Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть методы и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке)[8].
Классификаций методов государственного регулирования экономики.
1) По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.
Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства. К прямым методам государственного регулирования экономики относятся:
а) Ограничение частного бизнеса;
б) Государственное субсидирование;
в) государственное предпринимательство;
г) Система государственного управления экономикой.
В данных методах государственного регулирования преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты. Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.
Таким образом, прямые методы регулирования применяются тогда, когда общество через свои государственные институты непосредственно воздействует на народнохозяйственные соотношения спроса и предложения товаров.
В значительной части прямое воздействие на экономику государства осуществляет через инвестиции. Последние могут идти или на развитие государственного предпринимательства или на субсидирование предприятий негосударственного сектора. В условиях перехода к рынку средства в основном направляются на развитие капиталоёмких и малорентабельных отраслей. Особенно это касается таких отраслей, как угольная промышленность, железнодорожный, водный транспорт и другие.
Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Прямые и косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.
2) По организационно- институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.
В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало.
В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.
Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.
Из экономических мер наиболее часто используются:
а) Средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;
б) Средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит, в первую очередь, министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;
в) Прогнозирование, планирование и программирование экономики.
Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;
г) Воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.
Зрелая рыночная
экономика предполагает в основном
косвенное воздействие
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ОБЛАСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
2.1 Экономические
и административные методы
Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.
Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.
Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно-обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.
Объекты государственного
регулирования экономики в
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
1) Эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;
2) Поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
3) Проведение общегосударственной инновационной политики;
4) Регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5) Регулирование регионального развития.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование выполняет функцию корректировки и дополнения действия механизмов саморегуляции, в сфере государственного управления становится обязательным следование принципу оптимального вмешательства. Этот принцип можно сформулировать так: при рыночной экономике объем и методы государственного вмешательства, обеспечивающие его оптимальный эффект для достижения заданной цели, в каждом конкретном случае устанавливаются исходя из конкретных условий.
Государство осуществляет регулирующие функции, используя административные либо экономические методы. Административное или прямое регулирование ограничивает свободу выбора хозяйствующего субъекта, устанавливая определенные правовые рамки. По своему характеру административное регулирование блокирует действие рыночных регуляторов. Однако и в условиях развитого рынка административные методы регулирования сохраняют свое значение и при необходимости используются. Во всех странах с развитой рыночной экономикой административными методами реализуется антимонопольная политика. Государство устанавливает систему административных ограничений, препятствующих монополизации рынка, директивно регулирует деятельность компаний- монополистов.
Административные методы активно используются в сферах защиты прав потребителей, охраны окружающей среды. Ограничивают свободу хозяйствующих субъектов и относятся к административным методам регулирования запреты на использование опасных технологий, выбросов вредных отходов производства, рекламу вредной для здоровья людей продукции и т.д. Прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий одновременно оказывает косвенное воздействие на все сопряженные с регулируемой сферой экономические процессы.
Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:
Административные
методы предусматривают
С помощью этих методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.
Административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому они должны использоваться в сочетании с экономическими[8].
Таблица
2.1 отличительные особенности
Административные методы |
Экономические методы |
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений |
Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии |
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления |
Оказывают косвенное
воздействие на объекты управления,
учитывают экономические |
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены |
Предполагают
полную самостоятельность хозяйствующих
субъектов при высокой |
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений |
Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска |