Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Работа содержит 1 файл

Госрегул инвестиционной деятельности.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Одним из основных приоритетов экономики  нашей страны является ее индустриально-инновационное  развитие,  которое отражено в  «Стратегии индустриально- инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015года». Данная программа предполагает развитие роста производства  и экспорта отечественных товаров с добавленными стоимостями. Для достижения определенных целей и задач, обозначенных в «Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 года» были созданы государственные институты. Мировая практика показывает, что период финансового кризиса возрастает роль государственных ресурсов в поддержании и стимулировании производственно и инвестиционной активности в стране. В этих условиях особую актуальность приобретает деятельность Банка Развитии Казахстана и ее основными направлениями являются инвестиционное  кредитование отраслей обрабатывающей промышленности и инфраструктуры, а также привлечение частного капитала в приоритетные несырьевые сектора экономики. Единственным акционером Банка Развитии Казахстана является государство в лице Фонда национального благосостояния  «Самрук-Казына». Банк Развития Казахстана на данном этапе развития нашей экономики является  единственным инвестиционным банком.

     В 2009 году Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» было отобрано 32 инвестиционных проекта в сферах энергетики, нефтепереработки  и нефтехимии, химии, металлургии, транспорта и коммуникаций, инфраструктуры, фармацевтики, туризма.

     Общая стоимость проектов -  на 26,1 млрд. долл. на  общую сумму запрашиваемой господдержки 8,9 млрд. долл. В ходе реализации указанных проектов на стадии строительства будут созданы более 50 210 новых рабочих мест, после ввода объектов в эксплуатацию -  более 11340 рабочих мест.[18] 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

ГЛАВА III.1. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности 
 

    В условиях реформирования экономики  определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.[13]

    Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

    Создавая  льготные условия деятельности иностранных инвесторов, государство должно обеспечить соблюдение собственных интересов. В РК по существу отсутствует эффективная государственная протекционистская политика по отношению к своим производителям. Меры по повышению импортных пошлин неэффективны, да и просто вредны, поскольку устраняют такой ключевой фактор улучшения качества продукции, как свободная конкуренция.

    Другую  проблему составляет спекулятивный  характер иностранного инвестирования. Значительная часть иностранных  инвесторов приобретает предприятия лишь с целью их последующей более выгодной перепродажи. Ни один из действующих в РК правовых актов не содержит действенных ограничений подобной деятельности. Не разработан механизм привлечения иностранного капитала к развитию стратегически важных отраслей промышленности и отдельных предприятий, исключающий утрату государственного контроля над ними.

    Логика  рыночных отношений определяет необходимость  мобилизации для развития экономики  крупных инвестиционных ресурсов. Направляемые в реальный сектор, в социальные и образовательные программы они должны всемерно поддерживаться государством, а бремя по реализации других источников целиком и полностью лежать на плечах частных инвесторов. В настоящее время, учитывая сокращение финансовой помощи иностранных государств, приоритетной задачей должно стать создание условий для привлечения в экономику РК денежных ресурсов граждан.

    Однако  государство должно в необходимых  случаях создавать мощные барьеры  и ограничения на пути тех инвесторов, чьи намерения расходятся с общественными, наносят ущерб национальным интересам РК и ее гражданам. В этом заключается особый метод государственного управления, который должен использоваться наряду со способами стимулирования, поощрения, создания льготного режима и др.

    Первый  шаг к этому был сделан с принятием закона “О государственной поддержке прямых инвестиций”. Документ предусматривает оказание государственной поддержки высокоэффективным инвестиционным проектам, отбор которых осуществляется на конкурсной основе, включая создание нормальных условий деятельности частных инвесторов и стимулирование более активного их участия в государственных целевых программах развития экономики страны. Произведено ранжирование инвестиционных проектов в зависимости от их значимости, этим критерием определяется размер и адресность государственной помощи. Особый режим предусмотрен для тех, которые направлены на выпуск продукции, не имеющей аналогов за рубежом.

    Последняя позиция представляется не совсем правильной. Развивать нужно все отрасли  промышленности и любые виды продукции, условие должно быть одно – устойчивый спрос на них.

