная и коллективная экономика); во вторых – необщественная (частная экономика).

     Так же развились акционерная система, совместное хозяйствование.

     После разрушения границ в экономике появилась  новая форма собственности –  перекрестный холдинг.

     В составе ВВП:

  1. Государственная экономика – 1/3;
  2. Смешанная – больше трети;
  3. Негосударственная -1/3.

     В таких отраслях как гражданский  и воздушный флот, водо-, электро, и газо снабжение, железные дороги, почта, телекоммуникации, а так же научные исследования, народное образование, финансы и национальная оборона – тут абсолютное преимущество у государственного сектора.

     В Китае, экономическая деятельность вращается вокруг трех основных индустрий, каждая из которых подразделяется на подотрасли:

  1. Сельское хозяйство (в т.ч. лесное, животноводческое, рыбное и др.);
  2. Промышленность и строительное дело (горное дело, машиностроение, электроснабжение и проч.);
  3. Отрасли не вошедшие в первую и вторую индустрии (сервис, правительственные органы и др.).

     Одна  из главных проблем для успешного функционирования китайской экономики – это нерациональность индустриальной структуры.

     На  сегодняшний момент, главная линия  социально-экономического развития –  урегулирование экономической структуры.

     Выход Китая на лидирующие позиции в международной торговле в новом веке означает дальнейшее и существенное расширение сферы действия ценовой конкуренции на мировом рынке. Она распространилась не только на трудоёмкие товары традиционных отраслей промышленности (текстильную, швейную, обувную). Бытовая и промышленная электроника, потребительские товары длительного пользования, производственное оборудование – всё это стало сферой острой ценовой конкуренции.

     Согласно  Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70% ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «строительством социализма с китайской спецификой». Оценки отдельных экономистов о формах экономики в Китае сильно разнятся.

     Государственное регулирование  представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [1].

     Основные  направления государственного регулирования отметим в таблице 2 [2].

     Таблица 2 – Основные направления государственного регулирования экономики

Направления
Создание  правой основы экономической деятельности государства Макроэкономическая  стабилизация
Создание  общественных благ Проведение  фискальной политики
Регулирование внешних эффектов Поддержка малого бизнеса
Проведение  антимонопольной политики Регулирование внешнеэкономической деятельности
Создание  инфраструктуры Поддержка фундаментальной  науки, проведение общей научно-технической  и инновационной политики
Государственное предпринимательство Обеспечение экологической  безопасности
Перераспределение доходов
 

     Определив понятие «государственное регулирование» и отметив направления в целом, приступим к анализу современного состояния вопроса в Китае.

     В руках государства сосредоточены  все отрасли, которые связаны с сырьем и обороноспособностью. Крупные предприятия (нефтяные, металлургические, угольные, электроэнергетические, железная дорога, авиакомпании) находятся под контролем правительства и существуют за счет государственной поддержки, и государство решает, каким компаниям развиваться. Следует отметить, что экономическая политика последних лет направлена на активизацию процесса акционирования государственных предприятий. В Китае в структуре собственности высокий удельный вес занимают коллективные негосударственные предприятия, которые полностью или частично принадлежат трудовому коллективу. В условиях смешанной экономики государство отдавало предпочтение саморазвитию частного сектора.

     Правительство Китая активно участвует в  управлении экономикой. До сих пор им контролируется большинство финансовых ресурсов страны. Банковская система здесь представлена по преимуществу государственными банками. Сократив роль командной системы управления посредством административных директив, государство освоило и умело использует разнообразные косвенные рычаги регулирования макроэкономики, а также законодательство.

     Роль  государства в экономике Китая  остается приоритетной, правительство  активно участвует в управлении экономикой и регулирует большинство  финансовых ресурсов страны. Возможно до тех пор, пока не сформируются мощные национальные корпорации, способные доминировать на мировых рынках и обеспечивать национальные интересы.

     В условиях современной системы КНР хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

     Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме (заявленная система в КНР) рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономикой Китая