Государственное регулирование национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Описание работы

Совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему того или иного общества.
Иначе можно сказать, что экономическая система страны это система (совокупность) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества.
Сложность экономики как целостной системы состоит в следующем:

Работа содержит 1 файл

tema_1.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

 

 

           Экономика – это сложная систем, которая находится на стыке природной и общественной сферы и отражающая элементы как естественных, так и общественных связей.

 

 

          Совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему того или иного общества. 

       Иначе можно сказать, что  экономическая система страны это система (совокупность) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества. 

     Сложность экономики как целостной системы состоит в следующем:

  • в наличие целого  ряда самостоятельных элементов;
  • в неоднозначности целевых установок развития каждого элемента и системы в целом;
  • в сложной связи между элементами, образующими систему.

 

 

       

Систему общественного воспроизводства   страны, которая исторически сложилась в определенных территориальных границах, определяют как национальную экономику.

Национальная  экономика – это взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

 

 

     Все процессы протекающие в обществе управляемы.

 

 

        Современная система управления национальной экономикой включает два важнейших элемента:

 

  • государственное регулирование;
  • рыночное самоуправление (саморегулирование).

 

 

         Конкретные формы и соотношение между этими элементами могут быть различными в зависимости от условий страны, менталитета народа (традиций, привычек, обычаев, образа мышления) и особенностей секторов национальной экономики (государственного, кооперативного и частного). 

 

 

            Для достижения целей экономического развития необходим синтез государственного регулирования и рыночного саморегулирования. И в мире нет  иных экономических систем, кроме смешанных.

 

 

              Реальная  экономика даже на первых порах ее становления не обходилась без вмешательства государства. 

            Государственное регулирование начиналось с охраны прав частной собственности, поддержки предпринимательства и защиты внутреннего товарного рынка. В дальнейшем государственное регулирование стало охватывать более широкий диапазон. В ходе эволюции совершенствовался как рыночный, так и государственный механизм.  

               Наряду с государством большую роль в сознательной координации экономического поведения играет и  техноструктура. Многие из ее элементов имеют негосударственный характер и представляют различные образования, как на стороне работодателей, так и на стороне наемных работников. 

 

 

        Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.  

         Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. 

         

        Необходимость государственного вмешательства в экономику вызвана следующим:

 

  1. Наличием сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства.
  2. Необходимостью эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах.
  3. Необходимостью выравнивания внешних эффектов.

 

 

           Существуют факторы, которые усиливают процесс нарастания удельного веса элементов сознательного регулирования.  Главные из них:

  • реальные перспективы истощения не возобновляемых ресурсов земли;
  • возрастающая угроза экологических бедствий;
  • неравномерность распределения мировых ресурсов и сложность демографических проблем.

 

 

         К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование относятся, прежде всего:

 

  1. Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление. А оно привязывается к социальной сфере обитания, имеющей территориальную организацию.
  2. Необходимость постоянного воспроизводства и поддержания экономической среды, определяющей коренные цели развития страны и долговременные интересы всего населения.
  3. Создание и поддержание баланса экономических интересов в стране требует от государства взвешенной политики и выбора приоритетов развития в целях консолидации общества.
  4. Поступательное развитие производительных сил страны предполагает определенность институционного целеполагания и корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства, между спросом и предложением.
  5. Необходимость учета общемировых тенденций развития приводит к необходимости создания и поддержки развитой коммуникационной и информационной инфраструктуры, необходимой для осуществления экономического взаимодействия на рынке, которое требует не только государственного регулирования, но и согласованных действий нескольких стран.

 

             Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым, прежде всего в следующих четырех сферах: 

1. Поддержка  конкуренции. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм ведут к централизации капитала. Таким образом, основной двигатель рыночного хозяйства – конкуренция – подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах. 

     Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т.е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности.

 

2. Обеспечение  общеэкономической стабильности. Система рыночного хозяйства в силу специфики координации экономических решений и действий допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.

 

 

        3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. В современном обществе необходима, зашита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи. Теоретически в условиях чистой рыночной экономики больные, старики, инвалиды, сироты могут вообще не получать никакого дохода, так как они ничего не могут предложить на рынке.

4. Преодоление  кризисов на микроуровне. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить и на микроуровне, на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах, например, снизить налоги с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой, не допустить краха фирмы, от которой зависит благосостояние и занятость в регионе. 

       Активное вмешательство государства в экономику может иметь и негативные последствия:

  1. сужение сферы действия рыночных отношений, ведущих к наиболее эффективному использованию производственных ресурсов.
  2. Нарушение принципов рыночного установления связей между хозяйствующими субъектами.

 

            Главной целью государственного регулирования экономики является повышение эффективности использования производственного потенциала страны и достижение сбалансированности (равномерности) развития экономики. 

        Задачами государственного регулирования являются:

 

  • Экономический рост и экономическое развитие;
  • Полная и эффективная занятость;
  • Ориентация на достижение экономической эффективности;
  • Стабильный уровень цен; 
  • Экономическая свобода;
  • справедливое распределение доходов;
  • сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

 

 

В современном мире произошел  переход передовых стран к  информационному укладу, когда выделился  самостоятельный и не зависящий  от национальных государств транснациональный капитал, который стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. 

              Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау.  

            Если учитывать размеры ТНК, то оказывается, что только половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, другая же половина — в своеобразной плановой системе.

На таком пути наметился  переход к конвергентной экономической системе, сочетающей плановые и рыночные начала. Транснациональный капитал своей мощью может свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки и может при желании "обрушить" финансовые рынки практически любого государства. Многие государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных интервенций, противодействующих движению транснационального капитала.

Важнейший аспект функционирования национальной экономики- влияние государства на экономические процессы в стране – изучает такая наука как «Государственное регулирование национальной экономики».

 

2. ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ,  МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

 

 

 

        Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики, и субъекты управления, т.е. лица, структуры, которые осуществляют эту регулирующую деятельность.  

                      Субъектами регулирования являются также надгосударственные политические и международные организации, такие,  как Международный   валютный   фонд,   Всемирный   банк,   Всемирная  
торговая организация и т. д.

 

 

           Государственное регулирование направлено на те процессы и отношения, функционирование которых рыночный механизм  обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Они и являются объектами государственного регулирования. 

              Объектами государственного регулирования являются первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы. 

              Основными объектами, на которое направлено воздействие государства в сфере экономики, являются:

  • процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;
  • структура форм собственности;
  • социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства;
  • экономический цикл, процесс воспроизводства;
  • государственный сектор экономики;
  • условия и источники накопления капитала;
  • денежное обращение;
  • цены и инфляционные процессы;
  • конкурентная среда;
  • предпринимательство;
  • инвестиции, НИОКР;
  • социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
  • занятость, кадры;
  • платежный баланс;
  • внешнеэкономическая деятельность страны;
  • окружающая среда. 

 

 

           Перечень объектов государственного регулирования свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества, как на микро-, так и на макроуровне, включая международные экономические отношения.

 

 

          Объекты государственного регулирования перекрывают друг друга. Так, экономический цикл как объект регулирования невозможно отделить от занятости, отраслевой и региональной структуры и т.д.  

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики