Государственное регулирование национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Описание работы

Совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему того или иного общества.
Иначе можно сказать, что экономическая система страны это система (совокупность) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества.
Сложность экономики как целостной системы состоит в следующем:

Работа содержит 1 файл

tema_1.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

          В разные периоды времени одни объекты выдвигаются на передний план, другие – отступают. 

          

 

 

          Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

  1. Экономическое прогнозирование. 
  2. Программирование экономического развития.
  3. Бюджетирование.
  4. Индикативное планирование.

 

 

 

          Экономическое прогнозирование представляет собой предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер.  

         Экономический прогноз – исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. 

         Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки и техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.

 

 

         Для обеспечения эффективности прогнозов необходимо соблюдать ряд методологических требований:

  • поэтапность процесса прогнозирования (составление поискового прогноза, разработка целевого или нормативного прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности, корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования);
  • составление сценария и вариантов прогноза;
  • сведение разного рода прогнозов в систему.

 

 

        Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. 

       Программирование экономического развития – это разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер: регионов, межотраслевых комплексов. Программы – основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

 

 

          В соответствии с  решаемыми задачами можно выделить федеральные, региональные и отраслевые программы.

 

 

           Процесс программирования на каждом этапе становления рыночных отношений имеет свои особенности.

 

 

              Финансирование мероприятий для реализации  программ должно осуществляться целевым назначением на соответствующем уровне государственной власти.

 

 

              Разработка комплексных программ осуществляется по следующим этапам:

    1. выявление проблемы, определение ее актуальности;
    2. анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
    3. выделение основных целей;
    4. анализ социально-экономической системы, в которой существует проблема;
    5. поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив);
    6. оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
    7. детализация и уточнение отобранных альтернатив;
    8. проверка эффективности решения, разработка рекомендаций по реализации программы.

 

 

       Разработка и реализация программ должна отвечать таким принципам, как целенаправленность, системность, ресурсная обеспеченность, приоритетность.

 

 

           Бюджетирование – это процесс активного вмешательства государства в управление экономикой. Оно  представляет собой разработку и реализацию специального документа -      государственного бюджета страны. 

          Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. 

               

 

 

          Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.

 

 

        Индикативный план является основным документом для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

 

 

         Реализация целей государственного регулирования экономики обеспечивается с помощью различных методов.

 

 

         Методы государственного регулирования экономики классифицируются: по критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений»- прямые и косвенные методы. По организационно-институционному критерию – административные и экономические методы.

 

 

         Такое деление методов в определенной степени является условным, но для формирования понятийного аппарата оно полезно и целесообразно.

 

 

           Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.  

         К прямым методам относятся: государственное субсидирование; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые  и административные ограничения и запреты по выпуску определенных  видов продукции и т.п.

 

 

           При применении косвенных методов государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Государство лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. 

         Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком – определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

 

 

              К косвенным методам можно отнести: налогообложение, систему налоговых льгот, регулирование цен, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. 

            

        Административные методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. 

       Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они:

  • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
  • базируются на силе и авторитете государственной власти;
  • включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации);
  • предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Существуют такие сферы  деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а  необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической  безопасности общества и сохранения не воспроизводимых природных ресурсов; защита национальных интересов страны в мирохозяйственной системе.

Экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. 

      Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

  • государственного экономического прогнозирования;
  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно-налоговой системы;
  • денежно-кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

 

  1. ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

 

         В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей инфляции, мира, войны). В XX в. маятник поворачивался дважды:  

    в 30 – 60-е гг.— в сторону активизации воздействия государства;  

    с 70-х гг. — в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов.   

      В целом процессы, происходившие в мировом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и разработке научно обоснованной экономической политики государства.

Крупнейшими экономистами мира за последние 200 лет были выдвинуты  следующие основные учения в области  государственного регулирования экономики:

  • кейнсианство и неокейнсианство;
  • монетаризм;
  • институционализм;
  • марксизм;
  • неоклассическая теория;
  • неолиберализм.

 

    Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования  экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств.

Кейнсианство

Теория Дж. М. Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика, без мер государственного воздействия, "вылечить " себя не может.

В 30-е гг., когда разрабатывалась  и была опубликована книга Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", главная проблема экономики как США, так и большинства капиталистических государств состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса 1929-1933 гг., создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы.

Кейнс в своих экономических произведениях призывал правительства:

  • через активизацию и стимулирование совокупного спроса воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг;
  • привлекать инвестиции (чем больше инвестиций, тем больше  
    масштабы и выше темпы производства);
  • осуществлять  активное  государственное регулирование  инвестиций, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы.

 

Как писал Кейнс, "реальная экономическая практика не имеет ничего общего с некоторого рода безобменной экономикой Робинзона Крузо". Аналогии между робинзонадой и реальной экономической действительностью неубедительны. Надо не забывать о роли денег, о том, что товары не просто обмениваются "товар на товар", а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенной в обществе продукции, то возникает несоответствие, часто продукция не находит сбыта, цены не успевают выравнивать спрос и предложение. 

По Кейнсу, в вышеуказанной ситуации действует "эффект храповика". В случае возрастания спроса цены и зарплата растут, в случае его сокращения они остаются на прежнем уровне.

 

Кейнс приходит к выводу, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики