Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа
Мною были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.
Введение 3
1. Государственное регулирование цен и ценообразования 5
1. Цели методы ценового регулирования 6
2. Современные методы прямого и косвенного регулирования цен 10
2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 13
1. Объективный характер, цели и методы государственного
регулирования цен в Республике Беларусь 13
2. Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций- монополистов в Республике Беларусь 15
3. Государственные органы по регулированию цен 18
3. Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Политика
"коридора цен" заключается в том,
что устанавливаются два предела цен:
верхний и нижний. Цены, таким образом,
одновременно ограничены максимальным
и минимальным уровнями, что не позволяет
им существенно отклоняться от положения
равновесной цены (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Политика «ценового коридора»
[7, с.70]
Такая
система регулирования цен
Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и, в определенной степени, косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка [15, с.70].
Эффективность
системы государственного регулирования
цен зависит от гибкого сочетания
прямых и косвенных форм ценового
регулирования. Каждое государство соответственно
проводимой экономической политике, целям
развития общества использует различные
сочетания и способы ценового регулирования.
Опыт показывает, что каждая страна выбирает
свой собственный путь [1, с.324].
1.2
Современные методы
прямого и косвенного
регулирования цен
К прямым методам государственного регулирования, используемым современной практике ценообразования также относят:
Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены являются одним из основных видов цен, применяемыми при заключении государственных контрактов;
подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций;
нижней границы. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, так как он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;
применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монопо- листов, а также на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом норма прибыли дифференцирована по отраслям и группам продукции. Этот метод имеет серьёзный недостаток, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек;
исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции, при этом в органы ценообразования необходимо предоставлять декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации;
продукции[17, с.168].
Косвенное
вмешательство в
Косвенное
регулирование цен может
Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путём воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и так далее. Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:
покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);
(льготное налогообложение);
предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);
монополизации рынка;
инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;
льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.
Меры
косвенного воздействия на процесс
ценообразования имеют в
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что государственное
регулирование – воздействие
на цены таким образом, чтобы способствовать
стабильному развитию экономической системы
в целом. При рыночном ценообразовании
цены на товары определяются их собственниками.
Государство может регулировать цены
только на очень ограниченный круг товаров.
На все остальные товары оно определяет
только общие подходы и принципы ценообразования.
Государственные органы не имеют права
устанавливать конкретные цены на товары,
изготовляемые их собственниками. При
рынке фирмы продают свою продукцию, работы,
услуги, по ценам и тарифам, установленным
по их усмотрению или на договорной основе,
и только в частных случаях, предусмотренных
законодательными актами.
2
Государственное регулирование
цен в Республике Беларусь
2.1
Объективный характер,
цели и методы государственного
регулирования цен в
Республике Беларусь
Государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
Регулирование ценообразования, как уже было сказано выше, реализуется путём прямого (административного) и косвенного регулирования. Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния организации. В Республике Беларусь прямое регулирование осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» [12] с применением методов: фиксированных цен; предельных цен (тарифов); предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; порядка определения и применения цен (тарифов); декларирования цен (тарифов). Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путём проведения мероприятий:
недобросовестной конкуренции.
В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
Цель регулирования — обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики, создать условия для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобождённых от ценового регулирования. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).
Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.
Реализация
государственной ценовой
Устанавливая цены на товары (работы, услуги), субъект хозяйствования должен иметь представление о системе нормативных ограничений и требований, а также о мерах ответственности за нарушение установленных ограничений и невыполнение соответствующих требований.
2.2
Порядок и формы регулирования
цен на продукцию организаций--монополистов
Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. В Республике Беларусь утвержден ряд нормативных документов по антимонопольному регулированию: Инструкция по выявлению монопольных цен, Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах, Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий [2, с.21].
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, имеет двухуровневую структуру и включает:
Информация о работе Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы