Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:34, реферат
Целью реферата является ознакомление читателя с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.
Введение
Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах
Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах
1.2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
1.3. Становление и развитие антимонопольного регулирования
Региональное регулирование экономики. Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз
Заключение
Список литературы
первое - организационно-хозяйственная деятельность по созданию монополистических объединений на основе договора, предполагающая коллективную антиконкурентную практику (разделы рынков, организационные соглашения, слияния и т.д.);
второе
- оперативно-хозяйственная
Особое,
доминирующее положение на рынке
отдельных предприятий или
Общеевропейское антимонопольное регулирование основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование деятельности монополий. Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение может отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ - первому, во Франции - второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.
Общеевропейское антимонопольное право, по сравнению с национальными, отличается более мягкими нормами. Оно направлено против злоупотреблений, способных повлиять на эффективность торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Европейское право содержит понятие «эффективная конкуренция», т.е. конкуренция, способствующая структурной перестройке национальных экономик с целью создания экономического единства. Национальное и общеевропейское право способствуют укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.
Антимонопольное
регулирование в
• ликвидацию монопольного положения отдельных производителей на рынке;
• ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Целью
антимонопольного регулирования в
восточноевропейских странах
Законодательные акты восточноевропейских стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены
положения
о недобросовестной конкуренции, принудительном
разукрупнении
2. Региональное регулирование экономики
Модели
территориального регулирования хозяйственной
деятельности. Свободные экономические
зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) создаются с целью создания льготных условий для ускоренного развития инвестиционной и хозяйственной деятельности на определенных территориях.
СЭЗ получили шировое распространение во многих странах. В начале 90-х годов в мире функционировало более одной тысячи таких зон. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль.
СЭЗ
функционируют как в
Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие их виды.
Зоны
свободной торговли (ЗСТ) получили наибольшее
распространение в США. Их создание
предусмотрено специальным
Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших форм экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта.
Зоны экспортной переработки (ЗЭП) расположены неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному. В настоящее время их число во всем мире достигает 350. ЗЭП создаются с ориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютные средства.
Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики по уровню организации эффектного высокотехнологического производства. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Близким по организации и особенностям функционирования к ЗТЭР являются ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗЗРВТ). Наибольшее число таких зон находится в США, Японии, Китае. В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой новых видов продукции и материалов.
Экономические зоны комплексного, многоотраслевого назначения. Они обладают практически всеми чертами других зон.. Например, в СЭЗ Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.
Открытые
районы. Они охватывают территории,
где создается льготный инвестиционный
режим для привлечения
Офшорные
зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как
их иногда называют, стали организовываться
в 70-е годы. Они привлевают клиентов
благоприятным валютно-
Общей
характерной чертой различных видов
СЭЗ является наличие благоприятного
инвестиционного климата, включающего
в себя таможенные, финансовые, налоговые
льготы и преимущества по сравнению
с общим режимом для
В Египте на создание одной СЭЗ государство затрачивает около 500млн.USD на создание инфраструктуры (подводка коммуникаций (сети, дороги), ограждение территории. Резидент платит администрации СЭЗ налог с оборота в размере 2 %, а также арендную плату за землю в размере около 5USD/м2 в год. Резиденты, как правило. Строят свои собственные заводы подключая их к заранее проложенным сетям (по принципу «подключения своего компьютера в уже существующую электрическую сеть в арендованном офисе»). Комитет по инвестициям на 50 % состоит из политиков (министров), а на 50% из лидирующих бизнесменов. Для отдельных крупных проектов (нефть, газ) может быть создана для иностранного инвестора отдельная СЭЗ. Средняя зарплата и отчисления от ФОТ в Египте примерно соответствуют сложившимся в Республике Беларусь (зарплата около 250 USD/мес.; отчисления от зарплаты около 40 %). Зарплата в СЭЗ-нах незначительно выше средней по стране. Иностранные корпорации, как правило. Открывая свое производственное подразделение на территории СЭЗ командируют только топ-менеджера из своей страны, а остальные кадры набирают из местных трудовых ресурсов.
ТНК,
как правило, в целях минимизации
налога на прибыль размещают головной
офис в СЭЗ, а также в целях
минимизации издержек размещают производственные
подразделения в регионах с относительно
дешевой рабочей силой.
3. Модели
глобальных экономических систем. Европейский
союз
Международные экономические (торговые) союзы (объединения и т.д.) своей целью имеют снятие торговых, тарифных и прочих барьеров для извлечения максимальной пользы от международного разделения труда и кооперации путем взаимовыгодного торгового обмена продукцией.
Международные торговые и экономические союзы (объединения) могут иметь глобальный (ВТО и др.) и региональный (ЕС, НАФТА и др.) международный характер. Рассмотрим историю социально-экономического развития Европейского Союза.
Со вступлением в силу с 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза – с другой. В 1993 г. в рамках функционирования единого европейского рынка были ликвидированы основные барьеры для свободного движения людей, товаров, услуг и капитала. С января 2002 г. введена в оборот единая валюта евро.
В ЕС решения (рекомендации, директивы, постановления) принимаются в основном Советом Европейского Союза, Европейским советом, Европейским парламентом, Европейской комиссией, Судом аудиторов.
В ЕС входит 27 стран-участниц: Болгария, Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Эстония, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Венгрия, Мальта, Нидерланды, Австрия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Швеция, Великобритания.
Ожидается (прогнозируется), что в ближайшие десять лет количество стран-участниц ЕС увеличится еще на 5-7 стран. В частности в Совет Европы 45 стран, в том числе Россия, Украина, Турция, Грузия и др.
Для обеспечения деятельности ЕС созданы и успешно функционируют Европейский экономический и социальный комитет (координирует вопросы Европейского социального фонда, профессиональной подготовки, занятости и др.), Комитет по вопросам регионов, Европейский инвестиционный банк (финансирует малый бизнес и укрепление слаборазвитых регионов), Европейский центральный банк (денежно-кредитная политика), Европейский конвент (административный аппарат ЕС).
В
последние несколько лет
Учетная ставка рефинансирования Центрального банка ЕС в начале 2006 года – 2,25% на фоне роста безработицы в ЕС и укрепления американского доллара относительно евро.
Экономическая интеграция в ЕС постепенно переходит от общего к единому рынку, а также к экономическому и валютному союзу.
Основные принципы свободы единого рынка заключаются в следующем:
Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах