Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить сбалансированность государственного бюджета в современных условиях, а также дать прогноз состояния бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность и структуру бюджета;
- проанализировать возможные бюджетные состояния;
- оценить современное состояние бюджета;
- спрогнозировать возможное состояние госбюджета на плановый период.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………….… 4
1.1. Сущность и функции бюджета………………………………………….4
1.2. Структура бюджета………………………………………………………7
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ОЦЕНКА ..13
2.1. Бюджетное состояние...………………………………………………….13
2.2. Оценка состояния консолидированного бюджета РФ за 2008-2010 гг.19
2.3. Прогноз состояния бюджета РФ на 2011-2013 гг……………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………...….29
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.[8]
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном производстве;
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
- Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
- Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
- Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
В соответствии с общественным назначением все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
- Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
- Расходы на социально-культурные нужды;
- Военные расходы;
- Расходы на управление.
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- официальный статистический учет.[9]
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества.
Совершенствование форм расходов бюджета является одним из приоритетных направлений современной бюджетной политики в РФ. Это обусловлено необходимостью предоставления финансовых ресурсов с учетом достижения заранее формализованных целей деятельности субъекта хозяйствования либо органа государственной власти, повышения его стимулов к сокращению расходов на производство государственных услуг, расширения конкурсной основы в распределении бюджетных ресурсов.
Таким образом, посредством доходов и расходов бюджета государство может достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Государственный бюджет, в силу своего перераспределительного характера, способен играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ОЦЕНКА
2.1. Бюджетное состояние.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.
Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита, так как это свидетельствует о нерациональном использовании имеющихся ресурсов. Если же профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.[10]
Ключевой вопрос бюджетной политики – должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
Концепция ежегодного балансирования. Долгое время ежегодное балансирование бюджета считалось основой экономической политики. Лишь в отдельные периоды, связанные с войнами и катаклизмами, правительства допускали превышение текущих расходов над доходами, оформляя задолженность в виде займов. Суть этой политики состоит в том, что не зависимо от фазы экономического цикла и состояния экономики расходы государства должны соответствовать его доходам. Так у условиях спада деловой активности имеет место сокращение доходов, а, следовательно, государство должно сокращать свои расходы. Эта концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики и усиливает спад деловой активности. Реализация данной концепции приводит к усилению циклических колебаний в экономике.
Концепция циклического балансирования. Концепция предполагает допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика может быть реализована как дискреционными методами, так и автоматически, с помощью встроенных стабилизаторов. В результате удается сгладить амплитуду колебаний цикла на 30-35%. Однако данная концепция несовершенна. Возникают трудности балансирования госбюджета из-за различий в глубине и продолжительности фаз цикла.
Концепция функциональных финансов. В данной концепции проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет, несомненно, приоритет перед сбалансированностью бюджета. При этом утверждается, что рост государственного долга не приведет к угрозе банкротства государства, при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам. В последние десятилетия многие страны применяют данную концепцию на практике, активно используя фискальные методы в целях стабилизации. При этом, однако, возникают следующие вопросы: каковы максимально допустимые размеры бюджетного дефицита и государственного долга и какие факторы, помимо собственно дефицита бюджета, влияют на размер задолженности государства?[11]
В современных условиях бюджеты большинства государств сводятся с дефицитом. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.
В экономической теории принято выделять структурный и циклический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном базовом уровне безработицы. Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.
Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, восстановление экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).[12]
В мировой практике различают также следующие виды бюджетного дефицита:
1) Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга) является важной статьей государственных расходов.
2) Первичный дефицит государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
3) Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с официальным скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Дефицит бюджета характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является не чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся, несмотря на их целесообразность и эффективность.
Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.[13]
Бюджетный дефицит возникает как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.
Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам инфляции.
В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран.
Государственный долг- это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.