Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Работа содержит 1 файл

Госрегул инвестиционной деятельности.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     

     

       

        
 
 

 
 
 

    Рис. 3 Основные направления активизации инвестиционной деятельности в регионе.

    Инвестиционная  политика государства должна быть тесно  связана с обеспечением институциональной  среды инвестиционного процесса. Государство в обеспечении институциональной среды инвестиционного процесса в экономике должно выполнять три основные функции (рисунок 4): стратегическое участие в инвестиционном процессе, гарантирование институциональной среды и коррекция инвестиционного процесса.

    Экономика Казахстана и его отдельных регионов нуждается в разработке концепции и основных направлений эффективного государственного регулирования развития институциональной среды инвестиционного процесса.

    

Рисунок 4 – Функции государства по обеспечению институциональной среды инвестиционного процесса

Для обеспечения  устойчивого дальнейшего роста  в экономической деятельности Казахстана рекомендованы к применению новые  подходы в государственной инвестиционной политике, важными из которых являются: 

    - инвестиционная политика, ориентированная  на инновации, которая должна  занять центральное место в  государственной политике на  среднесрочную и долгосрочную перспективу, чтобы обеспечить переход от кризиса к устойчивому оживлению и подъему финансового сектора экономики;

    - обеспечение единства инвестиционной  и научно - технической политики, которое позволит произвести  оценку технологического уровня  существующих производств, ввести  обязательную технологическую экспертизу  инвестиционных проектов, оказывать государственную поддержку лишь тем проектам, которые соответствуют современному и будущему технологическому уровню, на основе долгосрочного прогноза научно-технического развития целенаправленно содействовать освоению и распространению пятого технологического уклада;

    - селективная инвестиционная политика, основанная на ресурсосбережение  и соблюдений экологических норм, позволяющая концентрировать ограниченные  инвестиционные ресурсы на сравнительно  небольшом числе объектов - «точках  роста экономики»;

    - ориентация на взаимовыгодные  интеграционные связи со странами  СНГ, формирование межрегиональных  и межгосударственных программ  и проектов, обеспечивающих производство  конкурентоспособной продукции  (работ и услуг), совместные выступления  на рынках третьих стран, более полное удовлетворение потребностей в инвестиционном оборудовании.

    Приоритетными направлениями улучшения инвестиционного  климата РК выделены: улучшение условий  лицензирования и уплаты налогов;  совершенствование мер по снижению коррупции;  законодательно определить понятие «рейдерство» и меры его пресечения; развитие транспортно-логистической инфраструктуры; подготовка высококвалифицированных технических кадров в соответствии с требованиями международных стандартов.

    Эффективная инвестиционная политика, обеспечивающая институциональную среду и проводимая в экономической деятельности, должна состоять из следующих взаимосвязанных этапов 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3 -  Основные этапы инвестиционной политики в экономической деятельности 

    Для совершенствования инвестиционной политики в области привлечения  инвестиций предлагается следующие:

    1) минимизировать барьеры и преграды, которые препятствуют формированию  благоприятного инвестиционного  климата в стране и сдерживают  поток иностранных инвестиций. Основными барьерами на пути инвесторов являются бюрократизм, налоговый режим, несовершенное законодательство и слаборазвитая инфраструктура страны;

    2) необходимо создать условия для   привлечения международных компаний  с производством высокотехнологичного продукта. Именно эти компании в условиях развитых стран составляют индивидуальный стержень, который обеспечивает прирост благосостояния индустриального общества, а также определяет статику и динамику экономических процессов;

    3) иностранные инвестиции не должны вести к экологическим бедствиям в регионах. Для этого важно проработать грамотную правовую основу регулирования экологических последствий деятельности зарубежных компаний.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    Переход Казахстана к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий. Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств национального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

    Весьма  значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

    Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата  необходима стабилизация экономической  и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

    Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в казахстанскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

    Нельзя  не отметить в этой связи и еще  один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального  законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Республики Казахстан – другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае, не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

    Подобное  утверждение основано на результатах  исследования зарубежного опыта  и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

    Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

    Концепция и модель развития инвестиционного  законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения  хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития казахстанской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 
 

  1. By Analysis and Strategic Research Center (ASRC) of the Administration of the President of the Republic of Kazakhstan.
  2. Аскар Бакитжанов, Сергей Филин «Организационно-управленческие аспекты инвестиционной политики государства (на примере Республики Казахстан)» /Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"/ №5/01
  3. Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-2
  4. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)
  5. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.
  7. Кажегельдин А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях реформ. - М.: Финансы и статистика, 1995
  8. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов / А.И. Дива. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  9. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2005.
  10. Зверев В.А. Методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.
  11. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003
  12. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект. – М.: БЕК, 1996.
  13. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы.-№9.-2005.
  14. Смаилов А., Шокаманов Ю. Экономика Республики Казахстан: состояние и перспективы роста. //Экономика и статистика. - Алматы, 2002
  15. Приоритетное развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк Казахстана. - 2004
  16. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  17. Альпари  № 1-2, 2009г.
  18. Статистический ежегодник Казахстана = Statistical Yearbook of Kazakhstan: Статистический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2010

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности