Государственная антимонопольная политика и формирование конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Так как конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Содержание

Введение
Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
Виды и методы конкуренции
Монополия: понятие, сущность, виды и формы
Сущность монополии
Виды монополий
Формы монополий
История возникновения и развития монополий в России
Антимонопольная политика
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

2.1 Сущность  монополии

Как экономический феномен, монополия может характеризоваться двояко:

    1. Во-первых, как институциональное образование (фирма, корпорация, предприятие), обладающее значительными трудовыми, финансовыми, материальными возможностями и ресурсами и занимающее доминирующее (монопольное) положение на рынке;
    2. Во-вторых, как рыночная ситуация, что означает существование одного продавца или производителя на соответствующем товарном рынке («чистая» рыночная монополия).

Можно выделить следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен множеством покупателей и одним продавцом.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-субституты).

3. Из-за барьеров на рынок фактически невозможен вход новых фирм. Причины существования таких барьеров могут быть самые разные, например:

  • экономия от масштабов производств и крупные размеры предприятий;
  • избранно выдаваемые государством системы лицензий на выполнение отдельных типов работ;
  • монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (например, бриллиантов);
  • при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;
  • нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия-монополиста в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке [6].

2.3 Виды монополий

Классифицировать существующие виды монополий можно на три основные группы: естественная, административная и экономическая.

2.3.1 Естественная монополия

Возникновение естественной монополии обусловлено объективными причинами. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна

Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий (если не единственное национальное), поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

2.3.2 Административная монополия

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего  монополия всесильных министерств  и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

2.3.3 Экономическая монополия

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:

  1. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала;
  2. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении потребителями банкротов. Тем или иным путем или с помощью обоих предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке [12].

2.4 Формы монополий

Монополистических объединений существует пять основных форм, которые монополизируют все основные сферы общественного воспроизводства: т.е. само производство, обмен, распределение и потребление. Исторически первой формой монополии стал картель.

1. Картель — это  объединение нескольких предприятий  одной сферы производства, участники  которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах и рынках сбыта. В картельном соглашении [5] обычно оговариваются единые уровни цен и условия продаж покупателям для всех кто участвует в  данном соглашении. Необходимо отметить, что данная форма монополистического образования оказалась достаточно живучей. В настоящее время существует даже ряд легально действующих картелей, к ним относятся «Семь сестер» (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний), ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями). В большинстве случаев картельные соглашения попадают под действие антимонопольных законов, по этой причине достаточно часто, данный вид заключается на основе джентльменских соглашений.

Другой формой, в которой  существовал капитал-монополия, был синдикат.

2. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. Можно утверждать, что это соглашение попадает под характеристики контрактных, но оно не является только соглашением. Потеря коммерческой самостоятельности – это, возможно, первый реальный шаг к объединению разных капиталов в одну структуру (внутрифирменную). Необходимо заметить, что крупнейшие российские монополистические капиталы до 1917 года были представлены именно формой синдиката («Продамет», «Продуголь», «Продвагон» и т.д.).

Хотя необходимо сказать  пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

3. Корнер – способ, придуманный еще в шестнадцатом веке. Смысл этого метода прост: производители или купцы заключают тайное соглашение о временном изъятии (скупке) с рынка какого-либо товара, тем самым искусственно создавая дефицит товара, что в свою очередь ведет к росту цен. После этого из запасов товар поступает на рынок, а участники соглашения получают повышенный доход.

Например, в 1931 году участники  Международного оловянного картеля  организовали корнер по олову. Они выкупили олово в огромном количестве, создав на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, спустя год участники корнера распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

Более сложные формы  монополистических объединений  возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

4. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала [6] собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. Несмотря на очевидные плюсы внутрифирменной иерархии, тресты имели, по крайней мере, два существенных недостатка – неповоротливость, ведущую при определенных условиях к невосприятию достижений научно-технического прогресса, и высокую вероятность бюрократизации и полной замены экономических отношений на административные.

Преодолеть оба указанных недостатка можно было, только отказавшись от трестовской формы организации. На месте трестов стали образовываться концерны.

5. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.  В концерне выделяется головная компания, в руках у которой находятся все нити зависимостей. Данная организационная форма соединяет в себе оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений и централизованное начало (контроль). В концерне жестко централизованы финансы, инвестиции (капиталовложения) и НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

Такой тип организационной  структуры в большей степени  восприимчив к достижениям научно-технического прогресса и в меньшей степени (по сравнению с трестом) подвержен  угрозе «заражения» бюрократизма.

Концерн – современная форма организации крупного капитала-монополии. Концерн включает в себя сложные рыночные и нерыночные отношения. Критерием выбора той или иной формы сделки (трансакции) во внутрифирменном обороте концерна является сопоставление издержек, которые несет в себе каждая из трех возможных форм экономической организации, из которой и осуществляется конкретный выбор руководством концерна (внутрифирменная иерархия, контрактная система, рынок).

В современном экономическом  мире создались достаточно сложные отношения между конкуренцией и монополией. Одно без другого уже не может теперь существовать. Постоянно происходят переходы конкуренции в монополию, и наоборот.

Конкуренция существует рядом с монополией, предопределяя  последнюю. С другой стороны, монополисты становятся конкурентами, борясь за абсолютное лидерство в отрасли, и т.д. Отныне рынок фактически имеет два начала – конкуренцию и монополию, отличаясь мерой того или другого. Появляются преимущественно конкурентные или преимущественно монополистические рынки.

3. История возникновения и развития  монополий в России

Монополии появились  и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х  годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

В 80–90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

Монополистическая концентрация происходила  и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.

До начала 20 века роль монополий  в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900–03 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии).

В годы первой мировой войны 1914–18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством [4].

В России при переходе к рынку  вновь появились монополии и  все  те проблемы, которые  связаны  сними.

Хоть монополия и существовала во все временна, но главной особенностью монополизации российского рынка послужило, то что она была сформирована как «наследница» монополизма в государстве социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. Это означало, что  в бывшем СССР своеобразной монополией была командная экономика, возведенная на государственном ценообразовании, на всеохватывающем директивном планировании, централизованном распределении материальных ресурсов и по своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной из своих частей. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных предприятий, министерств и ведомств которые в свою очередь не являлись независимыми хозяйственными субъектами. Всю деятельность жизненно важные параметры регулировали такие предприятия, как Госкомцен, Госснаб, и Госплан. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика и формирование конкурентной среды