Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа
Мною были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.
Введение 3
1. Государственное регулирование цен и ценообразования 5
1. Цели методы ценового регулирования 6
2. Современные методы прямого и косвенного регулирования цен 10
2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 13
1. Объективный характер, цели и методы государственного
регулирования цен в Республике Беларусь 13
2. Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций- монополистов в Республике Беларусь 15
3. Государственные органы по регулированию цен 18
3. Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Оршанский филиал
Государственного учреждения образования
«Институт
бизнеса и менеджмента
Белорусского
государственного университета
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
на тему:
Государственное регулирование
цен: сущность, методы,
способы
Выполнила: студентка
2 курса,
группы «з1811»
Проверил:
доцент, к.э.н. Л.И.Китаёва
Оценка
______________________________
Орша
– 2010 г.
Содержание
Введение
регулирования
цен в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников 27
Введение
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно даёт возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).
Всеми странами активно используется ценовой контроль, который осуществляется, главным образом, в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении законодательства по ценам и других нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены жесткие экономические санкции [1, с.213].
Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению её негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Цены
являются важным экономическим инструментом,
отражающим все процессы, происходящие
в сфере производства, обмена, распределения,
потребления, накопления. Они определяют
валовой доход, прибыль, рентабельность
и другие показатели предприятий; цены
выступают рычагом
В данной работе главная цель – государственное регулирование цен: сущность, методы, способы.
Мною были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.
Объект курсовой работы – государство.
Предмет – ценообразование, и непосредственное участие государства в ценообразовании.
Методами и инструментами регулирования являются:
привлечения в страну иностранных инвестиций и другое.
При рассмотрении данной темы были использованы данные учебников и учебных пособий по ценообразованию, прогнозированию и планированию цен, интернет-ресурсы, а также нормативные документы Республики Беларусь (Национальный центр правовой информации Республики Беларусь «ЭТАЛОН»).
1
Государственное регулирование
цен и ценообразования.
Необходимость регулирования
цен
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике
ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной
экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство [16, с.34].
Государственное
регулирование цен – это
Государственное
регулирование цен в
Следует
отметить, что правительства промышленно
развитых стран осуществляют контроль
и регулирование цен на товары
и услуги, имеющие особо важное
значение для поддержания жизненного
уровня населения.
1.1
Цели и методы государственного
ценового регулирования
В
любой рыночной стране государство
вмешивается в процесс
Цели государственного регулирования цен:
производителей;
снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Государственное регулирование цен реализуется путём прямого и косвенного регулирования [2, с.167].
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".
Наибольшее
распространение получила политика
"ценового потолка", которая используется
в монополизированных отраслях (электроэнергетике,
нефтегазовой промышленности, транспорте,
коммунальном хозяйстве), в кризисных
ситуациях (во время войны, послевоенного
периода), при установлении цен на социально
значимую продукцию (хлеб, молочные продукты,
медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль,
максимальные цены, устанавливаемые государством
ниже уровня равновесия, создают ряд проблем
в экономике (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Политика "ценового потолка"
[7, с.68]
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счёте, ведёт к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике порождала и такие явления, как очереди, чёрный рынок, коррупция на государственных предприятиях.
Политика "ценового пола" используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечёт за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Политика «ценового пола»
[7, с.69]
На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).
Информация о работе Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы