Государственное регулирование инвестиционной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса, призваны инвестиции

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие понятия. Анализ и виды инвестиций…………………………………4
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………7
2.1. Инвестиционная политика государства…………………………………..7
2.2. Правовое обеспечение государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат Управление.docx

— 54.83 Кб (Скачать)

        Опыт экономического развития наглядно продемонстрировал, что для нормального функционирования рынок требует создания адекватной институциональной базы в виде системы прав собственности, юридических институтов, политических механизмов принятия решений - всего, что принято называть гражданским обществом и что составляет необходимую сферу для функционирования рыночных агентов. Современное рыночное хозяйство неотделимо от целого спектра институтов, представляющих государство.

      Государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; в-третьих, как собственник имущества, действующий на рынке наряду с другими субъектами хозяйствования.

       Инвестиции в нефинансовые активы как объект регулирования обладают такими отличительными свойствами, как неопределенность условий реализации, протяженность во времени, большое число взаимодействующих участников.

      Определим основные элементы механизма регулирования нефинансовых инвестиций.

      Механизм регулирования является производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его существования. Сущность механизма регулирования инвестиций представляет собой отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу инвестиционной деятельности.

       Содержание механизма регулирования инвестиций заключается в совокупности мер целенаправленного управляющего воздействия по созданию благоприятной инвестиционной ситуации, максимально мобилизующей инвестиционные возможности на данном этапе развития.

Механизм  регулирования инвестиций включает в себя: объект, субъект, цели, функции, методы, инструменты регулирования.

Объектами регулирования являются:

  • субъекты инвестиционной деятельности и отношения между ними;
  • источники инвестиций и их пропорции;
  • воспроизводственная структура и направления инвестиций.

    Полномочия  по регулированию инвестиций реализуют  субъекты разного уровня:

  • международные организации (МБРР, ОЭСР);              
  • интеграционные межгосударственные формирования (ЭС, СНГ и т.д.);
  • органы государственной власти и управления;
  • региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления.

  Р.  Акофф и Ф. Эмери определяют  цель как желаемый результат, недостижимый за рассматриваемый промежуток времени, но доступный в будущем, причем за данный период времени к нему можно приблизиться.

       Функции регулирования представляют собой совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий одного характера и единой целевой направленности. Понятие «функция» было «ведено в научный оборот Г. Лейбницем.

Определенный  набор мер, способов, инструментов государственного воздействия, целесообразность которых определяется исторически, статистическими, аналитическими методами, раскрывает понятие «экономическая политика».

       При рассмотрении вопросов регулирования одни экономисты говорят о формах и методах, другие — о методах и инструментах, третьи — о формах и мерах, четвертые — только либо о методах, либо об инструментах. Некоторые авторы в одном и том же смысле говорят о способах и методах, способах и приемах.

       Однако при всех разночтениях в понятийном аппарате экономической наукой определен ряд важнейших подходов к государственному регулированию инвестиционной деятельности.

       Среди методов регулирования различают прямые и косвенные. К прямым методам относят такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Методы косвенного воздействия заключаются в том, что государство не оказывает прямого воздействия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Данную классификацию В.В. Мищенко дополняет административными, экономическими и макроэкономическими методами регулирования. К административным методам относит такие меры, как запрет, разрешение, принуждение, разгосударствление и приватизацию собственности, а к экономическим — прогнозирование, планирование, государственное целевое управление, денежно-кредитное и бюджетное регулирование. Макроэкономические методы регулирования базируются на аналитических исследованиях имеющихся данных, выявлении внешних и внутренних связей анализируемого объекта, системном изучении рассматриваемых явлений или процессов, формулировании суждений определенной достоверности относительно настоящего и будущего объекта макроэкономики. Данные методы группируются по таким признакам, как степень формализации, способ получения и обработки информации, способ получения параметров макроэкономической модели, принципы действия модели.

         В.П. Орешин выделяет активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. По его мнению, использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции, а также включает обоснование перспектив социально-экономического развития страны, определение степени инвестиционной активности, выявление приоритетов, разработку индикативного плана развития экономики. К активным методам, связанным с использованием более действенных рычагов государственного воздействия, относят создание благоприятных условий для деятельности предпринимателей, прямое участие государства в эффективных и значимых проектах и участие государства в создании инфраструктурных объектов. Д.С. Львов в зависимости от содержания и характера воздействия на объект различает информационные, макроэкономические, ресурсные (затратные) и институциональные методы.

          В экономической литературе получила широкое распространение классификация инструментов регулирования, И.М. Албековаи Р.Г. Емцов предлагают инструменты регулирования разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические, институциональные. Макроэкономические инструменты определяют общеэкономический климат и влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим; микроэкономические — воздействуют на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.    Институциональные инструменты позволяют достичь координации хозяйствующих субъектов и включают государственные органы, объединения предпринимателей, информационные системы. Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя также экономическое прогнозирование, составление индикативного плана, разработку и реализацию адресного плана, разработку и реализацию целевых комплексных программ по решению наиболее приоритетных задач. Системы государственного индикативного планирования применялись с целью координации усилий государства и частного сектора в соответствии с нуждами страны в Японии, Франции, Нидерландах, Южной Корее и Китае.

         Метод регулирования — способ воздействия управляющего субъекта на объект для достижения поставленных целей и реализации функций регулирования. Выделяются методы прямого и косвенного действия.

         Инструмент регулирования представляет собой конкретное воздействие управляющего субъекта на объект регулирования. Всю совокупность можно разделить на группы фискальных, монетарных, активно-структурных и институциональных инструментов.

Проведенный анализ инструментов регулирования  инвестиций в зарубежных страх позволил выделить состав наиболее применяемых  инструментов. В одних случаях, например в США, Испании, Италии и Германии, акцент делается главным образом на использовании налоговых инструментов. Другой подход основан на государственном финансировании частных проектов и используется в Японии, Великобритании, Канаде, Австрии. Третья модель (Китай, Тайвань) сочетает эти инструменты для создания инфраструктуры и предоставления налоговых льгот экспортно-ориентированным компаниям. 

2.2. Правовое обеспечение  государственного  регулирования инвестиционной  деятельности 

      Как показывает мировой опыт, в смешанной экономике в кризисные периоды роль государства в обновлении основного капитала весьма значительна: именно это является решающим условием выхода из кризиса и главной предпосылкой технологического скачка, обеспечивающего экономический рост.

      Инструменты, регулирующие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности с государственными органами, а также с иными субъектами хозяйствования, предусматриваются действующей системой законодательства. Так, в зависимости от характера правового регулирования в инвестиционной сфере различают:

  • административно-правовые и финансово-правовые акты (преимущественно односторонние распорядительные), реализующие в рамках делегированных федеральным органам и учреждениям властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
  • гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые отношения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.

        Система законодательства, регулирующая инвестиционную деятельность, включает в себя законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и положения правового регулирования на территории страны для всех субъектов хозяйствования, а также предметные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности.

        Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью иностранных инвесторов, как правило, регулируются в рамках международных договоров, конвенций и соглашений, которые направлены на защиту, поощрение, гарантии взаимных инвестиций. В подавляющем большинстве стран (за исключением России, Греции, Италии, Португалии, Испании, Турции и ряда других государств) нет специальных законов об иностранных инвестициях, они регулируются так же, как и начальные инвестиций, на основе норм общего законодательства.

         В условиях высокого риска государство может эффективно повышать заинтересованность инвесторов и уровень инвестиций путем предоставления гарантий. В исследовании, проведенном Международным валютным фондом в 49 странах на основе анализа законодательства, выделены следующие формы государственных гарантий инвесторам: «защита прав акционеров; защита прав кредиторов требовать реорганизации фирмы, которая не платит проценты или не выполняет долговые издательства; право инвесторов на получение информации о результатах деятельности компаний.

        В практике государственного регулирования отношений субъектов инвестиционной деятельности широко применяются такие административные инструменты, как регистрация и лицензирование. Принимая решение о выдаче лицензии или регистрации, государственный орган исходит из соответствующих критериев, в частности оценки потенциального влияния капитала на национальную экономику в целом и на развитие той или иной отрасли.

        В России подрядчик как субъект инвестиционной деятельности обязан иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

        Органы государственной власти посредством использования институциональных инструментов имеют возможность реально содействовать формированию более благоприятной среды для осуществления инвестиционной деятельности. Большую роль играет распространение своевременной и качественной информации и консультации между правительством и деловыми кругами. Не менее важным является обеспечение условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, развитие рынка страховых услуг что позволяет посредством защиты от потенциальных рисков аккумулировать долгосрочные инвестиционные ресурсы для развития экономики, стимулировать трансформацию сбережений населения в долго срочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочной страхования жизни.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельностью