Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.

Содержание

Введение 3
1. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 5
1.1 Организационно-правовые формы предпринимательства 5
1.2 Предприятие как организационная форма ведения хозяйства 9
1.3 Объединения предприятий 10
2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь и тенденции его развития 14
3. Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь 23
3.1 Государственная поддержка предпринимательства 23
3.2 Оценка эффективности предпринимательства в Республике Беларусь 27
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Развитие предпринимательства в Республике Беларусь.docx

— 142.66 Кб (Скачать)

Руководители  малых предприятий города Минска, принявших участие в опросе свидетельствуют, что наиболее благоприятными для создания малых предприятий были 1991-1993 годы.

До 1995 года включительно предпринимательские структуры  не испытывали серьёзных проблем  в процессе своего функционирования, поэтому в 1991-1994 гг. закрылось примерно по 5% предприятий. В последующие  годы ситуация заметно ухудшилась: стало закрываться всё больше предприятий. К главным причинам ликвидации малых предприятий большинство опрошенных предпринимателей относит внешние обстоятельства и только 27% опрошенных видит их во внутренних проблемах самих предприятий.

Финансовая проблема в различные периоды деятельности негосударственных предприятий  являлась наиболее актуальной. В настоящее  время наблюдается её заметное обострение: если на стадии становления малого бизнеса в качестве главной трудности  называли финансовую 38,1% руководителей, то сейчас так считает уже 47,6%.

На этапе становления  были также проблемы с поиском  и арендой помещения (19%), закупкой необходимого оборудования (19,8%), поиском  рынка (19,2%), кадрового и информационного  обеспечения (по 12,5%).

Исследование  позволило выявить мотивы, побуждающие  респондентов к открытию своего дела. Это – желание заработать хорошие  деньги; быть независимыми; создать  себе высокую деловую репутацию; полнее использовать знания, квалификацию; реализовать свои личные качества; внести вклад в решение важных для общества проблем; потеря основного места работы. Таким образом на первом месте находится материальный интерес.  

Предпринимательству в Беларуси – 10 лет. Министерству предпринимательства  и инвестиций, его областным комитетам  – 5. Возраст хоть и детский, но что-то уже удалось сделать.  

Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее  десятилетие превратилось в самостоятельный  и весьма влиятельный элемент  рыночной экономики.

Развивать предпринимательство  оказалось очень трудно. Мешает несогласованность  союзного и республиканского законодательства. Мешает былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной культуры, самой личности – винтика, которая  разучилась мыслить категорией «Я»  и непрерывно срывается на идеологию  «МЫ». Мешает иждивенческий распределительный  принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и ставший  у нас бесспорной идеологией. Практически  это религиозная вера в возможность  социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны каждого человека.

На первых этапах негосударственный сектор был представлен  преимущественно кооперативами, арендными  и совместными предприятиями, а  также лицами, зарегистрированными  как индивидуальные предприниматели. С 1992г. возросла роль малых предприятий  в экономике. Доля занятых на малых  предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996г. до 7,3% в 1999г.

За последние  годы темпы роста малого предпринимательства  и его эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности малых  предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999, в  том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.

Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.  

Наиболее актуальными  задачами развития малого предпринимательства  на ближайшую перспективу являются:  

-применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;  

-сокращение числа лицензированных видов деятельности;  

-гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;  

-гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;  

-расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;  

-активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;  

-создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;  

-повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса.  

В настоящее  время в РБ малому бизнесу уделяется  значительное внимание: приняты соответствующие  законы, разрабатываются программы  государственной поддержки на общереспубликанском  и областном уровнях, созданы  центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических  зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует  признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в  программах, зачастую не совпадают  с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных  и эффективных организационных  экономических инструментов государственной  политики поддержки малого бизнеса  по-прежнему актуален.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

По данным пресс-службы Министерства экономики, в январе—марте 2011 года количество субъектов малого предпринимательства в Беларуси увеличилось почти на 11%.

Так, 1 апреля на учете состояло 89.156 субъектов малого предпринимательства — юридических  лиц. По сравнению с первым кварталом 2010 года их количество выросло на 8.509 (или на 10,5%), по сравнению с началом  года — на 2.962 (или на 3,4%).

На 1 апреля на учете  состояло также 2.370 субъектов среднего предпринимательства.

Численность индивидуальных предпринимателей на этот период составила 235.457 человек. Данный показатель увеличился на 4,5% по сравнению с аналогичным прошлогодним и на 1,6% — с показателем на начало текущего года.

Всё вышесказанное  позволяет сделать заключение, что  можно и нужно работать на благо  себя, государства и общества в  целом.  
 
 

 

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

КП 03 00 ПЗ

 Разраб.

Марков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вв

 Пров.

Барановский

. 
 
 

 Н. Контр.

Барановский

 Утв.

Барановский 

Развитие  предпринимательства в Республике Беларусь 

Лит.

Листов

11

БГТУ 5251220 2011

3. Государственная  поддержка и развитие  предпринимательства  в Республике Беларусь.

3.1 Государственная  поддержка предпринимательства. 

В республике гарантируется:  

-право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;  

-защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;  

-научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;  

-страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.  
 
 
 
 
 

Для повышения  эффективности и широкого распространения  предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

Причины, по которым  небольшие предпринимательские  коллективы (без специальных мер  государственной поддержки) не могут  быть равноправными и равносильными  конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:  

-их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;  

-зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;  

-неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.  

Учитывая эти  и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана Государственная  и региональные программы поддержки  предпринимательства, образован Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа включает:  

-создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;  

-организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;  

-меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.  

-Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:  

-отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;  

-средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;  

-ассигнований из республиканского бюджета;  

-банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;  

-иных поступлений и доходов.  

Фонд осуществляет:  

-финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;  

-финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;  

-установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.  

Вмешательство государственных или иных органов  либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме  как по установленным законодательством  основаниям и в пределах компетенции  указанных органов. Предприниматель  имеет право обращаться в суд  или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности.  

Информация о работе Государственная поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь