Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:45, реферат
цель настоящей работы - являются обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, для достижения этой цели необхлдимо решить следующие задачи: изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования экономики 5
1.1. Многообразие подходов к проблеме государственного регулирования 5
1.2. Цели, функции и методы 10
Глава 2. Особые методы регулирования 18
2.1. Антимонопольная политика и регулирование ценообразования 18
2.2. Регулирование цен 22
2.3. Поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Литература 33
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.
Исходя
из целей, государственное регулирование
выполняет важные функции в рыночной
экономике. Рыночная экономика, основанная
на частной собственности, не может
функционировать без
Рыночный механизм сам по себе в “чистом виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.4
Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.
Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная
политика и внешнеэкономическое
регулирование являются мерами государственного
регулирования, не уступающими по значимости
вышеперечисленным
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Для
каждой страны набор инструментов и
степень вмешательства
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы
косвенного воздействия создают
лишь предпосылки к тому, чтобы
при самостоятельном выборе субъекты
экономических отношений
Методы
государственного регулирования классифицируются
и по критерию организационно-
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое
разграничение экономических и
административных методов несостоятельно,
так как порой и
Таковы функции, инструменты и методы государственного регулирования.
Конкурентный
рынок существует в условиях множества
продавцов и покупателей, не имеющих
возможности оказывать
В странах с развитой рыночной экономикой на протяжении значительного времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих странах еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты и специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Обратимся к опыту США, который позволил сформировать так называемую американскую систему антитрестового права. В основе американской системы находятся Акт Шермана (1890 г.) и Акт Клейтона (1914 г.). Акт Шермана, отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополии. Суды стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% продаж определенного товара, и более.
За попытки монополизировать рынок руководителей фирм стали наказывать лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы - денежными штрафами, превышающими в три раза ущерб, нанесенный покупателям.
Акт Клейтона запретил контракты на продажу товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, ограничительную практику организации сбыта, переплетающиеся директораты фирм и слияния, осуществляемые через приобретение обычных акций конкурента. Образованная в 1914 г. федеральная торговая комиссия предназначалась для борьбы за запрещение “нечестных методов конкуренции” и против антиконкурентных слияний. Последующие законы Вилера Ли (1930 г.), Целлера Кефовера (1950 г.) продолжали эту тенденцию. В частности, Акт Целлера-Кефовера дополнил запрет Акта Клейтона на покупку через приобретение акций еще дополнительным положением о запрещении слияния путем приобретения активов.
В
1982 и 1984 гг. Министерство юстиции США
приняло новые правила
Американская система антимонопольного регулирования действует в Канаде, Аргентине и других странах.
В рамках Европейского Союза политика конкуренции определена Римским договором. Ее задача, во-первых, контролировать структурную концентрацию западноевропейских фирм, которая приводит к формированию монополий и олигополий, искажающих условия конкуренции и злоупотребляющих своим доминирующим положением; во-вторых, не допускать увеличения государственной помощи национальным компаниям с целью предоставления им каких-либо преимуществ. Конкретный характер и содержание антимонопольных заказов непосредственно зависят от уровня экономического и правового развития той или иной страны. Однако можно выделить общие для всех стран ЕС цели (помимо названных): контроль над ценообразованием, связанный в том числе с охраной интересов и прав потребителей; оптимальное использование ресурсов; более равномерное распределение доходов между фирмами, в том числе недопущение получения сверхприбылей за счет ограничения конкуренции; снятие преград для межотраслевого перелива капиталов, защита интересов и содействие развитию малых и средних предприятий.