    Важнейшей формой управления инвестиционными  процессами является амортизационная  политика. По некоторым оценкам износ  оборудования в таких отраслях как  металлургическая, топливно-энергетическая, нефтехимическая составляет 80%. Министерство экономики не предприняло пока шагов к пересмотру правил установления сроков службы основных средств производства в сторону их сокращения, что не позволяет поставить на более активную и регулярную основу перевооружение и обновление производства. Не разработана пока эффективная система поощрительных мер, которые стимулировали бы улучшение параметров производства за счет замены старого оборудования более совершенным. В стране, по сути, отсутствует эффективное амортизационное законодательство.

    Одним из направлений государственной  инвестиционной политики, способствующим активизации инвестиционного процесса, является поддержка научной и  инновационной деятельности, в том  числе фундаментальных исследований. Научные достижения могут быть одновременно не только объектами инвестирования, но и непосредственно инвестициями. Правительство РК пока не предлагает законодательных мер по активизации научно-технической и инновационной деятельности; не приняты также меры и к восстановлению некогда существовавшего сотрудничества между предприятиями и высшими учебными заведениями.

    Необходимо  выделить и ряд недостатков правовой среды как на государственном  уровне, так и на уровне региона. Так, в нормативных актах не получили отражение новые и перспективные меры, которые можно использовать в управлении экономическими процессами, а именно методы мониторинга, обеспечивающие технологизацию и информатизацию всех стадий социальной диагностики. Сущность последнего заключается во внедрении в управленческий процесс цикла “диагноз ® прогноз ® проект ® внедрение”, что значительно повышает его эффективность.

    Существенным  недостатком государственного регулирования  инвестиционной деятельности в РК является отсутствие мер, которые позволили бы сбалансировать распределение инвестиционных ресурсов. Понятно, что различные регионы страны не могут развиваться абсолютно одинаково. Но разрыв не должен быть очень большим, в том числе из-за того, что одни регионы живут исключительно за счет других. РК представляет собой государство с довольно высокой степенью взаимозависимости регионов. И дело здесь не только в географическом положении, наличии природных ресурсов, политической нестабильности. Отчасти, это провоцируется необоснованными решениями органов государственной власти о создании особых зон в тех или иных районах страны и отсутствием политики повышения инвестиционной активности остальных регионов.

    Недостатком существующей системы государственного регулирования инвестиционной деятельности является непоследовательная реализация принципа разделения управленческих функций. Однако ни один из правовых документов, регламентирующих инвестиционную деятельность, не содержит разграничения их компетенций. До сих пор не создан механизм эффективного взаимодействия и сотрудничества центра, регионов и органов местного самоуправления по вопросам привлечения инвестиций[2]. 
 

ГЛАВА III.2. Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности 
 

    Пытаясь преодолеть несовершенство национального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной инвестиционной политики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в казахстанской экономике она далека от разрешения. Об этом свидетельствует неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

    Из  сказанного следуют два важных вывода. Первый из них — необходимость поиска принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капиталовложений, адекватных кардинально изменившейся общеэкономической ситуации и задачам стимулирования сбережений. Второй – отсутствие реальных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

    Сегодня крайне важно с помощью государства  направить на рыночных принципах  имеющийся потенциал накоплений частнопредпринимательского сектора на решение неотложных задач восстановления экономики.

    Инструментом решения перечисленных задач и осуществления долгосрочной структурной политики должно стать индикативное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на согласование приоритетов государственной политики в этой области с программами развития крупного национального капитала.

    Действенным средством гармонизации государственного законодательства Республики Казахстан может стать создание модельных правовых актов для субъектов Республики Казахстан в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов Республики Казахстан в области законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Казахстан, а также четко определить понятийный состав используемых терминов.

    Представляется  жизненно необходимым, причем не только по экономическим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой  государственной защиты инвестиций и собственности, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразделений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ведомств.

    Необходимо  провести ревизию всех действующих  механизмов, направленных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противодействие движению капиталов.

    Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору надо потратить как минимум около полугода на сбор необходимых разрешений, представляется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные национальные интересы Казахстана[14] 
 
 

      

      

     

       

       

       

     

       

       

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности