Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Целью реферата является ознакомление читателя с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание

Введение



Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах

Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах

1.2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики

1.3. Становление и развитие антимонопольного регулирования

Региональное регулирование экономики. Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз


Заключение



Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСРЕГ государственное регулирование экономики в зарубежных странах.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

      Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики   -   предприятий и организаций, предприимчивость работников и их заинтересованность в результатах труда и в итоге привела к глубокому застою, а в последствии и кризису экономики. Успешно функционировавшая  в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-административная система оказалась несостоятельной в мирной жизни при поступательном развитии общества. Перед постсоциалистическими государствами встала задача реформирования их экономических систем.

      Реальная  практика постоянно подтверждает  системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы  находят свое научное отражение  в теоретических (научных) экономических  системах. Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии А.Смитом в его главном научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»(в принятом сокращении – «Богатство народов»), вышедшем в свет в 1776 году. Из последующих научных экономических систем следует, прежде всего, выделить системы, созданные, Д.Рикардо (1817 г.), Ф,Листом (1841 г.), Дж.С.Миллем (1848г.), К.Марксом (1867г.), К.Менгером (1871г.), А.Маршаллом (1890г.), Дж.Кейнсом (1936г.), П.Самуэльсоном (1951г.)

      Современная рыночная экономика (современный капитализм). По сравнению со всеми предшествующими  рыночная система оказалась наиболее гибкой:   она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям

      В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным  регулированием экономики. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате  и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

      Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру  производимых товаров и услуг. Обеспечивая  их большое соответствие изменяющимся общественным потребностям.

      Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с  учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных  и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

      Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей, Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственой деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

      При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических  связей. Полное огосударствление хозяйства  вызывает  монополизацию производства и сбыта продукции, что порождает дефицит реально необходимой продукции. 
 
 

1.3. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой 

     Антимонопольное регулирование в различных странах  имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями  развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. К концу XIX в. в  США обострились злоупотребления  и противоконкурентное поведение  на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконных методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, велся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т.д.

     Наиболее  злоупотребляли своим особым положением железнодорожный транспорт, тресты, контролирующие производство горючего, сахара. Так, например, устанавливались  соглашения между транспортными  группировками и крупными грузоотправителями, между грузоотправителями и местными властями на услуги железнодорожного транспорта, их объемы, тарифы. Железнодорожные компании-монополисты взвинчивали цены на одних маршрутах и за счет получаемых прибылей сбивали цены на конкурирующих.

     Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Система общего права в США была не способна охватить противоконкурентное поведение и злоупотребления на рынке. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году.

     Закон Шермана основан на юридических принципах общего американского права. Его цель - прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком. Эти запрещения в равной степени касались коллективных и односторонних действий, которые могли проявляться в монополизации торговли и коммерции, незаконных соглашениях, объединениях, тайных сговорах или иных действиях, направленных на ограничение торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами. Согласно закону, все перечисленные действия - уголовное преступление против федерального правительства, а иски в суды могут предъявлять все, пострадавшие от деятельности монополий, а также - Министерство юстиции. К нарушителям закона по решению суда применялись меры от возмещения причиненного ущерба, штрафа до тюремного заключения и ликвидации компании.

     Но  принятие закона Шермана не решало ряда вопросов (например, четко не разграничивались законные и незаконные действия, не была определена роль правительственных органов в сфере антимонопольного регулирования), требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов.

     В 1914 г. Конгресс США принят закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными. К ним относились ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты, которые были причинами ослабления конкуренции. Закон Клейтона объявлял некоторые виды деятельности противозаконными, но не являющимися уголовными преступлениями.

     Принятие  закона Клейтона позволило антимонопольным  органам США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния  и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить  вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том

числе реформирования компаний.

В 1914 г. Конгрессом США был принят еще  один очень важный закон - «О федеральной  торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов  конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний.

     Закон Робинсона - Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли - так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различным группам потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.

     В 1938 г. была принята поправка Уилера - Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии». Она расширила права  Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

     В 1950 г. в закон Клейтона была внесена важная поправка, ограничившая горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка Селлера - Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название закона Селлера - Кефовера.

     Антимонопольное регулирование в США имеет  динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных  и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

• против действий, противозаконных по своей  сути;

• и  против действий, законность которых  определяется правилом разумности.

     В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

• горизонтальное фиксирование цен;

• горизонтальный сговор о доле рынка;

• групповой  бойкот (согласованный отказ торговать);

• договоренность о взаимных продажах и закупках;

• связанные  продажи (продажа только в ассортименте,

установленном поставщиком).

     В зависимости от того, превалируют  аспекты «за» или «против», принимается  решение. К подобным действиям и  соглашениям относятся:

• поддержание  перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);

• отказ  в поставках со стороны отдельной фирмы;

• исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается продукцией лишь одним производителем и обязуется не заключать контракты  с другими производителями);

• исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-производитель, заключившая сделки с несколькими  дилерами, может договориться о закреплении  за каждым из них определенного территориального рынка).

     Объектом  особого регулирования в США  являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качествен-

ные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве  в 80-х - начале 90-х гг., повлекли за собой  либерализацию антимонопольного регулирования  в США.

     Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной  конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развертывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учетом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи с образованием общеевропейского рынка. В антиконкурентной деятельности предприятий европейских стран четко выражены два направления:

Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах