Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить сбалансированность государственного бюджета в современных условиях, а также дать прогноз состояния бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность и структуру бюджета;
- проанализировать возможные бюджетные состояния;
- оценить современное состояние бюджета;
- спрогнозировать возможное состояние госбюджета на плановый период.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………….… 4
1.1. Сущность и функции бюджета………………………………………….4
1.2. Структура бюджета………………………………………………………7
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ОЦЕНКА ..13
2.1. Бюджетное состояние...………………………………………………….13
2.2. Оценка состояния консолидированного бюджета РФ за 2008-2010 гг.19
2.3. Прогноз состояния бюджета РФ на 2011-2013 гг……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………...….29
Источник: О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ
В Законе о федеральном бюджете на 2011[17] год сохраняется тенденция к увеличению уровня доходов. Основными источниками доходов федерального бюджета в ближайшие три года останутся налоговые поступления, обеспечивающие порядка 55% всех доходов бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в пользу ненефтегазовых вследствие более низких темпов роста цен на нефть марки «Urals и изменений в налогом законодательстве.
Так, по последнему прогнозу Минэкономразвития, цена на нефть в 2011 году может составить $105 за баррель, а в 2012 году - $93 за баррель, а в 2013 - $90 за баррель. Бюджет 2011 может быть бездефицитным при среднегодовой цене на нефть $115 за баррель, так как нефтегазовые доходы продолжают составлять значительную часть доходов бюджета. Однако такой цены не предвидится.[18]
Впервые за длительный период налоговых преобразований в России будут приняты меры, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку. Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, оценка увеличения доходов федерального бюджета в результате реализации мер составляет: 0,5% ВВП в 2011 г., 0,8% ВВП в 2012 г. и 1,1% в 2013 году.
Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях, приводящими к увеличению налоговой нагрузки на экономику страны, являются упразднение с 2010 года ЕСН и реформирование системы страховых взносов. С 1 января 2011 г. вырастут ставки социальных взносов с 26% до 34%, что увеличит доходы госбюджета на 2 235,2 млрд. руб. В 2012 году ожидается увеличение акцизы по подакцизным товарам до 228,3 млрд. руб., в связи с изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Также планируется повышение ставки налога на добавленную стоимость до 19%, что приведет к росту доходов бюджета и составит 1 300 млрд. руб.
Что касается расходов, то в 2011 году порядка 60% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Планируется увеличение размеров социальных выплат. Так, пособие при рождении ребенка составит с 1 января 2011 года 11,703 тыс. руб. Размер материнского капитала увеличится до 365,698 тыс. руб. Средний размер трудовой пенсии на конец 2011 года возрастет до 8529,4 руб., будет увеличено денежное довольствие военнослужащим. Собственно, указанные категории граждан (пенсионеры, военнослужащие, матери) и можно считать выигравшими от нового бюджета.[19]
Почти все остальные расходы сокращаются, ведь задачу снижения дефицита бюджета никто не отменял. Так, в 2011 году расходы по статье "Национальная оборона" предполагается уменьшить сразу на 484 млрд руб. до 793,001 млрд. руб. Предполагается и сокращение финансирования по статье "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" — на 188 млрд. руб.
Таким образом, в течение последующих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета в 2011 году прогнозируется на уровне 3,6% ВВП, или 1 814 млрд. руб. В 2012 году он может сократиться до 3,1%, или 1 734 млрд. руб. В 2013 году планируется дефицит на уровне 2,9% ВВП, или 1 795 млрд. руб.
Для покрытия дефицита госбюджета планируется активно использовать доходы от приватизации. Средства Резервного фонда будут использованы только в 2011 году, в результате чего он будет полностью исчерпан.
В ближайшие годы ситуация в экономике останется неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры. [20]
В любом случае бюджет-2011 не является бюджетом развития. Это типичный бюджет выборного года, когда власть вдруг вспоминает о подведомственном народе и организует аттракцион неслыханной щедрости. Который, однако, так и остается аттракционом, поскольку не подкрепляется реальным ростом экономики. А все полученные населением социальные радости сразу после выборов становятся жертвой инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив экономический смысл таких понятий как государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю над их эффективным использованием.
Посредством правильного соотношения доходов и расходов бюджета государство может достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.
Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Этот термин относится к так называемым «негативным экономическим категориям», таким как инфляция, кризисы, безработица, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях. При быстрых темпах развития экономики дефицит бюджета в пределах нормы может послужить толчком дальнейшего роста экономики страны.
В данной курсовой работе проанализировано состояние госбюджета Российской Федерации за 2008-2010гг. Для этого была изучена динамика доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджета за исследуемый период существенно сократились, хотя и имеют определенную тенденцию к росту. Это, безусловно, вызвано спадом деловой активности и последующим снижением темпов производства. Анализ расходной части показал, что расходы бюджета наоборот значительно увеличились, что связано с увеличением социальных выплат и пособий, а также с государственным антикризисным стимулированием.
Для того чтобы оценить состояние государственных финансов необходимо соотнести доходы и расходы бюджета. В исследуемом периоде расходы превышали доходы, что соответствует дефициту госбюджета. Он составляет 3,8% от ВВП, является допустимым и связан с цикличностью экономики.
На основе состояния государственного бюджета за 2008-2010 гг. было спрогнозировано возможное состояние бюджета на 2011-2013гг. Следующие три года бюджет страны по-прежнему будет сводиться с дефицитом. Однако он будет сокращаться год от года. На мой взгляд, это связано с постепенным выходом из кризиса России и мирового сообщества в целом. Снижение дефицита возможно также за счет изменений в налоговом законодательстве, что немаловажно для нашей страны, ищущей альтернативные нефтегазовым способы финансирования госбюджета.
Таким образом, бюджет является основной экономической категорией страны. В современных условиях он является главным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Именно поэтому очень важно решать вопросы эффективного использования ограниченных ресурсов госбюджета и искать новые пути финансирования дефицита, а также обеспечить прозрачность бюджета для всех членов общества. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2011-2013гг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб./Т.А. Агапова – М: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. – 360 с.
2. Афанасьев М. Концепции бюджетного устройства /Афанасьев М. // Вопросы экономики – 2002. - №1- С. 35
4. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь: учеб.пособ./А.Г. Грязнова.- Изд-во «Финансы и статистика» 2004. – 750 с.
5. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег./Дж. Кейнс// Соч. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007. – 630 с.
6. Ким Анна Дорогая нефть: благо или очевидный риск/А. Ким// Финанс - 2011 - № 13 – С. 12
7. Консолидированный бюджет РФ/Сайт министерства финансов//.
- (http://info.minfin.ru/kons_
8. Кривогов И. Государственные финансы России /И. Кривогов// Экономика и жизнь - 2007. - №9 - С. 46
9. Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. – 2009. – №7. – С. 55
10. Макаров А. Особенности дефицита бюджета/А. Макаров// Деньги и кредит – 2010 - №10 – С. 15
11. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ
12. Российский статистический ежегодник/Сайт Федеральной службы государственной статистики//.- (www.gsk.ru/wps/portal/OSI_NS)
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. /А. Смит//Соч.- М.: Соцэскиз, 1962. - 740 с.
14. Титов Д. Главные направления посткризисной политики/Д. Титов// Экономика и жизнь – 2011 - № 8 - С. 36
15. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика/Г. Трофимов//Вопросы экономики - 2009г. -№5 - С. 22
16. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб и доп./под ред. В.В. Ковалева - М: Изд-во «Проспект», 2006.- 640 с.
17. Финансы и кредит: учеб. – 2-е изд., перераб и доп./под ред. М.В. Романовского - М: Изд-во Высшее образование, 2008.- 610 с.
18. Чувиляев П. Бюджет, достойный застоя/П. Чувиляев// Деньги – 2010- № 42 – С.28
[1] Бюджетный кодекс РФ – М: Проспект,2011. гл. 3, ст. 10 – С. 6
[2] Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб и доп./под ред. В.В. Ковалева - М: Изд-во «Проспект», 2006.- С.184
[3] Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб./Т.А. Агапова – М: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. – C. 123
[4] Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь:учеб.пособ./А.Г. Грязнова.- Изд-во «Финансы и статистика» 2004. - С113
[5] Афанасьев М. Концепции бюджетного устройства /Афанасьев М. // Вопросы экономики – 2002. - №1-C. 35.
[6] Бюджетный кодекс РФ – М: Проспект,2011. - гл. 6, ст. 41; гл.7, ст.50 – С.20
[7] Финансы и кредит: учеб. – 2-е изд., перераб и доп./под ред. М.В. Романовского - М: Изд-во Высшее образование, 2008.- С.111
[8] Кривогов И. Государственные финансы России /И. Кривогов// Экономика и жизнь - 2007. - №9 - С. 46.
[9] Бюджетный кодекс РФ – М: Проспект,2011. - гл. 10, ст. 69 – С. 33
[10] Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. – 2009. – №7. - С. 55
[11] Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб и доп./под ред. В.В. Ковалева - М: Изд-во «Проспект», 2006.- С.215
[12] Макаров А. Особенности дефицита бюджета/А. Макаров// Деньги и кредит – 2010 - №10 – С. 15
[13] Макаров А. Особенности дефицита бюджета/А. Макаров// Деньги и кредит – 2010 - №10 – С. 17
[14] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. /А. Смит//Соч.- М.: Соцэскиз, 1962. - С. 33.
[15] Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег./Дж. Кейнс// Соч. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007. – С. 105
[16] Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика/Г. Трофимов//Вопросы экономики - 2009г. -№5 - С. 22
[17] О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ
[18] Анна Ким Дорогая нефть: благо или очевидный риск/А. Ким// Финанс - 2011 - № 13 – С. 12
[19]Титов Д. Главные направления посткризисной политики/Д. Титов// Экономика и жизнь – 2011 - № 8 - С. 36
[20] Чувиляев П. Бюджет, достойный застоя /П. Чувиляев// Деньги – 2010- № 42 – С. 28