Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Работа содержит 1 файл

Госрегул инвестиционной деятельности.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Инвестиционная  деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

     В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.

     Прогресс  развития экономики Казахстана заключается  в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению  иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению  структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие.

Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Инвестиционная  деятельность в Казахстане направлена на оживление процесса воспроизводства  за счет внутренних и внешних источников финансирования. Государство держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса  притягательных факторов. Эту твердую позицию постоянно отстаивает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, особо подчеркивая, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли"[1].

    Цель  выполнения данной работы – изучение казахстанского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.

    При выполнении данной работы ставились  следующие задачи:

     -исследовать  современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;

     -изучить  формы и методы государственного  регулирования инвестиционной деятельности;

     -выявить  несовершенства в государственном  регулировании инвестиционной деятельности;

     -предложить  пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

    Объектом  исследования в данной работе выступает  законодательные акты в области  инвестиционной деятельности, посредством  которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования – формы, методы, через которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.

 
 
 

    ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
     

  ГЛАВА I.1 Инвестиционный процесс: основные понятия и показатели

    Инвестиционный  процесс – многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Он имеет непосредственное отношение к динамике экономической системы.

    Инвестиционный  процесс – есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии  воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ.

    Инвестиционную  деятельность можно рассматривать как одну из важнейших цепей обратной связи в воспроизводственном процессе, которая опосредована влиянием распределения продукции на динамику ограниченных ресурсов – факторов производства. Другая цепь обратной связи имеет дело с воспроизводством не капитальных ресурсов, а трудовых ресурсов.

    В условиях рыночных отношений необходимо, по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса:

    • с точки зрения динамики физических величин;
    • с точки зрения финансовых показателей.

    В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений.

    Инвестиционный  процесс с точки зрения динамики физических величин представляет собой следующую цепочку явлений:

    1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау);
    2. Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции);
    3. Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг).

    Инвестиционный  процесс с точки зрения движения финансовых показателей представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса являются:

    • Сберегатели денег, которые хранят свои сбережения либо у себя лично, либо передавая их в доверительное пользование инвесторам.
    • Инвесторы, которые осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам.
    • Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании, которые реально осуществляют операции, как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли).[5]
 
 

    ГЛАВА I. 2. Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов 
     

    Государственное регулирование инвестиционного  процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Республики Казахстан, субъектов и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

    На  деятельность государства по регулированию  инвестиционного процесса оказывают  влияние состояние и уровень  развития рыночного хозяйства, степень  его ориентированности на решение  социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

    Исходя  из мировой практики организации  привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.[6] 
 
 
 
 
 
 

Инвестиционная информация               Инвестиционная активность               Источники инвестиций
                           
                                                       
Инвесторы               Инвестиционный

проект

              Объекты инвестиций
                           
                                                       
Инвестиционная территория               Инвестиционная культура               Инвестиционные ресурсы
                           
 
 

     Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности

    Так, функции государственной легализации  и регистрации инвестиций и субъектов  инвестиционной деятельности возложены  одновременно на Министерство финансов, Национальный банк, Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей). Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Национальный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

    Функции фискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношении  субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан.

    Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Агентством по инвестициям, Торгово-промышленной палатой Республики Казахстан 
 

    ГЛАВА I.3 Необходимость государственного управления инвестициями 
     

    Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

    Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

    Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

    Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности – одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

    Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности