Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Мною были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование цен и ценообразования 5
1. Цели методы ценового регулирования 6
2. Современные методы прямого и косвенного регулирования цен 10
2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 13
1. Объективный характер, цели и методы государственного
регулирования цен в Республике Беларусь 13
2. Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций- монополистов в Республике Беларусь 15
3. Государственные органы по регулированию цен 18
3. Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 74.24 Кб (Скачать)

занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;

  • на местном уровне — перечень хозяйствующих субъектов, занимающих

доминирующее  положение на местных  товарных рынках областей и Минска,  путем установления предельного уровня рентабельности; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования.

     В Реестре указываются наименование, адрес производителя, товарные позиции, по которым он является монополистом. Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе и ценовых.

     Каждый  из разделов реестра  содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия-монополисты  на республиканском  товарном рынке, и  местный, состоящий  из предприятий-монополистов на местных товарных рынках.   

     Основанием  для включения  в Реестр является установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является, доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами [7, с.76]

     Для выбора форм регулирования  необходимо выяснить, способен ли рынок  той или иной продукции  функционировать  нормально: поступает  ли свободно импорт из других стран или  регионов, могут ли потенциальные участники  рынка свободно выходить из него в ответ  на ценовые сигналы, активно ли противодействует антимонопольное  ведомство поведению  крупных предприятий. Если эти условия  выполняются, то свободные  высокие цены будут  способствовать привлечению  новых производителей.

     Если  условия не выполняются, следует направить  усилия антимонопольных  ведомств на устранение недостатков. Следует  исходить из того, что  иностранная или  внутренняя конкуренция  окажутся эффективными средствами длительного  удержания цен  на относительно низком уровне.

     Для организаций-монополистов могут применяться  такие формы ценового регулирования, как фиксирование цен, установление предельных цен, что предполагает их декларирование, установление предельного норматива рентабельности.

     Предельный норматив рентабельности — устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах (о).

     Организации-монополисты, изготавливающие товары легкой промышленности, декларируют уровни цен не по каждому отдельному товару, а по ассортиментным группам, которые определяются субъектами ценообразования.

     Для преодоления монополизма  поддержания на рынке  определенного уровня конкуренции считается  необходимым придание установлению цен «прозрачности». Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент времени (за исключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях поставки, продажи, платежа).

     К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке  относятся установление монопольных цен  и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной  ценой при этом понимается цена, которая  устойчиво отклоняется  от ее возможного уровня на конкурентном рынке  и устанавливается  доминирующим на рынке  хозяйствующим субъектом  или вступившими  в сговор предприятиями  в целях реализации своих экономических  интересов за счет злоупотребления  монопольной властью [14, с.96].

     Монопольно  высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли или компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан. Монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара.

     Монопсонически  низкой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли или компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

     Ценовой механизм регулирования  деятельности монополий  может эффективно выполнять свою антиинфляционную, антикризисную роль, будучи органически  встроенным в экономический  механизм, который  ориентирован на синхронное проведение структурных  и институциональных  преобразований, реформирование налогово-бюджетной, денежно-кредитной  и экспортно-импортной  политики, рынка труда. К числу важнейших  составляющих относится  и развитие конкуренции [14, с.105]. 

     2.3 Государственные органы по регулированию цен в Республике Беларусь и их функции 

     Совету  Министров Республики Беларусь дано право регулировать цены на:

  • коммунальные услуги, оказываемые населению (горячее и холодное

водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и  тепловую энергию, пользование лифтами, вывоз мусора); плату за пользование и техническое обслуживание жилых помещений;

  • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для

государственных нужд; работы по известкованию кислых почв;

  • продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному

заказу; продукцию, поставляемую в страны СНГ  по межправительственным соглашениям;

  • древесину, отпускаемую, на корню.

     Министерство  экономики регулирует цены на:

  • нефть сырую собственной добычи для государственных нужд и

вырабатываемые  из нее нефтепродукты; природный  и сжиженный газ по специальному перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь;

  • электрическую и тепловую энергию, отпускаемую организациями

Белорусского  государственного энергетического  концерна (кроме энергии, отпускаемой  населению); транспортировку нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;

  • кожевенное сырье и льноволокно;
  • минеральные и известковые удобрения по согласованию с Министерством

сельского хозяйства и продовольствия и  Министерством финансов;

  • спирт, водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28°;

табачные  изделия по согласованию с Министерством торговли;

  • товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных

предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

  • продукцию, поставляемую за пределы республики по перечням,

определяемым  Советом Министров Республики Беларусь; импортную продукцию, закупаемую за счет централизованных валютных средств, выданных под гарантию Правительства;

  • перевозку пассажиров авиатранспортом во внутриреспубликанском

сообщении, обслуживание и эксплуатацию воздушных трасс;

  • услуги транспортных терминалов аэропортов;
  • перевозку пассажиров и багажа автотранспортом в междугородном

сообщении, железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении;

  • услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
  • услуги Государственной автомобильной инспекции Министерства

внутренних  дел;

  • услуги по выдаче паспортов гражданам Республики Беларусь;
  • услуги по установке охранной сигнализации и охране квартир;
  • дополнительные платные услуги правового характера государственных

нотариальных  кантор,

  • услуги по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям,

поверке средств измерений, определению  уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды;

  • социально значимые товары и лекарственные средства по определяемому

Советом Министров Республики Беларусь перечню;

  • стеклотару (залоговые цены);
  • надбавки (скидки) в сфере обращения

     Дано  право регулировать цены по отдельным товарам и услугам Министерству архитектуры и строительства, Министерству здравоохранения, Министерству информации, Министерству промышленности (цены на лом и отходы черных и цветных металлов), Министерству финансов, Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Белорусскому государственному концерну по нефти и химии, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому [8].

     Широкие права по регулированию цен предоставлены  облисполкомам и Минскому горисполкому. Они имеют право регулировать цены на социально-  значимые товары по определяемым Советом Министров Республики Беларусь перечням (кроме тех товаров, цены на которые регулирует Министерство экономики); товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках; тепловую энергию; услуги по тепло- и водоснабжению, канализации, санитарной очистке, оказываемые юридическим лицам; тарифы на перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования и в пригородном сообщении (по согласованию с Министерством экономики); наценки объектов общественного питания; твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения; услуги по приватизации жилищного фонда; плату за проживание в общежитиях и т.д[9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь 

     Вопрос  регулирования ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым и сами цены.

     В Беларуси проводится гибкая и взвешенная ценовая политика в области ценообразования. Так регулирование касается в основном социально значимых товаров, по многим остальным (например, продукции производственно-технического назначения) у нас свободное ценообразование. Другое дело, правительство устанавливает предельные индексы допустимого роста цен, своего рода ориентир для предприятий. Но это не значит, что субъекты хозяйствования не могут повысить цену. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, облисполкомы и министерства идут навстречу предприятиям.

     Государственное регулирование цен позволяет  сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.д.

     Для правильной «работы» регулирования  цен необходимо улучшение, совершенствование  ценообразования в нашей республике.

     Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов  государственной экономической  политики, эффективное использование  трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности  продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения [14,c.246].

     Совершенствование ценообразования будет осуществляться по

следующим основным направлениям:

  • совершенствование механизмов ценового регулирования,

обеспечивающих  эффективную работу реального сектора экономики,

преодоление метода ценообразования, основанного на затратах,

усиление  влияния цен на повышение эффективности производства и

снижение  себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в

сочетании с другими мерами выполнения целевых  показателей,

Информация о работе Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы