Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть методы и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
[12].
Экономические методы регулирования - это система приемов и способов прямого воздействия и его направления на общественно-хозяйственное развитие с соблюдением требований экономических законов при определенных товарно-денежных отношений и с использованием других экономических рычагов для создания условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результатов.
С помощью экономических методов создаются экономические условия, стимулирующие стремление достигать в работе высоких результатов. Их применения предусматривает сравнение затрат и результатов. К экономическим методам регулирования относятся прогнозирование, планирование, программирование, материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, использование таких экономических категорий, как заработная плата, себестоимость, прибыль, цена и др.
Сегодня в мире нет страны, тем более экономически развитой, которая бы активно не использовала систему государственного экономического регулирования рыночных отношений, валютно-финансовой стабилизации, налоговой и бюджетной, инвестиционной и структурной политики.
Сущность экономических
методов состоит в косвенном
воздействии на процесс регионального
воспроизводства — через
2.2
Сфера применения
Практическая сфера применения методов административного управления в различных странах различается, что находит отражение в доли и структуре государственного сектора в экономике, уровне и роли социальной защиты, доле налогов в ВВП, институциональном составе органов государственного управления и т.д.
Имеющийся опыт многих западных стран говорит о том, что нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры; с одной стороны, элементы администрирования несут в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Нацбанка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.
В рыночной экономике, преобладают экономические регуляторы, поскольку конкурентный рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему. Они имеют явные преимущества перед административными методами регулирования экономики. Это заключается в том, что экономические методы не только не сужают свободу выбора хозяйственных субъектов, но и во многих случаях даже расширяют ее. За субъектом всегда остается право на свободное принятие рыночного решения. Не случайно в странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются минимально. В то же время, история свидетельствует, что в критических ситуациях (во время войн, критического положения в экономике и т.п.) роль этих методов резко возрастает.
В целом, государство воздействует на экономику посредством следующего комплекса административно-правовых мер:
- во-первых, прямого контроля (нормирование, централизованное планирование, лицензирование);
- во-вторых, регулирование (общественные сооружения, цены и др.);
- в-третьих,
монетарная и долговая
Самуэльсон П. выделяет четыре вида государственной деятельности:
а) Прямой контроль;
б) Общественное потребление;
в) Государственное производство;
г) Социальное обеспечение.
В Странах с цивилизованной рыночной экономикой используются, в основном, косвенные методы воздействия государства на экономику. Из экономических мер наиболее эффективными являются:
а) Средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;
б) Средства денежно-кредитной политики;
в) Прогнозирование, планирование и программирование экономики;
г) Воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом. Кроме того, как показывает анализ, многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы. Следовательно, можно сделать вывод, что для регулирования экономики важен каждый метод, так как каждый из них применяется в различных областях [6].
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственное
регулирование экономики в
Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" — цены — для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.
Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия:
1) В условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности.
2) В условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен.
3 в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.
Переходный период в реформируемой экономике не обходится без "шоковой терапии", если ей в наследство достались деформированная структура относительных цен или высокая макроэкономическая несбалансированность. Если превалируют оба этих условия, тогда "шоковая терапия" является крайне необходимой, хотя и недостаточной для стабилизации экономики. Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), в своей основной массе выбравших путь "шоковой терапии", показал успех и перспективность такого подхода; тогда как страны, выбравшие путь постепенных реформ, показывают значительно меньшие экономические успехи. Отказ от быстрого и решительного реформирования в Республике Беларусь способствует консервации следующих негативных особенностей переходного периода (применительно к основным фазам общественного воспроизводства):
К этому следует добавить такие специфические особенности белорусской экономической жизни, как:
1) "Правовой нигилизм", т. е. стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск "вышестоящих" покровителей; неполнота законодательства, регулирующего рыночные отношения, и неразвитость судебной системы подкрепляют данную тенденцию;
2) Отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
3) Низкий уровень управляемости внутри государственных структур. Исходя из вышеперечисленных особенностей можно выделить следующие факторы, влияющие на издержки, цены и инфляцию:
4) Высокое ресурса потребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции;
5) Высокая себестоимость как результат отсталой технологии и 70% износа основных производственных фондов предприятий;
6) Затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;
7) Низкая инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий;
8) Низкий платежеспособный спрос, который вынуждает предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой и некачественной продукции.
Государство пытается
решать эти проблемы с помощью
административного
В кризисные
периоды контроль над ценами усиливается.
Правительство нередко
В краткосрочном плане "замораживание" цен и заработной платы способствует определенной стабилизации экономики — замедлению инфляции, увеличению занятости и росту ВВП. В долгосрочном периоде это ведет к усилению негативных тенденций в развитии экономики: росту дотаций из бюджета, снижению доходной части за счет снижения общего уровня прибыльности предприятий, росту кредитных вложений в экономику и др.
В Республике Беларусь на начальных этапах реформирования экономики была проведена широкая либерализация цен, которая привела к резкому и неуправляемому росту цен и падению объемов промышленного производства.
В 1996—1999 гг. проводился жесткий контроль цен преимущественно административными методами в пользу социальной стабильности и поддержки неэффективных производителей. При этом возникли следующие проблемы: ухудшение финансовых показателей работы многих предприятий, падение инвестиционной активности, усугубление "перекрестного субсидирования", возникновение дефицита потребительских товаров. Данные меры тем не менее не останавливают инфляцию.
Контроль цен, как утверждает наука и показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен: "Не надо полагать, что можно контролировать цены просто путем наделения административного органа властью издавать приказы, запрещающие их рост. Чтобы действенно контролировать цены, такие приказы должны быть поддержаны соответствующим действием в других областях. Они должны быть дополнены денежной политикой с целью ограничения денежной экспансии и фискальной политикой для минимизации правительственных дефицитов... Иначе контролеры будут похожи на людей, которые пытаются сбросить температуру, сидя на ртутном столбике термометра, в то время как кредиторы и потребители сбрасывают уголь на пламя", — отмечал американский экономист К. Уилкокс.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют мало эластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства, имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким".
Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование"и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.
Под государственным управлением агропромышленного производства, на наш взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления, если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.