Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Мною были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование цен и ценообразования 5
1. Цели методы ценового регулирования 6
2. Современные методы прямого и косвенного регулирования цен 10
2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 13
1. Объективный характер, цели и методы государственного
регулирования цен в Республике Беларусь 13
2. Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций- монополистов в Республике Беларусь 15
3. Государственные органы по регулированию цен 18
3. Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 74.24 Кб (Скачать)

     Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 1.3). 

 

Рисунок 1.3 – Политика «ценового коридора»

[7, с.70]

     Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке Европейского Союза опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы Европейского Союза начинают продавать продукцию из буферных запасов.     

     Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так  и, в определенной степени, косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка [15, с.70].

     Эффективность системы государственного регулирования  цен зависит от гибкого сочетания  прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь [1, с.324]. 

     1.2 Современные методы прямого и косвенного регулирования цен 

     К прямым методам государственного регулирования, используемым современной практике ценообразования также относят:

  • установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги.

Субъекты  ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены являются одним из основных видов цен, применяемыми при заключении государственных контрактов;

  • замораживание цен, используемое как краткосрочное средство, при

подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций;

  • установление предельных уровней цены, регламентация её верхней и

нижней границы. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, так как он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;

  • установление предельного уровня рентабельности. Данный метод

применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монопо- листов, а также на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом норма прибыли дифференцирована по отраслям и группам продукции. Этот метод имеет серьёзный недостаток, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек;

  • декларирование цен. При этом методе по решению органов

исполнительной  власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции, при этом в органы ценообразования необходимо предоставлять декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации;

  • установление рекомендательных цен по важнейшим видам

продукции[17, с.168].

     Косвенное вмешательство в ценообразование  обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения  на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

     Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов.  

     Государство может влиять на цены через сферу  денежного обращения, принятие и  применение антимонопольных законов путём воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и так далее. Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить

  • регулирование доходов производителей продукции, продавцов и

покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);

  • регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию

(льготное  налогообложение);

  • разработку системы мер, способствующих расширению товарного

предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);

  • создание условий для развития конкуренции и ограничения

монополизации рынка;

  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных

инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;

  • эффективное использование таможенных тарифов и применение

льготных  таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в  достаточных количествах.

     Меры  косвенного воздействия на процесс  ценообразования имеют в основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикой государства [6].

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что государственное  регулирование – воздействие  на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 

     2.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен в Республике Беларусь 

     Государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

     Регулирование ценообразования, как уже было сказано выше, реализуется путём прямого (административного) и косвенного регулирования. Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния организации. В Республике Беларусь прямое регулирование осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» [12] с применением методов: фиксированных цен; предельных цен (тарифов); предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; порядка определения и применения цен (тарифов); декларирования цен (тарифов). Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путём проведения мероприятий:

  • регулирование в кредитно-денежной сфере и др.;
  • регулирование в рамках налогового и бюджетного законодательства;
  • регулирование в рамках таможенного законодательства;
  • регулирование в рамках антимонопольного законодательства;
  • разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих

недобросовестной  конкуренции.

     В Республике Беларусь государственное  регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

     Цель  регулирования — обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики, создать условия для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобождённых от ценового регулирования. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).

     Оперативное решение наиболее актуальных проблем  в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

     Степень государственного регулирования цен  изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.

     Реализация  государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирование и контроль над ценообразованием осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами.

     Устанавливая  цены на товары (работы, услуги), субъект хозяйствования должен иметь представление о системе нормативных ограничений и требований, а также о мерах ответственности за нарушение установленных ограничений и невыполнение соответствующих требований.

     2.2 Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций--монополистов 

     Как и в большинстве стран с  рыночной экономикой, в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. В Республике Беларусь утвержден ряд нормативных документов по антимонопольному регулированию: Инструкция по выявлению монопольных цен, Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах, Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий  [2, с.21].

     Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, имеет двухуровневую структуру и включает:

  • на республиканском уровне — перечень хозяйствующих субъектов,

Информация о работе Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы