Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:45, реферат
цель настоящей работы - являются обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, для достижения этой цели необхлдимо решить следующие задачи: изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования экономики 5
1.1. Многообразие подходов к проблеме государственного регулирования 5
1.2. Цели, функции и методы 10
Глава 2. Особые методы регулирования 18
2.1. Антимонопольная политика и регулирование ценообразования 18
2.2. Регулирование цен 22
2.3. Поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Литература 33
В
подавляющем большинстве
Применение антимонопольного законодательства осуществляется через определенный институциональный механизм, включающий специальный административный орган. В США - это Управление по антитрестовской деятельности Министерства юстиции; в Англии - Генеральный Директорат по справедливой торговле; в Германии - Федеральное ведомство по картелям; во Франции - Совет по конкуренции, в Японии - Компания по справедливым сделкам.
Целью антимонопольной политики является, как уже указывалось, поддержание на соответствующем уровне рыночного механизма. Но исходя из целей стабилизации экономики, выхода из кризисных ситуаций, депрессии, государство прибегает к действиям, противоположным антимонопольному регулированию. В 20-30-е годы ХХ в. в ряде стран использовались меры принудительного картелирования. В США в системе “нового курса” Ф.Рузвельта был принят “Закон о восстановлении национальной промышленности” (НИРА), в соответствии с которым осуществлялось принудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства в целях его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждый из которых были введены так называемые “кодексы честной конкуренции”, которые определяли единую политику цен, фиксировали размеры производства для каждого предприятия, распределяли рынки сбыта между участниками и устанавливали уровень заработной платы рабочих. В целях укрепления военного хозяйства и проведения политики автаркии (самообеспечения) гитлеровское правительство в Германии осуществляло насильственное картелирование мелких и средних предприятий. В 1931 г. в Японии был принят закон, согласно которому также проводилось принудительное картелирование главных отраслей промышленности.
Переход
российской экономики к рынку
требует активного
Наиболее
общее выражение
Влияние правительственных и других институциональных субъектов (профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п.) на регулирование и формирование цен в рыночной экономике осуществляется как в косвенных, так и прямых формах. Обычно превалируют косвенные, прямые применяются лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, послевоенное восстановление, кризисная ситуация и др.)
Регулирование цен в обычных условиях осуществляется с помощью инструментария государственной макроэкономической политики, воздействующей на денежную массу, уровень инфляции, величину спроса, налоги, процентные ставки, с помощью антимонопольной политики, а также через проводимую правительством совместно с профсоюзами и предпринимателями политику регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Политика эта сложная, страны варьируют. Так, в США государство регулирует только 10% цен, а в Австрии, Швейцарии - до 50%.
Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют государственные организации, занимающиеся вопросами ценообразования. Так, во Франции существует Управление конкуренции и потребления (до 1978 г. управление цен и внутренней торговли), утверждающее тарифы, а точнее, допустимую величину увеличения тарифов и продажных цен государственных предприятий; в США - Комиссия по ценам, в Японии - бюро по ценам в аппарате Управления экономического планирования, В Швеции - Государственное управление цен и конкуренции. Органы управления осуществляют финансовое воздействие на развитие экономики через контроль над ценами.
Кроме
того, во многих странах местные
органы власти выступают регуляторами
цен на продукцию отраслей общественного
пользования. Такая необходимость
обусловливается постоянными
В Японии в целом 19% всех цен, особенно в отраслях с естественной монополией, регулируется правительством непосредственно, хотя применяются достаточно эластичные методы такого регулирования. В соответствующих министерствах при активном участии компаний определяется минимальный уровень цен, при которых последние могут нормально функционировать. Правительственный орган - Бюро по ценам - анализирует предложенные варианты и дает заключение. Главная цель Бюро по ценам - вскрыть дополнительные резервы для сокращения издержек и обоснования возможности снижения цен.
Каковы наиболее типичные формы воздействия государства на цены и цель вмешательства государства в ценообразование? Аналогично антимонопольному регулированию - поддержание конкурентной среды и защита мелкого и среднего предпринимательства и массового потребителя от ценового диктата монополий и социальная защита населения.
Меры,
к которым прибегает
Установление фиксированных цен на товары и услуги, производимые государственным сектором, и лидерство в ценах. Примером здесь могут служить цены и тарифы на продукцию добывающих отраслей промышленности, находящихся в государственной собственности, на электроэнергию с государственных электростанций, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы и т.д. Как правило, это более низкие цены по сравнению с частным сектором. Цель искусственно сдерживаемых цен и тарифов - способствовать снижению издержек производства в частных хозяйствах и повышать национальную конкурентоспособность.
Имея значительную долю предприятий в тех или иных сферах экономики, государство на основе административного поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен на их продукцию, оказывает влияние на уровень цен в целом по отрасли. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным покупателем и заказчиком, например, в строительстве, в производстве вооружений и других товаров для нужд армии. Здесь правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами-производителями контрактные цены, которые становятся затем базовыми для отрасли.
Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему и политику амортизации. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке, и дифференцированные изменения ставок непосредственно воздействуют на динамику цен. Государственная политика установления цен на “акцизные товары”, то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования. К таким товарам в большинстве стран относятся винно-водочные изделия, табачные, бензин, автомобили и ряд других.
Манипулирование нормами амортизации со стороны правительства также является прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования. Во многих странах используется политика ускоренной амортизации как средство формирования процесса накопления капитала, ускорения обновления и модернизации машин и оборудования с целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках. Повышенные нормы амортизации ведут к росту издержек производства, и повышение цен становится порой непредотвратимым.
Регулирующее воздействие на цены оказывает экспортно-импортная политика государства. Количественные и качественные ограничения экспорта и импорта, таможенные пошлины оказывают влияние на внешнеторговые цены страны и на цены внутреннего рынка. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также прямое воздействие на цены импортируемых товаров размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства.
С
целью регулирования цен
В качестве регулирующей меры государство иногда использует фиксацию цен или установление пределов их повышения. Это типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является в долгосрочном и даже краткосрочном периодах малоэффективным. Используется чаще всего в экстремальных обстоятельствах (военные условия, реформирование экономики, национальная напряженность).
Во всех странах со стороны правительственных органов осуществляется наблюдение за ценами. Это, по сути, первичная форма регулирования ценообразования. На ней базируются все акции государственной ценовой политики.
Наблюдением за ценами занимаются статистические управления. Самостоятельные наблюдения за ценами часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные независимые политики или исследовательские фирмы, университеты - по заданию руководства партий, международных организаций. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и их социальных партнеров - выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
К настоящему времени федеральное правительство (само или с региональными властями) регулирует цены на крайне исключительный круг товаров и услуг, как правило, производимых монополистами. Среди них газ, электроэнергия; транспортные тарифы на железнодорожном, городском и трубопроводном видах транспорта; услуги почтовой связи; коммунальные услуги; квартплата; вооружение и некоторые другие.
Регулирование
большинства таких цен
Вместе
с тем федеральное
Во
всех развитых странах существует система
государственной поддержки
На малый бизнес распространяется система льготного кредитования, эффективно действующая во всех странах с развитой рыночной экономикой. Это особенно важно на этапе становления малых предприятий. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование малых предприятий. Максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает при этом 400 тыс. марок. Он выдается на льготных условиях сроком до 20 лет и погашается следующим образом: в первые три года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка в 2 %, на пятый - 3 %, на шестой - десятый годы - по 5 %. На остающиеся до истечения срока кредита - 10 лет - размер процентной ставки может быть изменен. Льготное кредитование малого бизнеса в ряде случаев носит ценовой характер: например, на инвестиции, на приобретение оборудования, на проведение НИОКР.