Районирование должно быть эколого-экономическим,
т.е. способствовать улучшению экологических
условий, учитывать местные природные
особенности, проблемы дефицита отдельных
ресурсов.
Районирование должно способствовать
укреплению единства всех частей
государственной территории России
и обеспечивать управление ими,
т.е. решать политические задачи.
В то же время
территориальное управление,
отсутствующее в
экономических
районах, присутствует в
элементах административно -
территориального
деления (областях, краях), а также
в республиках. Само
административно
– территориальное деление значительно
устарело.
России
необходимо:
1. Проведение нового комплексного
общественного районирования,
способствующего
решению не только экономических задач.
2. Новое административно–территориальное
деление – создание
единообразных
(одного ранга и уровня) субъектов
Российской
Федерации.
Но пока это не осуществлено, а
области, края и особенно
республики имеют большие
права, которые целесообразно
использовать для совершенствования
районирования.
Заключение.
Таким образом можно выявить
несколько географических особенностей
формирования экономических институтов
в России:
- Формирование институтов изначально проводилось на основе природно-климатических особенностей данной местности, причиной чего, является огромная доля сельского хозяйства в экономической системе России XIX-XX веков.
- Формирование институтов процесс долговременный, также для рационального районирования нужно учитывать, не только природно-климатические факторы. Политическая обстановка в стране и в мире, наличие определенных факторов, совокупность которых дает оценку возможности освоения новых экономических зон играют не меньшую роль.
- Окончательное районирование и набор сформированных и функционирующих институтов в современной России показывает переход к ресурсным базам, освоение трудно проходимых территорий, добыча и переработка сырья в суровых климатических условиях, являются наглядным примером смены вектора рационального районирования.
- При формировании новых институтов возникает ряд проблем, так как в ходе перехода, о котором говорилось выше, некоторые территории были оставлены, но из-за прошлого антропогенного влияния на эти территории встает задача их перепрофилирования что несет за собой дополнительные издержки как со стороны местного населения так и со стороны предпринимателей и государства которые эти районы осваивают.
- На мой взгляд, характеристикой следующего этапа формирования институтов будет обратный переход к зонам с наиболее благоприятным климатом и природными условиями, в силу грядущего дефицита например топливных ресурсов, в ходе переоснащения и переоборудования инфраструктур для работы с альтернативными источниками энергии, институты будут тянуться к зонам с наибольшим количеством света так как получение энергии солнца и конвертирование её в электричество является наиболее развитой технологии. Не исключена возможность повышения до абсолюта безопасности мирного атома, но как показывает опыт сделать это крайне сложно.
- Среди институтов современной России можно провести размытую классификацию (размытую, потому что существуют институты с точной и институты со смешенной специализацией) Институты политической системы: Москва, Санкт-Петербург, Институты экономической системы расположены опять же в Москве и Санкт-Петербурге, а так же в крупных городах расположенных недалеко от границ страны. Институты промышленного производства в первую очередь на Урале и в близлежащих к нему регионах. Институты рекреационного хозяйства в Краснодарском крае. Институты сельского хозяйства расположены по всей России , но основная часть сельскохозяйственной продукции приходит с юга страны и из вологодской области.
- Пожалуй, самой важной особенностью формирования институтов в современной России является тяготение к иностранным инвестициям и крупным торговым потоком. Эта тенденция, одна из довольно крупных для нашей страны издержек глобализации мира.
Список
использованной литературы:
Литература:
- Радаев, В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М.: МГУ, 1995. -410 с.
- Минакир, П.А. Рыночные трансформации: идеи и реалии// Экономическое возрождениеРоссии. 2004. № 2. С. 14–20.
- Зотов, В.В., Пресняков, В.Ф., Розенталь, В.О. Институциональные проблемы реализации системных функций экономики // Экономическая наука современной России. 2001. №3 С.51-69
- Полтаревич, В.М. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономики и математические методы. 2006. Том 42. №1. С. 3-18
- Тамбовцев, В.Л. Траектории институциональных изменений: теория и российские реалии // Модернизация экономики и выращивание институтов. Отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2005. 2 кн.
- Гайдар, Е.Т. Переход от заимствования институтов к их выращиванию // Модернизация экономики и выращивание институтов. Отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2005. 2 кн.
- Нестеренко, А.Н. Экономика и институциональная теория. Едиториал УРСС. 2002. – 416 с.