Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть методы и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Под государственным  регулированием агропромышленного  производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно  экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства[13,14].

 

 

3.2  Нормативно-правовая база государственного  регулирования экономики в Беларуси

 

Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» является основой единой налоговой системы Республики Беларусь и регулирует порядок уплаты в бюджет Республики Беларусь налогов, сборов и пошлин всеми плательщиками.

Под налогами и  сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах.

Кроме налогов  и сборов, предусмотренных настоящим  Законом, в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством  неналоговые платежи.

Местные Советы депутатов в пределах прав, предоставляемых  им законодательством, могут устанавливать  взимаемые на их территории местные  налоги, сборы, пошлины. Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», принятый палатой представителей 15 декабря 1998 года определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику.

Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной (договорной) основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. Государственные нужды - необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также других задач.

Этим законом  регулируются также и отношения, связанные с поставкой товаров для местных нужд.

Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из этого закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Этот закон  действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Закон применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

Действие закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь.

Отношения, связанные  с монополистической деятельностью  и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства.

Правила закона применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую обороноспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права.

Если иное не установлено в соответствии с  нормами международного права, положения  закона применяются также в тех  случаях, когда субъекты права совершают  действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках.

С всего выше сказанного можно сказать следующее:

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность  государственного регулирования появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Все функции государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и  поддерживающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций государства связана  с усилением и развитием самой  экономической системы.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мною освещены такие темы, как: понятие государственного регулирования экономики, методы и формы, также их классификация, подробно рассмотрено государственного регулирования экономики в Республике Беларусь.

Мною были сделаны следующие выводы:

Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Объекты государственного регулирования экономики совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности. Среди методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные.  Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга.

Административные  приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета. Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают  социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственное регулирование экономики в условиях рынка. //

Экономика и  управление в зарубежных странах, 2000, №5-6.

  1. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. Для вузов/под ред. В.И. Кушлина.-М. : РАГС, 2010.- 616 с. : Б.ц.ББК 65.012.341я73 Чз1-1.
  2. Государственное регулирование экономики: Учебник/ Антонова Н.Б.- Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.
  3. ЕфимоваЕ.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИУ, 1997.
  4. Лукинов И. Методы и средства государственного регулирования

экономики переходного  периода.2003, №5.

  1. Примак, В.В. Государственное регулирование в регионах в условиях рыночной экономики / В.В. Примак // Экономика и управления.- 2009. -№ 1.- С. 140-143. ББК 65.9(2Рос)-132+67.401.125 РБ.
  2. Самофалова, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. Э.Н. Кузьбожева.- М. : КноРус, 2007.-272с. : Б.ц.ББК 65.012.341я73 Аул-1, Чз1-1.
  3. Черемисина, А.С. Об определении взаимного соотношения механизмов, форм, методов и инструментов государственного регулирования экономики // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь.- 2009.- №11.-С.82-94. ББК 65.012.2(4Беи)РБ.
  4. Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире. //

Экономист, 1999, №1.

  1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видятина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560с.
  2. Информация о методах и формах государственного регулирования экономики // Библиотека научной и студенческой информации [Электронный ресурс] – 2009 – Режим доступа http://yur-portal.ru -09.11.2011.
  3. Информация о отличительных особенностях экономических и административных методов// Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – 2011 – Режим доступа http://laboureconomics.ru -15.09.2011.
  4. Информация о регулировании экономики в Республике Беларусь// Библиотека научной и студенческой информации [Электронный ресурс] – 2009 – Режим доступа http://ru.wikipedia.org – 18.11.2011.
  5. Информация о регулировании экономики в Республике Беларусь// Библиотека научной и студенческой информации [Электронный ресурс] -Режим доступа http://zaplatka.net – 18.11.2011.
  6. Информация о нормативно-правовой базе государственного регулирования экономики в Беларуси// Информация для студентов и учащихся [Электронный ресурс] – 2010 – Режим доступа http://www.economy.gov.by – 19.11.2011.

Информация о работе Государственное регулирование экономики