Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Мною были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование цен и ценообразования 5
1. Цели методы ценового регулирования 6
2. Современные методы прямого и косвенного регулирования цен 10
2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 13
1. Объективный характер, цели и методы государственного
регулирования цен в Республике Беларусь 13
2. Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций- монополистов в Республике Беларусь 15
3. Государственные органы по регулированию цен 18
3. Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 74.24 Кб (Скачать)

Оршанский филиал

Государственного  учреждения образования

«Институт бизнеса и менеджмента технологий»

Белорусского  государственного университета 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  макроэкономике

на тему: Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы 
 
 
 

Выполнила: студентка

2 курса,  группы «з1811»                                               Т.И.Межуева 
 
 

Проверил: доцент, к.э.н.      Л.И.Китаёва 

                                                                                              

Оценка ___________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 

Орша  – 2010 г. 

    Содержание 

Введение                                                                                                                      3

  1. Государственное регулирование цен и ценообразования                                 5
    1. Цели методы ценового регулирования                                                                6
    2. Современные методы прямого и косвенного регулирования цен                  10
  2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь                         13
    1. Объективный характер, цели и методы государственного                        

    регулирования цен в Республике Беларусь                                                       13

    1. Порядок и формы регулирования цен на продукцию организаций-            монополистов в Республике Беларусь                                                               15
    2. Государственные органы по регулированию цен                                            18
  1. Перспективы развития ценового регулирования в Республике Беларусь     22

Заключение                                                                                                                 25

Список использованных источников 27

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важное  место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

     Государственное регулирование цен в любой  экономике позволяет с помощью  законодательных, административных и  бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно даёт возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

     Всеми странами активно используется ценовой  контроль, который осуществляется, главным образом, в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении законодательства по ценам и других нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены жесткие экономические санкции [1, с.213].

     Государственная ценовая политика является частью общей  экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений  имеет особо важное значение. Она  содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению её негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

     Цены  являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы. В свою очередь, регулирование цен, является одним из факторов, влияющим на цены.

     В данной работе главная цель – государственное  регулирование цен: сущность, методы, способы.

     Мною  были предприняты попытки раскрыть и изучить саму суть понятия «государственное регулирование цен», цель данного регулирования, рассмотреть методы и способы ценового регулирования в общем, также, объективный характер, цели и методы государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и направления совершенствования государственной системы ценообразования.

     Объект  курсовой работы – государство.

     Предмет – ценообразование, и непосредственное участие государства в ценообразовании.

     Методами  и инструментами регулирования  являются:

  • установление фиксированных, предельных, рекомендательных цен;
  • замораживание цен;
  • регулирование налогов, доходов населения;
  • создание условий для развития конкуренции, малого бизнеса, а также

привлечения в страну иностранных инвестиций и другое.

     При рассмотрении данной темы были использованы данные учебников и учебных пособий по ценообразованию, прогнозированию и планированию цен, интернет-ресурсы, а также нормативные документы Республики Беларусь (Национальный центр правовой информации Республики Беларусь «ЭТАЛОН»).

     1 Государственное регулирование цен и ценообразования. Необходимость регулирования цен 

     Широко  распространено мнение, что в рыночной экономике

ценообразование не регулируется. Однако такое представление  является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной

экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство [16, с.34].

     Государственное регулирование цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

     Государственное регулирование цен в определённой мере позволяет преодолеть, во-первых, недостатки рыночного хозяйства, связанные  с существованием в экономике  монополий, во-вторых, явления, которые  ведут к дестабилизации общественного  производства (цикличность экономического развития, инфляция, безработица и  т.д.), в-третьих, социальные противоречия, связанные с неравенством доходов, что предполагает установление общественно  приемлемых цен на социально значимые товары и услуги, а также предметы роскоши. Регулирование цен представляет собой долгий и дорогостоящий процесс [17, с.160].

     Следует отметить, что правительства промышленно  развитых стран осуществляют контроль и регулирование цен на товары и услуги, имеющие особо важное значение для поддержания жизненного уровня населения. 

     1.1 Цели и методы государственного ценового регулирования 

     В любой рыночной стране государство  вмешивается в процесс формирования цен.

     Цели  государственного регулирования цен:

  • не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма

производителей;

  • способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на

снижение  затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

  • обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
  • достигнуть определённых результатов, в частности, обеспечить

поддержание прожиточного минимума, возможность  приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

     Государственное регулирование цен реализуется  путём прямого и косвенного регулирования [2, с.167].

     К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

     Прямое  регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".

     Наибольшее  распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 1.1). 

    

Рисунок 1.1 – Политика "ценового потолка"

[7, с.68]

     Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счёте, ведёт к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике порождала и такие явления, как очереди, чёрный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

     Политика "ценового пола" используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечёт за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 1.2).

  

 

Рисунок 1.2 – Политика «ценового пола»

[7, с.69]

     На  таком рынке образуются излишки  продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Информация о работе Государственное регулирование цен: сущность, методы, способы