Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:23, реферат
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса, призваны инвестиции
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие понятия. Анализ и виды инвестиций…………………………………4
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………7
2.1. Инвестиционная политика государства…………………………………..7
2.2. Правовое обеспечение государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………28
Правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенные для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, окончательно были закреплены Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации». Этот закон декларировал следующие условия и порядок предоставления инвесторам государственных гарантий и выделения денежных средств на финансирование инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор: а) более высокий относительно других инвестиционных проектов уровень отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств; б) наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн дол.) — диверсификация риска государства с частным капиталом; в) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам.
Документом, законодательно установившим формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на различных уровнях власти является Федеральный закон № 39-ФЗ. С его принятием утратил силу в части противоречащих норм Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Государственное регулирование предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Федеральный закон № 39-ФЗ декларировал государственные гарантии всем субъектам инвестиционной деятельности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; защиту капитальных вложений.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленный на регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, предусматривает для иностранных инвесторов «не менее благоприятный» правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, чем правовой режим, предоставленный отечественным инвесторам, за изъятиями.
Изъятия ограничительного характера устанавливаются федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установленный национальным законодательством перечень изъятий содержит названия отраслей, предприятий, организаций, которые не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности.
Наряду с ограничительными изъятиями для иностранных инвесторов законом допускаются изъятия стимулирующего характера в виде льгот в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. При обобщении регионального опыта использования налоговых инструментов для стимулирования инвестиционной деятельности на местах можно отметить ряд общих моментов в предоставлении льгот.
Льготы, как правило, распространялись:
Размер льгот в отдельных регионах ставился в зависимость от стоимости проекта.
Попытка определить концепцию следующих этапов регулирования инвестиционной деятельности была предпринята в проекте Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г., представленном Центром стратегических разработок в 2000 г. Предусматривалась переориентация оказания поддержки неэффективным предприятиям на ускоренное инвестиционное развитие секторов «новой экономики», инфраструктуры, повышение конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, опору на частные инвестиции. В качестве исходных условий для решения этой задачи определялись: во-первых, утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю и недвижимость) и обеспечение их защиты; во-вторых, создание равных условий конкуренции; в-третьих, развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов.
В сфере государственного инвестирования было продекларировано усиление социальной направленности инвестиционной деятельности, что означает приоритет инвестиций в человеческий капиталов развитие социальной инфраструктуры, здравоохранение, образование, науку и программ безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамах утвержденного бюджета.
Степень разнообразия предлагаемых экспертами
путей решения, относящихся к проблеме
движения капиталов и накоплений между
секторами и сферами отечественной экономики,
характеризует уровень конкретизации
в определении аспектов данной проблемы,
т.е. полноту выделения ее аспектов, что
в свою очередь является условием эффективности
принимаемых решений. Чем больше идей
обсуждается в хотелось создать действенного
механизма трансформации сбережений в
инвестиции, недостаточно развита финансовая
инфраструктура, призванная обеспечить
межотраслевой перелив капитала, и/как
результат сохраняется отсталость перерабатывающих
секторов экономики. Настройка инструментов
целенаправленного управляющего воздействия
по созданию благоприятной инвестиционной
ситуации, максимально мобилизующей инвестиционные
возможности на конкретном этапе экономического
развития, должна быть предметов/постоянного
внимания научной общественности.
Заключение
Привлечение инвестиций
(как иностранных, так и национальных)
в российскую экономику является жизненно
важным средством устранения инвестиционного
«голода» в стране. Особую роль в активизации
инвестиционной деятельности должно сыграть
страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Важным шагом в этой области стало
присоединение России к Многостороннему
агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),
осуществляющему их страхование от политических
и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных капиталовложений
(как отечественных, так и иностранных),
постоянный и общеизвестный набор догм
и правил, сформулированных таким образом,
чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила
будут при меняться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен.
Потребность страны в иностранных инвестициях
составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако
для того, чтобы иностранные инвесторы
пошли на такие вложения, необходимы очень
серьезные изменения в инвестиционном
климате. В ближайшей перспективе законодательная
база функционирования иностранных инвестиций
будет усовершенствована принятием новой
редакцией Закона об инвестициях, Закона
о концессиях и Закона о свободных экономических
зонах. Большую роль сыграет также законодательное
определение прав собственности на землю.
Для стабилизации
экономики и улучшения инвестиционного
климата требуется принятия ряда кардинальных
мер, направленных на формирование в стране
как общих условий развития цивилизованных
рыночных отношений, так и специфических,
относящихся непосредственно к решению
задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве
первоочередных следует назвать:
1. достижение
национального согласия между различными
властными структурами, социальными группами,
политическими партиями и прочими общественными
организациями;
2. ускорение работы Государственной думы
над Гражданским кодексом и уголовным
законодательством, нацеленным на создание
в стране цивилизованного некриминального
рынка;
3. радикализация борьбы с преступностью;
4. торможение
инфляции всеми известными в мировой практике
мерами за исключением невыплаты трудящимся
зарплаты;
5. пересмотр налогового законодательства
в сторону его упрощения и стимулирования
производства;
6. мобилизация свободных средств предприятий
и населения на инвестиционные нужды путем
повышения процентных ставок по депозитам
и вкладам;
7. внедрение в строительство системы оплаты
объектов за конечную строительную продукцию;
8. запуск предусмотренного законодательством
механизма банкротства;
9. предоставление налоговых льгот банкам,
отечественным и иностранным инвесторам,
идущим на долгосрочные инвестиции с тем,
чтобы полностью компенсировать им убытки
от замедленного оборота капитала по сравнению
с другими направлениями их деятельности;
10. принятие законов о концессиях и свободных
экономических зонах;
11. создание системы приема иностранного
капитала, включающей широкую и конкурентную
сеть государственных институтов, коммерческих
банков и страховых компаний, страхующих
иностранный капитал от политических
и коммерческих рисков, а также информационно
посреднических центров, занимающихся
подбором и заказом актуальных для России
проектов, поиском заинтересованных в
их реализации инвесторов и оперативном
оформлении сделок «под ключ».
Библиографический
список
1. Булатов А. Россия мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. 2004.№1. С. 74-85
2. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие (кол.авторов; под ред.В.В. Мищенко. – 3-е изд., стер.-М.: КНОРУС, 2010. – 392 с.
3. Липсиц И.В., Коссов В.В. «Инвестиционный проект», М: 1998.
4. Лузина И.А. «Государственное регулирование экономики», Уфа: 1998.
5. Смоляк С.А.
Оценка эффективности
6. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт.кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002.
7. Черной Л.С.
Экономика. Рынок. Государство.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельностью