Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.

Содержание

Введение 3
1. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 5
1.1 Организационно-правовые формы предпринимательства 5
1.2 Предприятие как организационная форма ведения хозяйства 9
1.3 Объединения предприятий 10
2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь и тенденции его развития 14
3. Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь 23
3.1 Государственная поддержка предпринимательства 23
3.2 Оценка эффективности предпринимательства в Республике Беларусь 27
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Развитие предпринимательства в Республике Беларусь.docx

— 142.66 Кб (Скачать)

Консорциум - временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и тому подобное). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участники, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства, что исходят из других источников, в порядке, определенном его Уставом в случае достижения цели его создания консорциум прекращает свою деятельность.

Концерном признается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, из централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной финансовой, внешнеэкономической и  другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и  организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна.

Государственные и коммунальные хозяйственные объединения  образуются преимущественно в форме  корпорации или концерна, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и тому подобное).

Предприятия - участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения этого Кодекса и других законов относительно регуляции деятельности предприятий.

Предприятие  - участник хозяйственного объединения  имеет право: 

-добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его образовании или уставом хозяйственного объединения;

- быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором или уставом хозяйственного объединения, не установлено другое;

-получать от хозяйственного объединения в установленном порядке информацию, связанную с интересами предприятия;

- получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объединения в соответствии с его уставом.

Предприятие может  иметь также другие права, предусмотренные  учредительным договором или  уставом хозяйственного объединения  в соответствии с законодательства.

Предприятие, которое  входит в состав государственного или  коммунального хозяйственного объединения, не имеет право выходить из его  состава, а также объединять на добровольных принципах свою деятельность с другими  субъектами хозяйствования и принимать  решение о прекращении свое бдительности.

Предпринимательство - созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Вывод:

Если предприниматель - это физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, то предприятие - это юридическое  лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Любая предпринимательская  деятельность совершается в определенных организационных формах. Выбор формы  организации предпринимательской  деятельности определяется объективными условиями - сферой деятельности, наличием денег, преимуществами и недостатками соответствующих форм предприятий.

В зависимости  от форм собственности, предусмотренных законом, в Республике Беларусь могут действовать предприятия таких видов: частное предприятие, коллективное предприятие, хозяйственное общество, коммунальное предприятие, государственное предприятие, предприятие, основанное на смешанной форме собственности. Хозяйственные объединения образуются как ассоциации, корпораций, консорциумы, концерны. 

 

Список  использованных источников:

  1. Атапина Н. Как помочь малому бизнесу в Беларуси // Финансы, учёт, аудит – 1999г.

    2. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт.

    3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 гг. Офиц. изд. – Минск: Беларусь 2006г.

    4. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы./В.Н. Шимов – Минск: БГЭУ, 2003г.

    5. Министерство по налогам и сборам РБ – www.nalog. by

    6. Министерство статистики и анализа РБ – http://www. prezident. gov. by/Minstat.

    7. Министерство  экономики Республики Беларусь  – www. economy. by

    8. Крайчинский Д.В. Предпринимательство в РБ и основные его проблемы. Минск 2008

    9. Романенко  О.В. Исторические этапы развития  предпринимательства в РБ. Минск  2008.

    10. Журнал  “Индивидуальный предприниматель”  – 2007 г.

    11. Москалюк  О.И.  История становления РБ  в области развития и поддержки  предпринимательства. 2009г.

    12. Карпеенко  А.С. Государственно-частное партнёрство  и развитие предпринимательства  в регионах: ресурсы, риски, интересы. 2010. 

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

КП 02 00 ПЗ

 Разраб.

Марков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вв

 Пров.

Барановский

. 
 
 

 Н. Контр.

Барановский

 Утв.

Барановский 

Развитие  предпринимательства в Республике Беларусь 

Лит.

Листов

8

БГТУ 5251220, 2011

2. Анализ состояния  предпринимательства  в Республике Беларусь  и 

тенденции его развития

Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси?

Уверенное и  целеустремлённое, или испуганное и  обречённое?

Каковы его  проблемы: сбыт, технологии, конкуренции, налоги, контролёры или бандиты?

Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские  союзы – независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик?

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую  эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная  база и проект микрокредитования  разрабатывались совместно с  Программой ООН и правительства  Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской  стороны, так и за счёт привлечения  средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил  к реализации микрокредитования  Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических  лиц негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Президент отметил, что некоторые негосударственные  предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы  роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных  работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать [Приложение Б]. 
 
 

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания  заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.

По данным на 01.01.2009г. в республике работало 26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Удельный вес  убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного  пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это  самая высокая доля убыточных  предприятий за последние 4 года.

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие  налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Негативное влияние  на рост численности субъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующих  в сфере предпринимательства, в  связи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту  завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных  средств предприятий.

Анализ структуры  малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре  малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном  обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось  число субъектов малого предпринимательства  в торговле, посредничестве и сфере  услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в  то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием не востребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур.

Все мероприятия  государственной программы, необходимой  для осуществления задач поддержки  малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно  объединить в три блока:

-создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;  

-содействие решению основных проблем малых предприятий;  

-ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.  

Выявлен ряд  негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:  

-преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;  

-недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;  

-вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;  

-«размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;  

-отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.  

Минским городским  территориальным комитетом предпринимательства  и инвестиций совместно с Минским  НИИ социально-экономических и  политических проблем было проведено  комплексное исследование состояния  и перспектив развития предпринимательской  деятельности в столице нашей  республики.

Информация о работе Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь