Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Целью реферата является ознакомление читателя с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание

Введение



Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах

Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах

1.2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики

1.3. Становление и развитие антимонопольного регулирования

Региональное регулирование экономики. Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз


Заключение



Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСРЕГ государственное регулирование экономики в зарубежных странах.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

первое - организационно-хозяйственная деятельность по созданию монополистических объединений на основе договора, предполагающая коллективную антиконкурентную практику (разделы рынков, организационные соглашения, слияния и т.д.);

второе - оперативно-хозяйственная деятельность, использующая преимущественное положение на рынке для получения выгоды.

     Особое, доминирующее положение на рынке  отдельных предприятий или группы предприятий в европейских странах  рассматривается как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышенного  внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т.е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.

     Общеевропейское антимонопольное регулирование  основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование  деятельности монополий. Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение может отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ - первому, во Франции - второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.

     Общеевропейское антимонопольное право, по сравнению  с национальными, отличается более  мягкими нормами. Оно направлено против злоупотреблений, способных повлиять на эффективность торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Европейское право содержит понятие «эффективная конкуренция», т.е. конкуренция, способствующая структурной перестройке национальных экономик с целью создания экономического единства. Национальное и общеевропейское право способствуют укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.

     Антимонопольное регулирование в восточноевропейских  странах стало развиваться в  начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был  принят Закон «О противодействии  монопольной практике», в 1990 г. в  Венгрии - Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР - Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:

• ликвидацию монопольного положения отдельных  производителей на рынке;

• ограничение  и пресечение монополистической  деятельности.

     Целью антимонопольного регулирования в  восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах  происходит в условиях радикальных экономических реформ, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений.

     Законодательные акты восточноевропейских стран  структурно схожи: их основные положения  сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены

положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических  компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Региональное регулирование экономики

    Модели  территориального регулирования хозяйственной  деятельности. Свободные экономические  зоны 

      Свободные экономические зоны (СЭЗ) создаются  с целью создания льготных условий  для ускоренного развития инвестиционной и хозяйственной деятельности на определенных территориях.

      СЭЗ получили шировое распространение  во многих странах. В начале 90-х годов в мире функционировало более одной тысячи таких зон. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль.

      СЭЗ функционируют как в промышленно-развитых странах (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слаборазвитых (Шри-Ланка, Гватемала и др.). Имеются такие зоны и в странах Восточной Европы, а также Китае, Вьетнаме и др. Странах.

      Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ  можно выделить следующие их виды.

      Зоны  свободной торговли (ЗСТ) получили наибольшее распространение в США. Их создание предусмотрено специальным законом  США 1934 года целью которого было поощрение  торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. К числу ЗСТ можно отнести, например, специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4 тыс. ЗСТ.

      Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших форм экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные  склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта.

      Зоны  экспортной переработки (ЗЭП) расположены  неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают  без таможенного контроля. ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному. В настоящее время их число во всем мире достигает 350. ЗЭП создаются с ориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютные средства.

      Зоны  технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики  по уровню организации эффектного высокотехнологического производства. Существенное распространение  ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.

      Близким по организации и особенностям функционирования к ЗТЭР являются  ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ  И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗЗРВТ). Наибольшее число таких зон находится  в США, Японии, Китае. В отличие  от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой новых видов продукции и материалов.

      Экономические зоны комплексного, многоотраслевого назначения. Они обладают практически всеми чертами других зон.. Например, в СЭЗ Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.

      Открытые  районы. Они охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя практически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки, экспортоориентированное производство.

      Офшорные  зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как  их иногда называют, стали организовываться в 70-е годы. Они привлевают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью  государственного регулирования.

      Общей характерной чертой различных видов  СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые  льготы и преимущества по сравнению  с общим режимом для предпринимателей, существующем в той или иной стране.

      В Египте на создание одной СЭЗ государство  затрачивает около 500млн.USD на создание инфраструктуры (подводка коммуникаций (сети, дороги), ограждение территории. Резидент платит администрации СЭЗ налог с оборота в размере 2 %, а также арендную плату за землю в размере около 5USD/м2 в год. Резиденты, как правило. Строят свои собственные заводы подключая их к заранее проложенным сетям (по принципу «подключения своего компьютера в уже существующую электрическую сеть в арендованном офисе»). Комитет по инвестициям на 50 % состоит из политиков (министров), а на  50% из лидирующих бизнесменов. Для отдельных крупных проектов (нефть, газ) может быть создана для иностранного инвестора отдельная СЭЗ. Средняя зарплата и отчисления от ФОТ в Египте примерно соответствуют сложившимся в Республике Беларусь (зарплата около 250 USD/мес.; отчисления от зарплаты около 40 %). Зарплата в СЭЗ-нах незначительно выше средней по стране. Иностранные корпорации, как правило. Открывая свое производственное подразделение на территории СЭЗ командируют только топ-менеджера из своей страны, а остальные кадры набирают из местных трудовых ресурсов.

      ТНК, как правило, в целях минимизации  налога на прибыль размещают головной офис в СЭЗ, а также в целях  минимизации издержек размещают производственные подразделения в регионах с относительно дешевой рабочей силой. 

    3. Модели глобальных экономических систем. Европейский союз 

      Международные экономические (торговые) союзы (объединения  и т.д.) своей целью имеют снятие торговых, тарифных и прочих барьеров для извлечения максимальной пользы от международного разделения труда и кооперации путем взаимовыгодного торгового обмена продукцией.

      Международные торговые и экономические союзы (объединения) могут иметь глобальный (ВТО и др.) и региональный (ЕС, НАФТА и др.) международный характер. Рассмотрим историю социально-экономического развития Европейского Союза.

      Со  вступлением в силу с 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском  союзе Сообщество сделало необратимый  шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза – с другой. В 1993 г. в рамках функционирования единого европейского рынка были ликвидированы основные барьеры для свободного движения людей, товаров, услуг и капитала. С января 2002 г. введена в оборот единая валюта евро.

      В ЕС решения  (рекомендации, директивы, постановления) принимаются в основном Советом Европейского Союза, Европейским  советом, Европейским парламентом, Европейской комиссией, Судом аудиторов.

      В ЕС входит 27 стран-участниц: Болгария, Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Эстония, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Венгрия, Мальта, Нидерланды, Австрия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Швеция, Великобритания.

      Ожидается (прогнозируется), что в ближайшие  десять лет количество стран-участниц ЕС увеличится еще на 5-7 стран. В частности  в Совет Европы 45 стран, в том  числе Россия, Украина, Турция, Грузия и др.

      Для обеспечения деятельности ЕС созданы и успешно функционируют Европейский экономический и социальный комитет (координирует вопросы Европейского социального фонда, профессиональной подготовки, занятости и др.), Комитет по вопросам регионов, Европейский инвестиционный банк (финансирует малый бизнес и укрепление слаборазвитых регионов), Европейский центральный банк (денежно-кредитная политика), Европейский конвент (административный аппарат ЕС).

      В последние несколько лет ключевой проблемой ЕС является принятие странами-участниками ЕС единой конституции (на референдуме во Франции народ не поддержал проект конституции 2003г.).

      Учетная ставка рефинансирования Центрального банка ЕС в начале 2006 года – 2,25% на фоне роста безработицы в ЕС и  укрепления американского доллара относительно евро.

      Экономическая интеграция в ЕС постепенно переходит  от общего к единому рынку, а также  к экономическому и валютному  союзу.

      Основные  принципы свободы единого рынка  заключаются в следующем:

  1. Свободное движение товаров.
  2. Свободное движение рабочей силы.
  3. Свобода предоставления услуг.
  4. Свободное движение капитала и платежей.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах