Государственное регулирование национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Описание работы

Совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему того или иного общества.
Иначе можно сказать, что экономическая система страны это система (совокупность) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества.
Сложность экономики как целостной системы состоит в следующем:

Работа содержит 1 файл

tema_1.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров и услуг,  которые домашние хозяйства, предприятия и государство готовы купить при данном уровне цен. 

Рост совокупного спроса тормозят два фактора:

  • первый — психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров (на повышение  
    уровня   потребления),  часть доходов  пойдет на сбережения.  
    С увеличением доходов склонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает;
  • второй тормоз - снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма  
    прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от  
    нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от  
    расширения и модернизации производства оказывается мало  
    привлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.

 

Инструментами государственного регулирования по Кейнсу  является:

- снижение процентов на  кредиты; 

   - увеличение государственных расходов, особенно на инвестиции и социальные нужды; 

   - перераспределение доходов (с помощью налоговой политики)  
в пользу малоимущих; 

   - поддержание платежеспособности населения мерами государственного воздействия (государственные программы, инвестиции, налоги, дотации, социальная помощь).

В итоге, утверждал Кейнс, в результате госрегулирования расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Из двух инструментов регулирования спроса (денежно-кредитного и бюджетного) Кейнс отдавал предпочтение бюджетному. 

Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм. 

      Мультипликатор - это экономический коэффициент, который  
показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае,  
когда потребители склонны использовать прирост их доходов для  
наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.  

              Последователи Кейнса (неокейнсианцы) дополнили и конкретизировали его положения и рекомендации. Например, концепцию мультипликатора они дополнили концепцией акселератора.

Акселератор означает "ускоритель" и показывает зависимость прироста инвестиций от прироста дохода. Каждый прирост дохода вызывает больший в процентном отношении прирост инвестиций. Исходя из взаимосвязи мультипликатора и акселератора, неокейнсианцы разработали схему непрерывного, динамичного роста экономики. Была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях (спада и роста). Разработано положение о регулировании ее через госбюджет с использованием стабилизаторов, призванных в известной степени автоматически реагировать на циклические колебания в экономике, смягчать эти колебаний (в качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия).

 

Монетаризм

 

 

               Монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.

Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. шел интенсивный поиск  новых подходов к государственному регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса в 30-е гг. центральным вопросом была безработица, то в 70-е гг. главной стала проблема инфляции при одновременном снижении производства. 

Эта ситуации получила название стагфляции. Кейнсианские рекомендации, например, увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные манипуляции только усиливали инфляцию и не приводили к росту производства.

Началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг "Назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику.

Немаловажное влияние  в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов. Хотя их лидер американец Милтон Фридмен опубликовал свои основные работы еще в 50-е гг., его теория получила признание в последней четверти XX столетия. Экономический курс, называемый рейганомикой, в значительной степени опирался на взгляды монетаристов.

 

 

       Основные положения концепции Фридмена:

• устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития;

  • сокращение до минимума государственного регулирования,
  • "денежные импульсы", денежная эмиссия  - главное средство  
    экономического регулирования. Фридмен утверждал, ссылаясь на  
    "монетарную" историю Соединенных Штатов, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода  
    существует прямая связь и денежные импульсы - самая надежная настройка экономики.

По Фридмену, на экономическую конъюнктуру влияют не только наличные деньги, но и в целом монетарный базис, или совокупность наличных денег и банковских резервов. Именно этот статистический показатель включается в модели, по которым рассчитываются нормативы денежной политики. Монетарный базис влияет на экономическую жизнь не сразу, а с определенным разрывом во времени. При этом темпы прироста монетарного базиса должны быть скоординированы с темпами роста товарной массы. 

        Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен обеспечивать стабильность цен.

При выборе темпа роста  денег Фридмен предлагает руководствоваться правилом "механического"прироста денежной массы, которое бы отражало два фактора:

  • уровень ожидаемой инфляции;
  • темп прироста общественного продукта.

Согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

 

Экономика предложения

 

Суть концепции  сторонников экономики предложения - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название "экономика предложения" происходит от основной идеи авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.

Представители этой школы  считают, что увеличение налогов  ведет к росту издержек и цен  и в конечном счете перекладывается на потребителей. Повышение налогов - толчок к "инфляции издержек". Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства. В отличие от Кейнса сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика стран Запада не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производства.

Сторонники  экономики предложения выступают  за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Например, предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды.

Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономических программах США и других стран Запада. 

В своих рассуждениях теоретики  экономики предложения опираются  на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение налогов оказывает мощное стимулирующее воздействие на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается, раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Снижение налогов явилось составным элементом экономической программы Р. Рейгана.

Поскольку снижение налогов ведет к сокращению доходной части бюджета, предлагаются следующие способы "спасения" от дефицита: 

  • урезать социальные программы;
  • сократить бюрократический аппарат;
  • избавиться от малоэффективных федеральных расходов (например,  субсидий   промышленным   предприятиям,   затрат на  
    развитие инфраструктуры и др.).

Политика замораживания  неэффективных, с точки зрения правящих кругов, социальных программ (проводимая в США, Великобритании, Франции, других странах) опирается на обоснования  и рекомендации сторонников экономики  предложения и монетаристов.

 

Институционализм

Институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься только экономическими отношениями. Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям. Важно учитывать весь комплекс условии и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь:

  • правовых;
  • социальных;
  • психологических;
  • политических.

Основателем институционализма  считается Дж. Гэлбрейт. По мнению Гэлбрейта, рынок не является универсальным механизмом распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. Опираясь на его мощь, монополизированные отрасли производят свою продукцию в огромном избытке и навязывают ее потребителю. Основа власти крупных корпораций - технология, а не законы рынка. Определяющую роль теперь играет не потребитель, а производитель, техноструктура.

Институционалисты считали, что для понимания всех законов экономики следует изучать не столько саму экономику, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, результатом исключительно эгоистической политики монополий, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики. Против диктата капитала необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку:

  • экологию;
  • образование;
  • медицину;
  • социальную политику.

Представителей институционализма интересуют проблемы экономической власти и контроля над ней. В основе эволюции человеческого общества лежат изменения в технике производства. 

В соответствии с этим институционалистами разработана концепция исторической трансформации общества (в настоящее время получает все большее и большее распространение): индустриальное — постиндустриальное - информационное — технотронное общество.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики