Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить сбалансированность государственного бюджета в современных условиях, а также дать прогноз состояния бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность и структуру бюджета;
- проанализировать возможные бюджетные состояния;
- оценить современное состояние бюджета;
- спрогнозировать возможное состояние госбюджета на плановый период.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………….… 4
1.1. Сущность и функции бюджета………………………………………….4
1.2. Структура бюджета………………………………………………………7
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ОЦЕНКА ..13
2.1. Бюджетное состояние...………………………………………………….13
2.2. Оценка состояния консолидированного бюджета РФ за 2008-2010 гг.19
2.3. Прогноз состояния бюджета РФ на 2011-2013 гг……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………...….29
28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………….… 4
1.1. Сущность и функции бюджета………………………………………….4
1.2. Структура бюджета………………………………………………………7
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ОЦЕНКА ..13
2.1. Бюджетное состояние...………………………………………………
2.2. Оценка состояния консолидированного бюджета РФ за 2008-2010 гг.19
2.3. Прогноз состояния бюджета РФ на 2011-2013 гг……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………...….29
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Бюджет страны всегда является предметом множества споров экономистов и финансистов. Они ставят вопросы об эффективном расходовании бюджетных средств, о новых источниках финансирования, а также способах сокращения дефицита госбюджета. Очень важно грамотно спланировать бюджет и эффективно распорядится ограниченными ресурсами страны.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить сбалансированность государственного бюджета в современных условиях, а также дать прогноз состояния бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность и структуру бюджета;
- проанализировать возможные бюджетные состояния;
- оценить современное состояние бюджета;
- спрогнозировать возможное состояние госбюджета на плановый период.
Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования служит система экономических отношений, которые складываются в процессе бюджетного регулирования экономики.
О проблемах бюджетного регулирования говорил еще А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народа». Современные экономисты также не оставляют эту проблему без внимания. При написании курсовой работы использовались статьи таких авторов, как: Афанасьев М., Титов Д., Кривогов И. и др. В своих работах они затрагивают вопросы эффективного бюджетного планирования и проблему несбалансированности госбюджета. В работе приведены данные из нормативно-правовых актов по затрагиваемой теме, статистических сборников, а также данные, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1.Сущность и функции бюджета
Для выполнения государством своих функций необходимы денежные средства. Центральное место в любой системе финансов занимает бюджетная система.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Структура бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система.
Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты[1]
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет.
Государственный бюджет – централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти. Это обусловленное звено финансовой
системы, связанное с формированием, распределением и использованием денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства.[2]
Государственный бюджет – это баланс расходов и доходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Госбюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.
Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ. Это годовой план государственных расходов и источников их финансирования. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики в составе федерации или муниципальным собранием.
Между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом источников бюджетных расходов, финансированием местных бюджетов центральным правительством путем перераспределения средств в масштабе страны и т.д. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.[3]
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд (строительство дорог, охрана окружающей среды и т.д.). Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Сущность любой экономической категории, в том числе бюджета, проявляется в ее функциях. Вопрос о функциях бюджета на протяжении многих лет является дискуссионным. Разные авторы предлагают и обосновывают свою точку зрения. Однако все функции в конечном итоге можно свести к двум основным: распределительной и контрольной.
Распределительная функция связана с перераспределением денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями населения.[4] Она реализуется в два этапа. На первом этапе происходит распределение национального дохода между участниками сферы материального производства, образуются первичные доходы. Однако на этом этапе распределительный процесс не может завершиться, так как общественные потребности не ограничиваются только потребностями сферы материального производства и интересами его участников. Возникает необходимость дальнейшего, вторичного распределения, или перераспределения национального дохода.
Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на экономические процессы.
Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Поэтому можно выделить еще одну функцию бюджета – регулирующую. Она заключается в возможности бюджета изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Регулирующая функция подразделяется на стимулирующую и дестимулирующую в зависимости от целей финансовой политики государства.
1.2. Структура бюджета.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления их использования. За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном – имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с госбюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.[5]
Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Главным элементом государственных доходов являются налоги. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций;
- налога на добавленную стоимость;
- налога за пользование природными ресурсами;
- акцизов на табачную продукцию;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
- водного налога;
- государственной пошлины.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.[6]
Каждый уровень бюджетной системы имеет специфические черты структуры бюджетных доходов. Так, основная часть доходов федерального бюджета (около 70%) формируется за счет налогов. Среди них преобладают косвенные налоги. Большое значение в федеральном бюджете имеют также таможенные платежи, особенно экспортные пошлины на нефть. С 2005г. в связи с изменениями бюджетной классификации они отражаются как неналоговые доходы. Иные неналоговые доходы незначительны, что связано с проблемами в управлении и использовании федеральной собственности.
Доходы бюджета субъекта РФ также складываются преимущественно из налоговых поступлений, но в их составе преобладают прямые налоги: на прибыль, доходы физических лиц, имущество организации. Доходы местных бюджетов формируются в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. Местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) пока не играют важной фискальной роли.
Задачи по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в завершении налоговой реформы, усилении налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственно и муниципальной собственности.[7]