Государственное регулирование инвестиционной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса, призваны инвестиции

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие понятия. Анализ и виды инвестиций…………………………………4
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………7
2.1. Инвестиционная политика государства…………………………………..7
2.2. Правовое обеспечение государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат Управление.docx

— 54.83 Кб (Скачать)

         Объектом регулирования часто являются источники инвестиций в нефинансовые активы и их пропорции. Варьируя объемом взимаемых налогов, государство воздействует на уровень сбережений населения, величину чистой прибыли и амортизационных отчислений организаций, определяет объем потенциальных источников инвестиций, используя целенаправленные налоговые льготы, направляет инвестиции организаций в приоритетные сферы деятельности.

       Наиболее распространенными видами налоговых льгот считаются снижение ставок налогов, налоговые каникулы, инвестиционные скидки, налоговый кредит, льготы косвенного налогообложения, создание свободных экономических зон. Считается, что понижение ставки налога на прибыль влияет на увеличение совокупного спроса и предложения за счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении организации, и, как следствие, стимулирует инвестиционную активность Среди развитых стран мира идет своеобразная конкуренция в понижении ставок налога на доходы предприятий и корпораций. Например, налоговая реформа Германии предполагает осуществить снижение ставки корпоративного налога до единого уровня 25% (прежняя ставка 40%) и 30% при распределении прибыли в форме дивидендов. В рамках канадской налоговой системы прогнозируется уменьшение налогового бремени при взыскании налога на прибыль в размере 0,5% ВВП.

       Налоговые каникулы представляют собой отсрочку от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня получения первой явленной прибыли. Сроки и условия их предоставления различаются по странам

Распространенным  инструментом, используемым государством регулирования инвестиционной деятельности, являются бюджетные ассигнования и субсидии. М. Портер отмечал, что субсидируемый капитал, субсидируемые исследования, субсидируемое сырье, субсидируемый экспорт и прямые дотации используются почти в каждой стране. В то же время постоянная поддержка может снизить или вовсе лидировать стимулы к капиталовложениям без соответствующих гарантий правительства. Усилия организаций в значительной степени сосредоточиваются не на поисках путей и средств повышения рентабельности и эффективности производства, а на стремлении добиваться дальнейших государственных субсидий.

         Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами — важнейший очник средств на капитальные вложения во многих странах мира.

         Между государственными и частными инвестициями может установиться положительная и отрицательная связь. При отрицательной связи дарственные инвестиции подменяют собой частные, т.е. увеличение государственных инвестиций на единицу национальной валюты к снижению частных расходов на единицу национальной валюты (эффект вытеснения). С другой стороны, может наблюдаться и положительная связь — рост государственных инвестиций ведет к росту частных инвестиций. Эффект вытеснения возникает в тех случаях, когда государство направляет средства на финансирование проектов, которые привлекательны и для частных инвесторов. Положительное взаимодействие возникает, когда средства бюджета направляются в проекты, которые в силу их общественного характера невыгодны для частного бизнеса, например отрасли социальной сферы, фундаментальная наука, инфраструктура.

        Регулирование источников инвестиций часто осуществляется с помощью монетарных (денежно-кредитных) инструментов. Проведение рестриктивной (дефляционной) денежно-кредитной политики посредством увеличения норм обязательных резервов и учетной ставки процента сокращает ликвидность банковской системы и ограничивает кредитные операции, что чревато сокращением кредитов банков в структуре источников финансирования инвестиционных процессов. В то же время снижение учетной ставки процента ведет к удешевлению ресурсов, делая возможным финансирование все большего числа проектов.

         Особую роль в перераспределении инвестиционных ресурсов выполняют финансовые рынки, в частности банковский сектор и фондовый рынок. Целевое кредитование предполагает установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли. Однако эффективность такого перераспределения зависит от кредитно-денежной политики государства, создания инфраструктуры доступа организаций к привлеченным ресурсам, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам и купонных выплат по облигациям, рефинансирования банковских инвестиционных кредитов организациям, создания специальных кредитно-финансовых учреждений, распространения льгот на банковские институты, предоставляющие эти кредиты организациям. Однако специалистами отмечена не эффективность последнего инструмента, так как он не только не способствует повышению эффективности предприятий, в которые направится данные средства, но и существенно ослабляет конкуренцию между банками.

      Впервые правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности в России были определены Законом от 26 сентября 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».    Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществлялось путем:

1)  выполнения  государственных инвестиционных  программ;

2) прямого  управления государственными инвестициями;

3)  введения  системы налогов с дифференцированием  налоговых ставок и льгот;

4) предоставления  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд  на развитие отдельных территорий, отраслей производств;

5) реализации  финансовой и кредитной политики, политики ценообразования и амортизационной  политики;

6) введения  условий пользования землей и  другими природными ресурсами;

7) проведения  экспертизы инвестиционных проектов  и др. К нормативным документам, регулирующим иностранные инвестиции, относятся Закон от 4 июля 1991 г.  № 1545-1 «Об иностранных инвестициях  в РСФСР» и Указ    Президента РФ от 27 сентября 1993 я № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестиция* ми».

        В целях стимулирования инвестиционной деятельности, повышения эффективности использования иностранных инвестиционных кредитов распоряжением Президента РФ от 30 декабря 1992 г. № 832-р был создан Российский банк реконструкции и развития.

        Указы Президента РФ от 2 февраля 1993 г. № 184 и от 15 марта 1993 г. № 39 также были направлены на создание государственных инвестиционных институтов — Государственной инвестиционной корпорации и Российской финансовой корпорации. Целью Государственно инвестиционной корпорации, существовавшей до 2003 г., на начальному этапе было привлечение прямых иностранных инвестиций с помощью гарантий для инвесторов через страхование политического риска или систему залогов, а позже — страхование коммерческого риска внутри страны.

         В 1993 г. в соответствии с постановлением Правительства РС от 12 апреля 1993 г. № 306 «О государственной селективной структурной политике в 1993 г.» из-за ограниченности финансовых ресурса осуществлялась идея селективной поддержки отдельных видов производств по приоритетам, определяемым государством. Это обеспечивалось с помощью: а) прямого государственного участия, в том числе использования бюджетного финансирования, кредитных субсидий (в том 1 числе иностранных) выбранным Предприятиям; б) субвенций и дотаций территориям; в) регулирования финансовыми (налоговые льготы, индексация амортизационных отчислений, проведение ускоренной  амортизации) и денежно-кредитными методами, включая целенаправленное влияние учетных банковских ставок, кредитную рестрикцию или экспансию.

          Реализация инструментов регулирования инвестиций в субъектах РФ, согласно постановлению Правительства РФ от 6 августа 1993 г «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», шла по пути принятия региональных инвестиционных программ поддержки предприятий в соответствии с выделенными приоритетами, обеспечивающих жизнеспособность экономики регионов. Кроме того, регионы могли предоставлять инвестиционные субсидии, льготные инвестиционные кредиты, выплачивать инвестиционные премии.

          В 1995 г. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» была принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Согласно этой программе, было принято решение об использовании 20% централизованных инвестиционных ресурсов на стимулирование частных и отечественных и иностранных инвестиций, 80% направлялось на финансирование развития производственной инфраструктуры и строительство в социальной и других сферах.

           Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской федерации» было направлено на дальнейшее развитие инициативных инвесторов и поддержку коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов. Документ устанавливал право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки инвестиционных проектов, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.

           Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливался в зависимости от категории проекта. Он не мог превышать (в процентах от стоимости проекта):

  • для проектов категории А, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами — 50%;
  • проектов категории Б, обеспечивающих производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов — 40%;
  • проектов категории В, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой, — 30%;
  • проектов категории Г, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, — 20%.

        Объем декларируемых обязательств государства в инвестиционной сфере на данном этапе был чрезвычайно велик, а реальные финансовые поступления и обслуживаемые обязательства существенно ограничены.

         На привлечение инвестиций в экономику России и улучшение этой основе социально-экономической ситуации было направлено постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1605 дополнительных мерах по стимулированию деловой активности  привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». Согласно этому нормативному документу, важнейшими мерами в регулировании привлечения инвестиций считались:

  • создание и поддержание макроэкономических условий экономического роста;
  • сокращение бюджетного дефицита, решение проблемы неплатежей, увеличение доли денежных расчетов в экономике;
  • осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики;
  • привлечение на финансовые рынки сбережений населения;
  • снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики на основе развития системы страхования и перестрахования;     
  • создание рынка земли;
  • совершенствование нормативно-правовой базы привлечения иностранных инвестиций.

         Новым инструментом регулирования стал бюджет развития и связанный с ним механизм предоставления гарантий. Это ознаменовало переход от сложившегося режима безвозмездного финансирования  к возвратному на платной и срочной основе по таким направлениям,

как связанные  кредиты и инвестиции в производственную сферу.

      Формирование бюджета развития  опиралось на следующие ключевые положения: использование заемных средств для финансировался инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует их возврат; отделение финансирования исполнения бюджета развития

 от  текущего бюджета; гарантирование  непрерывности финансирования, что  обеспечивает возврат вложенных  средств и увеличивает накопления.      Условия организации и проведения конкурсов претендентов на получение централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации регулировались постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации».

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельностью