Государственная антимонопольная политика и формирование конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Так как конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Содержание

Введение
Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
Виды и методы конкуренции
Монополия: понятие, сущность, виды и формы
Сущность монополии
Виды монополий
Формы монополий
История возникновения и развития монополий в России
Антимонопольная политика
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Причинами такого типа концентраций послужило:

  1. Стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Однако  это стремление было сильно преувеличенно, т.к. искусственно занижались цены на транспорт сырьё, и энергию. Благодаря этому, проекты даже нерационально крупных заводов выглядели вполне рентабельно – готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза, а сырьё для производства привозилось за тысячи километров.
  2. Удобство централизованного управления крупными предприятиями. Общенациональными плановыми органами  принимались все важнейшие решения по развитию экономики страны, управляемость хозяйства зависела от количества производственных единиц.

Как следствие, монополисты  советского времени были очень узко специализированны, так, к примеру: один завод выпускал только автомобили (УАЗ), другой только тяжелые вертолеты (Раствертол). При этом полная остановка или прекращение работы хотя бы одного из подобных  предприятий фактически было смертельным для экономики того времени из-за фактического отсутствия или  минимальности дублирования.

Таким образом, более 1100 предприятий в конце 80-х годов в производстве своей продукции были полными монополистами. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2–3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89%) было подвержено сильной монополизации. Наиболее высокой была концентрация производства в машиностроении, металлургии, текстильной и химической отраслях. Зачастую ту или иную продукцию выпускало одно или два предприятия, диктовавшие свои условия потребителю. Устаревший ассортимент, плохое качество товара или завышенные цены никак не сказывались на изменении спроса в условиях отсутствия выбора поставщиков и постоянного дефицита.

Однако нельзя полностью сопоставлять советскую монополию с ее капиталистическими аналогами. Существуют определенные различия между ними:

Если капиталистические монополии  возникали в результате конкурентной борьбы, т.е. преимущественно «снизу», то социалистические действовали в неестественных условиях и насаждались «сверху».

В капиталистических странах монополистом чаще всего становилось лидер-предприятия, которое использовали значительный производственный и научно-технический потенциал и имели передовые технологии.

Монополии при социализме зачастую создавались при отсталой технологической базе. Капиталистические  же монополии, участвовали в международном  разделении труда, вынуждаемые улучшать качество продукции для повышения конкурентоспособности, равняясь на мировые образцы, что на внутреннем рынке сказывалось очень положительно,  социалистические в лучшем случае ограничивались региональными рамками.

Такое последствие неэффективности монополизации проявлялось достаточно сильно. Так, в СССР свидетельствами этого служил замедленный темп обновления продукции и ее низкое качество, а также завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень).

 Общая дефицитность экономики также помогала в укреплении монополистических позиций. Ответственность монополиста практически сходила на нет, в условиях, когда у покупателя фактически отсутствовал выбор. Экономика советского времени была практически изолирована от внешнего мира, из-за чего, позиции монопольных предпринимателей были хорошо защищены и от иностранных конкурентов. Что в свою очередь приводило к плохому качеству и слабой новизне продукции.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые предприятия из-за сократившейся территории, которые во времена СССР не являлись единственными производителями.

Стало очевиден, тот факт, что настали времена, когда необходимо разрабатывать антимонопольную политику.

4. Антимонопольная политика

В современной научной  литературе под антимонопольной  политикой понимается, комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.). В своей основе опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленная на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке [5].

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими монополии, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон « О естественных монополиях».

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен [6].

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а  порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет  следующие санкции:

  • предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм);
  • штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку     сговора с конкурентами);
  • прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

4.1 История  развития антимонопольной политики

Первые законы, запрещавшие  монопольные соглашения, были приняты  в Канаде (1889) и США (1890) – знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

На уровне отдельных  регионов антимонопольные законы появились  еще раньше – в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35% дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за 1883–1889 гг. упала в цене на 19%, говяжья вырезка – на 39%, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8%. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50%.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен.

Среди отраслей, которые  в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла.

Но во всех перечисленных  отраслях, о которых доступны соответствующие  данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24%, а в номинальном на 16%.

Что же касается выпуска  в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении  он вырос за это время на 62%, а  в реальном – на 175%. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

В Западной Европе (Бельгия  – 1935 г.; Нидерланды – 1935 г.; Дания – 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.

Акт Келлера – Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса).

Таким образом, все эти  законы были направлены на обеспечение  свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль, за разного рода соглашениями.

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве  стран мира. Этот процесс не был  одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана – в 1990 году.

В настоящее время  в развитых странах создана разветвленная  законодательная и институциональная  база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты  почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.

Но это происходит далеко не везде, в ряде стран антимонопольная  политика как таковая отсутствует вообще [7].

4.2 Антимонопольное законодательство в России

Антимонопольное законодательство - это направление государственной деятельности в экономической деятельности. Данное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов [8].

Со стороны государственных органов современное антимонопольное регулирование можно свести к трем группам мер.

Первая группа - это воздействие в виде административно-правовом:

  • расчленения монополий на ряд самостоятельных производств;
  • запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
  • роспуска существующих монополистических объединений.

Втора группа - это административно-экономическое воздействие, направленное на:

  • преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
  • преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
  • запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа - это экономическое воздействие, проводимое государством:

  • использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
  • поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
  • расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Масштабность трансформации  российской политической системы привела к смене правящих элит, политического режима, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны, а органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС – Федеральная антимонопольная Служба.

Основой российского  антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика и формирование конкурентной среды