Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Целью реферата является ознакомление читателя с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание

Введение



Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах

Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах

1.2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики

1.3. Становление и развитие антимонопольного регулирования

Региональное регулирование экономики. Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз


Заключение



Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСРЕГ государственное регулирование экономики в зарубежных странах.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    АО «Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова» 

    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
     
     
     
     
     

      Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат по  дисциплине

    Государственное Регулирование

     студентки  1-го курса дистанционной формы обучения

Мухановой Мадины Сериковны

 
   
 
Руководитель

Доктор  экономических наук

      Сансызбаева Галия Нурымовна 

                                  

 
 
 
 
 

Алматы  2011

Содержание 

Введение

                                                                       

  1. Основы государственного регулирования экономики

в зарубежных странах              

    1. Предмет и цели государственного регулирования экономики

в зарубежных странах              

1.2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики       

1.3. Становление и развитие антимонопольного регулирования     

  1. Региональное регулирование экономики. Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны    
  2. Модели глобальных экономических систем. Европейский союз      
 

Заключение            

                       

Список  литературы                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 

      Введение

 

      Целью реферата является ознакомление читателя с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

      Изучение  зарубежного опыта полезно для  недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в большинстве из исследуемых в данном курсе лекций стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Основы государственного регулирования  экономики

      в зарубежных странах 

      1.1. Предмет и цели государственного  регулирования экономики

      в зарубежных странах 

      Важнейшую роль в жизни любого общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.

      Сегодня государство рассматривается как  основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие  органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной терриории, на которую распространяется его юрисдикция. Основой государственного управления в любой стране является государственная власть. Сильная, дееспособная власть – это первое условие успешного государственного управления.

      В своем упрвленческом воздействии  государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму.

      Цели  государственного регулирования экономики  в зарубежных странах:

      1. Укрепление строя и его адаптация к изменяющимся условиям.

      2. Выравнивание экономических циклов.

      3. Совершенствование структуры народного  хозяйства.

      4. Стабилизация денежного обращения.

      5. Поддержание нормальной занятости.

      6. Социальный мир.

      7. Внешнеэкономическое равновесие.

      8. Стабильность цен.

      9. Поддержание конкуренции.

      10. Защита, сохранение окружающей среды.

      Стратегическая  цель: экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики 

      Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

      Особенности проявления всех экономических процессов  формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику, и административно-командная система.

      Отличительными  чертами рыночной экономики свободной  конкуренции являются частная собственность  и свобода всех участников экономической деятельности. Но если в экономике свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

      Эволюция  данного типа хозяйства позволяет  говорить о многообразии моделей  рыночной экономики, складывающихся на основе одной и той же формы  хозяйствования и даже при одном  и том же техническом базисе. Так, например, можно выделить модели рыночной экономики – США, Франции, Англии, Японии и др., которые существенно отличаются друг от друга: по сферам действия рынка и государства, по формам и методам государственного регулирования экономики и т.д.

      Сегодня выделяют следующие модели рыночной экономики:

  1. саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;
  2. западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;
  3. социально-ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;
  4. скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) -  паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;
  5. патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.

      Рассмотрим  несколько примеров. Модель рыночной экономики США – это вариант  с минимальным участием государства  в регулировании экономики. Сфера рынка преобладает над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределения богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, структуры национального продукта.

      В 80-гг. Около 4/5 валового национального  продукта в США обеспечивалось рыночной системой, и лишь 1/5 производилась под контролем государства. При этом регулирующее воздействие государство осуществляло в основном экономическими методами. Однако при свободе предпринимательства в США государство заказывает научную и военную продукцию, закупает около 30% продукции частных фирм.

      Максимально допустимое государственное вмешательство  можно наблюдать, например, в Швеции, в Австрии, Германии, Японии. В моделях  рыночной экономики этих стран государство  обеспечивает условия для эффективного хозяйствования, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений. Однако и эти модели имеют существенные различия.

      Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Государство решает проблемы обеспечения высокого уровня жизни населения, а производством занимаются частные предприятия. Не вмешиваясь в дела фирм, государство активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное развитие   –   для всех. В стране высокий уровень занятости населения, расходы бюджетв составляют 60-70 % ВВП (инвестиции. Здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.).

      Модель  социального рыночного хозяйства  ФРГ сформировалась в послевоенной германии в результате хозяйственной  реформы, основоположником и организатором  которой был министр народного  хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер  Людвиг Эрхард. Социальное рыночное хозяйство он определял как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности». При этом государство активно формирует  среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности. На социальные нужды направляются третья часть государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает гражданам на образование, квартплату, детей. Человек защищен на все случаи жизни: страхование пенсионное, по безработице, по болезни, от несчастного случая. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат.

        В Японии сложилась система  взаимоотношений государства и  общества, предусматривающая  жесткую  опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.

      Но, характеризуя современные рыночные модели, следует отметить, что все  они являются моделями более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой  свободной конкуренции: это модели организованного рынка, они развиваются и функционируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

      Характерными  чертами административно-командной модели экономики, примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра; полный контроль государства за производством и распределением, жесткая централизация в распределении всех видов ресурсов, капитальных вложений; преобладание административно-распорядительных методов в управлении.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах