Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Так как конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Введение
Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
Виды и методы конкуренции
Монополия: понятие, сущность, виды и формы
Сущность монополии
Виды монополий
Формы монополий
История возникновения и развития монополий в России
Антимонопольная политика
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт социально-
Направление 080200 «Менеджмент»
Кафедра инженерного предпринимательства
Государственная антимонопольная политика и формирование конкурентной среды
Курсовая работа
Студент гр.14АM21 |
В.Ю. Зубкова | |
(подпись) |
||
(дата) |
| |
Руководитель |
А.А. Корниенко | |
канд. техн. наук |
(подпись) |
|
(дата) |
||
Томск – 2013
Текущая рыночная экономика является сложнейшим механизмом, состоящий из огромного количества разнообразных информационных, коммерческих, финансовых и производственных структур, взаимодействующих на фоне разнообразной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
Действия свободного рынка и рыночной конкуренции неизбежно приводит к порождению монополии, которая способна изменять условия конкурентной борьбы, ставя под удар механизмы функционирования рыночной системы.
Проблема взаимоотношения хозяйствующих субъектов и государства является одной из самых сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
В конце двадцатого столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Сегодня у нас есть понимание, что чем жестче конкуренция на внутреннем рынке, тем легче национальным фирмам оказывать сопротивление и бороться за зарубежные рынки, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке по качеству продукции и по уровню цен.
Так как конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Рыночная система позволяет создать свободу экономического выбора, каждый имеет право, как производить, так и продавать свой товар. В результате появляется экономическое состязание или соревнование, называемое конкуренцией. Сущность конкуренции заключается в том, что этот сложнейший механизм проявляется в соперничестве между всеми сегментами рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Конкуренция – это своего рода центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, порождающим у человека стремление к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.[1] Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция (от латинского «concurrere» – сталкиваться) означает борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства и реализации (купли продажи) товаров.
Такое столкновения в рыночной экономике неизбежно, так как оно возникает по следующим объективным условиям:
Экономический закон рыночного хозяйства есть ничто иное, как конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание. Это борьба среди покупателей, среди продавцов, между покупателями и продавцами. Продавцы хотят продать свои продукты дороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Однако на рынке иногда применяется демпинг цен (продажа товаров по чрезвычайно низким ценам).
В механизме конкурентной борьбы следует различать два аспекта: объективный и субъективный. В объективном аспекте конкуренция выступает как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание. В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех, - войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений. Можно выделить три основных фронта этой борьбы:
Общество, в котором полагаются на конкуренцию, успешнее других достигает своих целей и именно конкуренция показывает, как можно производить вещи эффективнее. Она способствует рациональному использованию ресурсов, вытеснению из производства неэффективных предприятий, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. Выделяют следующие положительные стороны конкуренции:
Однако конкуренция далека от идиллии. В результате этой борьбы были не только победители, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. При конкуренции наблюдается жестокость и беспощадность по отношению к проигравшему за лучшие условия существования. Обратная сторона конкуренции проявляет себя в виде обнищания определенной части населения, разорения, безработицы, нестабильности, дифференциации, социальной несправедливости, инфляции, образования монополий и т.д.
Существует шесть видов конкуренции:
1. Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара;
2. Видовая (личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями). Это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. Ценовая конкуренция – ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта;
5. Скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
6. Незаконные методы:
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
Основные методы недобросовестной конкуренции:
Процветание разного рода современных монополий, появление транснациональных корпораций говорит о том, что образование монополий – процесс закономерный, и объясняется это тем, что сама конкуренция – важный элемент рыночного механизма – порождает их, ибо каждый конкурент мечтает стать на рынке монополистом.
На рынке при несовершенной конкуренции отдельной услуги или товара в отличие от совершенной конкуренции работают не множество отдельных производителей, а всего несколько, а иногда даже остается всего один.
Под влиянием ряда факторов, так называемых барьеров рынка, и происходит сокращение количества фирм. Барьеры рынка - это препятствия для входа на рынок данного товара. Труднопроходимыми или непреодолимыми барьерами рынка могут быть:
Вышеперечисленные факторы приводят к образованию монополии. Монополия (от греч. «моно» – один и «полео» – продаю) - исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги [5]. Монополия по своей природе выступает силой, подрывающей стихийный рынок, свободную конкуренцию.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Только здесь существует один продавец, производящий товар, не имеющий близких заменителей. Это может проявляться в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда доминирующее положение занимает отдельный рыночный субъект и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом является доля объема рынка, а не размеры предприятия.
Монополия и монопсония – это два крайних случая несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика и формирование конкурентной среды