Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.
Введение 3
1. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 5
1.1 Организационно-правовые формы предпринимательства 5
1.2 Предприятие как организационная форма ведения хозяйства 9
1.3 Объединения предприятий 10
2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь и тенденции его развития 14
3. Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь 23
3.1 Государственная поддержка предпринимательства 23
3.2 Оценка эффективности предпринимательства в Республике Беларусь 27
Заключение 37
Список использованных источников 39
Убытки, причинённые
предпринимателю в результате выполнения
указаний государственных или иных
органов возмещаются этими же органами.
Споры о возмещении убытков решаются судом
в соответствии с его компетенцией.
3.2
Оценка эффективности
предпринимательства
в Республике Беларусь.
Формирование нынешней структуры предпринимательства в Беларуси началось с появления первых кооперативов. В 90-е годы бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью.
Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс. предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности – 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве – 3,9 тыс. предприятий (11,9%).
В
2005 году на долю малого предпринимательства
приходилось около 8,1% от общего объема
ВВП. Наблюдается небольшая
Списочная численность работников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности – 156,4 тыс. человек, в торговле и общественном питании – 104,5 тыс. человек, в строительстве – 59,3 тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в организациях всех отраслей экономики соcтавил 11,3%.
За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания – 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности – 1,6 трлн. рублей (20,1%).
К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве – 16,1%, на транспорте – 7,8%.
По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей.
Несмотря на определенные успехи, данный сектор, однако, не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Малое предпринимательство наиболее развито в г. Минске и областных городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. В малых городах (с численностью менее 20 тыс. человек) и средних городах (с численностью от 20 до 50 тыс.) по состоянию на 1 января 2006г. Число малых предприятий составляло 2208 ед., а работающих индивидуальных предпринимателей – 29730 человек. Таким образом, в малых и средних городах доля малых предприятий в общем их числе по республике составила 6,7%, работающих индивидуальных предпринимателей – соответственно 16,7%.
В настоящее время одним из сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в Республике Беларусь является наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождения субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие, а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.
В
связи с этим принимаются меры
по совершенствованию
● срок государственной регистрации сокращен с 30 до 20 дней. При этом данный срок не может продлеваться даже в том случае, если регистрирующему органу необходимо получить дополнительные сведения о собственниках имущества регистрируемых организаций или лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей;
●
упрощена процедура обращения: один
из учредителей может быть уполномочен
представлять в регистрирующем органе
интересы всех учредителей уже в
том случае, если их больше трех. От
юридического лица, выступающего в
качестве учредителя, более не требуется
представлять в регистрирующий орган
нотариально
● в практику работы регистрирующих органов внедрен принцип "одного окна". В соответствии с ним на основании решения о государственной регистрации в течение 10 рабочих дней выдаются не только свидетельство о государственной регистрации, но и разрешение на право изготовления печатей и документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.
В
целях подготовки предложений о
совершенствовании
Деятельность
рабочей группы предполагает проведение
с участием заинтересованных органов
государственного управления анализа
административных процедур в сферах
правоотношений, в которых подобные
процедуры подлежат упрощению и
оптимизации. Данный анализ ориентирован
на определение степени
Итогом
проведенной работы должно стать
принятие мер по совершенствованию
законодательства, регулирующего вопросы
совершения административных процедур,
что в перспективе должно поспособствовать
устойчивому развитию малых предприятий,
повышению эффективности
Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет".
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Сохранение наметившейся динамики этого процесса обеспечит выполнение предусмотренных указанной Программой показателей, в том числе доведение доли данного сектора экономики в общем объеме ВВП до 20 – 22 %.
В Беларуси доля малого предпринимательства в ВВП увеличится с 9 % в настоящее время до 20-22 % в 2010 г. Об этом сообщил и.о. премьер-министра Беларуси Сергей Сидорский, выступая перед депутатами белорусского парламента. "Говорят, что малое предпринимательство в Беларуси не развивается – это неправда! Каждый год мы прибавляем в развитии малого и среднего бизнеса. Спокойно, но прибавляем. Правительство на сегодняшний день настроено активно работать с предпринимателями и малым бизнесом в части увеличения производства национального продукта. Эти отрасли экономики мы будем поддерживать."
В 1 квартале 2007 года продолжилось увеличение численности индивидуальных предпринимателей. На 01.04.2007г. общее число плательщиков, находящихся на учете в налоговых инспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемый период по сравнению с аналогичным прошлого года на 19,6 тыс. человек. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2007 года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 млрд. рублей, или на 14%.
Что же было предпринято в стране для развития малого и среднего бизнеса?
В Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007г., объединены ранее регулировавшиеся множеством законодательных актов нарушения в области предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административные издержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующего законодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частности оптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условиях относительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговой отрасли.
Принятие Положения об упрощенной системе налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007г. № 119) направлено на стимулирование ее применения субъектами малого бизнеса. Особенное внимание уделено организациям и индивидуальным предпринимателям (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) в сельских населенных пунктах, агро-городках, поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек и др. Для них предусмотрена ставка налога в размерах 5 и 3 % соответственно для субъектов, уплачивающих и не уплачивающих НДС.
В условиях сложной демографической ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящих к высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынка важно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки, в том числе со стороны государства. Перспективное направление – производство товаров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки и сбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.
Указ
Президента Республики Беларусь от 29.12.2006г.
№ 760 ограничивает численность наемных
работников индивидуальных предпринимателей
тремя близкими родственниками, что
для сохранения динамики развития субъектов
малого бизнеса предполагает учет ряда
обстоятельств. В условиях увеличения
концентрации рынка необходимо организовать
с наименьшими потерями и финансовыми
затратами процесс создания индивидуальными
предпринимателями юридических
лиц. Отвлечение факторов производства
для прохождения разрешительных
процедур не должно сказаться на росте
экономики. Организационные мероприятия
по перерегистрации действующих
субъектов хозяйствования должны быть
проведены с учетом этого обстоятельства,
задействованием необходимых
Вывод:
Реализация намечаемых мероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства в активно формирующееся звено экономики; реализовать предпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.
Заключение:
Таким образом,
предпринимательские структуры
в настоящее время несмотря на некоторые
попытки снятия административных барьеров
находятся в более сложных по сравнению
с предшествующими годами условиях. Рентабельность
их деятельности зачастую снижается, а
возможности развития ограничиваются.
Однако не следует думать, что органы государственного
управления допускают стратегический
просчет из-за недооценки значимости негосударственного
сектора экономики. Политика в отношении
этого сектора объясняется принятой в
Республике Беларусь институциональной
экономической моделью, ориентированной
преимущественно на административно-правовые
методы управления.
Информация о работе Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь