Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:45, реферат

Описание работы

цель настоящей работы - являются обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, для достижения этой цели необхлдимо решить следующие задачи: изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования экономики 5
1.1. Многообразие подходов к проблеме государственного регулирования 5
1.2. Цели, функции и методы 10
Глава 2. Особые методы регулирования 18
2.1. Антимонопольная политика и регулирование ценообразования 18
2.2. Регулирование цен 22
2.3. Поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Литература 33

Работа содержит 1 файл

Государственные регулирования экономики.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      Следующая форма государственной поддержки  малого бизнеса - государственное страхование  займов. Оно позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск, что очень важно для инновационной деятельности. В США, например, Администрация малого бизнеса гарантирует до 90 % ссуды, предоставляемой коммерческими банками малым предприятиям. Аналогичная система страхования действует в Японии и в других странах с развитой рыночной экономикой.

      Для поддержки малого бизнеса широко используется льготное налогообложение. Оно служит инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления. Но действуют и постоянные льготы: по корпоративному налогу на прибыль; по налогу на прирост капитальной стоимости; при экспертной оценке малого бизнеса.

      Правительства используют прямое бюджетное финансирование и государственные заказы на продукцию малого бизнеса. Здесь, как правило, поддержка государства является строго целевой. Так, в США и в Японии в сметах расходов Министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США - энергосберегающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР.

      Государство оказывает помощь малым предприятиям в информационно-консультативной, маркетинговой и кадровой деятельности. Малые предприятия обладают слишком незначительными финансовыми возможностями, чтобы организовать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночной информации собственными силами. Эту слабость в существенной мере компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров менеджмента и подготовки кадров, технополисов, технопарков. Такого рода услуги нередко финансируются непосредственно за счет заинтересованных организаций (например, в США - Администрации по делам малого бизнеса, министерства сельского хозяйства, министерства энергетики, национального научного фонда и др.).

      Для экономики России целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет большое значение, так как современное конкурентоспособное народное хозяйство не может существовать без результативного функционирующего малого бизнеса. В условиях переходной экономики с его помощью могут быть решены не только многие экономические, но и социальные задачи, например смягчение безработицы. Широкое развитие малого бизнеса позволит создать дополнительные рабочие места. Государственная поддержка малому предпринимательству признается в правительственных документах одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующим развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников-предпринимателей. 

 

      

      Заключение

      Итак, резюмируя работу, приходим к выводу, что государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.  

        По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).  

        Объективная возможность ГРЭ  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.  

         ГРЭ через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовности физических и юридических лиц мириться с налоговым гнетом; границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность ГРЭ через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются. Главная граница ГРЭ-           возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.  

          Перечисленные границы ГРЭ в условиях рыночного хозяйства носят относительный характер. В этих границах ГРЭ продолжает развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность. Механизм ГРЭ постоянно совершенствуется. В современных условиях практика ГРЭ оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы. 

      Литература

 
  1. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской  деятельности: государственное и  межфирменное: Учеб. Пособие. — М.: Издательство «Косалтбанкир», 2002.
  2. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.
  3. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе эко¬номики. — М.: Наука, 2002.
  4. Генералов В. В., Лычагин М. В. Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003.
  5. Шахмалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Про-блемы теории и практики управления. 1998. №2.
  6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
  7. Ишутин Р.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. – М.: Российская Академия предпринимательства, 2005. –384 с.
  8. Кейнс Дж.М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
  9. Никоноров С.М. Проблемы предпринимательства в современной России // Юрист. – 2005. - №1. – С.2-4.
  10. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка, В.А.Швадара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 525 с.
  11. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
  12. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М- Л., 1935.
  13. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005. –336 с.
  14. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
  15. Ишутин Р.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. – М.: Российская Академия предпринимательства, 2005. –  С.219-220.
  16. Ишутин Р.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. – М.: Российская Академия предпринимательства, 2005. –384 с.
  17. Кейнс Дж.М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
  18. Кузьмин С.А. Предпринимательство в России. Что нужно, чтобы оно состоялось? // Финансовый бизнес. – 2003. - №4. – С.70-72.
  19. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
  20. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г.Лапусты.-М.: ИНФРА-М, 2000.
  21. Шкребела Е.В. Совершенствование налогообложения малого бизнеса, М.: ИЭПП, 2000
  22. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005. –336 с.

Информация о работе Государственное регулирование экономики