Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить сбалансированность государственного бюджета в современных условиях, а также дать прогноз состояния бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность и структуру бюджета;
- проанализировать возможные бюджетные состояния;
- оценить современное состояние бюджета;
- спрогнозировать возможное состояние госбюджета на плановый период.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………….… 4
1.1. Сущность и функции бюджета………………………………………….4
1.2. Структура бюджета………………………………………………………7
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ОЦЕНКА ..13
2.1. Бюджетное состояние...………………………………………………….13
2.2. Оценка состояния консолидированного бюджета РФ за 2008-2010 гг.19
2.3. Прогноз состояния бюджета РФ на 2011-2013 гг……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………...….29
Внутренний долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.
Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.
Таким образом, бюджетный дефицит, относится к так называемым «негативным экономическим категориям», таким как инфляция, кризисы, безработица, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях. При быстрых темпах развития экономики дефицит бюджета в пределах нормы может послужить толчком дальнейшего роста экономики страны.
2.2. Оценка состояния консолидированного бюджета РФ за 2008-2010 гг.
Для того чтобы проанализировать состояние госбюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы, рассмотрим таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Сальдо консолидированного бюджета РФ за 2008-2010гг.
| 2008г | 2009г | 2010г |
Доходы, млрд. руб. | 16 169,10 | 13 599,72 | 15 715,92 |
Расходы, млрд. руб. | 14 157,03 | 16 048,33 | 17 301,00 |
Дефицит (профицит) | 2 012,07 | -2 448,61 | -1 585,08 |
Источник: Российский статистический ежегодник/Сайт Федеральной службы государственной статистики//. - (www.gsk.ru/wps/portal/OSI_NS
Из таблицы видно, что в 2008 году консолидированный бюджет РФ был исполнен с профицитом, который составил 2 012,07 млрд. руб. Доходы консолидированного бюджета составили 16 169,10 млрд. руб., расходы –14 157,03 млрд. руб. По данным Минфина ВВП РФ за 2008 год составил 42468,8 млрд. руб., профицит бюджета составил 4,8% ВВП. Это можно связать с «перегревом» экономики, который был характерен для 2008 года. А также с беспрецедентными ценами на нефть в районе $150-170 за баррель. Все это значительно увеличило доходы госбюджета
В следующем, 2009 году, картина кардинально меняется. В связи с глобальным экономическим кризисом существенно увеличились расходы, которые были направлены, прежде всего, на поддержку финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики. Доходы же бюджета сократились на 2 569,38 млрд. руб. из-за снижения цен на нефть и сокращения налоговых поступлений. Таким образом, в 2009 году консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом в 2 448,61 млрд. руб., что составило 6% от ВВП. Дефицит бюджета 2009 года покрывался за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.
Как это видно из таблицы, в 2010 году продолжалось увеличение расходов госбюджета. Этот показатель по данным Минфина был равен 17 301,00 млрд. руб., что связано с увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования. Увеличилась и доходная статья госбюджета, которая в 2010 году выросла на 2 116,2 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом. Этого удалось добиться в первую очередь за счет увеличения нефтегазовых доходов, а также за счет увеличения налоговых поступлений в связи с изменениями в налоговом законодательстве. Однако консолидированный бюджет 2010 года был исполнен с дефицитом в 1 585,08 млрд. руб., что составило 3,8% от ВВП РФ. Для покрытия дефицита госбюджета также были использованы средства Резервного фонда, и впервые с 1998 года пришлось вернуться к внешним заимствованиям.
Таким образом, в настоящее время бюджет страны является дефицитным и, скорее всего, будет оставаться таковым в течение нескольких лет. Дефицит бюджета в 3,8% от ВВП является допустимым и связан с цикличностью экономики. Однако деятельность правительства должна быть направлена на снижение дефицита.
Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:
1. Сокращение расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряжённость и ведёт к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведёт к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку снижает ёмкость рынка.
3. Долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.
В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к долговому финансированию. Так, представители классического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. [14]
Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.[15]
4.Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, поскольку он является чисто инфляционным.
Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение денег в обращении. При монетизации темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, то есть новый доход от печатания денег.
Монетизация дефицита госбюд
2.3. Прогноз состояния бюджета РФ на 2011-2013 гг.
Бюджет на 2011 и на плановый 2012-2013гг. был принят в первом чтении 20 октября 2010 года. Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. в силу сложившихся объективных условий будет оказывать сдерживающий эффект на экономическое развитие. Бюджет получился предвыборным, то есть социально ориентированным. Он фиксирует, что кризис кончился, а развитие еще не началось.
Рассмотрим основные параметры бюджета 2011 года и прогноза на 2012-2013 годы.
Таблица 2.3.
Параметры бюджета на 2011-2013 гг.
| 2011г | 2012г | 2013г |
Доходы, млрд. руб. | 8 844,8 | 9 503,0 | 10 379,5 |
Расходы, млрд. руб. | 10 658,0 | 11 237,6 | 12 175,0 |
Дефицит | 1 814,2 | 1 734,4 | 1 795,5 |