Географические особенности формирования экономических институтов в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Географический аспект экономического районирования России. 3
1.1 История формирования экономических районов. 3
1.1.1Административное устройство России до революции. 3
1.2Характеристика методов экономического районирования. 6
1.2.1Метод энергопроизводственных циклов. 6
1.2.2Метод межотраслевых комплексов. 12
1.2.3 Метод коэффициентов. 13
1.3Свободные экономические зоны. 14
1.4Проблемы районирования России. 15
Глава II. Аспекты формирования экономических институтов с точки зрения институционализма. 17
Заключение. 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.42 Кб (Скачать)

На первых этапах трансформации  системы рыночных институтов наша страна пошла по пути прямой трансплантации или импорта успешных на Западе институтов. За годы реформирования в институциональную среду был введен целый ряд новых экономических, политических, правовых и других формальных институтов. Но план создания и переноса новых формальных институтов по аналогии с теми, которые действуют в развитых странах провалился. Практические результаты показали всю иллюзорность процесса демонтажа институтов без учета траектории предшествующего пути развития. Необходимо, чтобы вводимые институциональные инновации вписывались в социокультурный контекст исторически сформированных традиций, норм и правил поведения. В соответствии с целями диссертационного исследования мы не ставим перед собой задачи оценить технологию институционального развития, применяемую в нашей стране, но хотим отметить, что сделать выбор в пользу какой-либо технологии в принципе непростая задача. Это спорный вопрос, который до сих пор остается остро дискуссионным. Наиболее красноречиво и точно по этой тематике высказался Е.Т. Гайдар и мы с ним полностью согласны «когда мы обсуждаем тему выращивания или заимствования институтов, речь идет о проблеме, которая по определению неразрешима» [7, с.91].

 Выбранная программа  реформирования. Преобразования институтов, характеризующих тот или иной признак системы происходят за счет комплекса определенных действий, включающих методы, технологии, способы трансформации, под которыми мы понимаем – процедуры, или те «орудия работы», с помощью которых происходит деформация и преображение заданного объекта за счет изменения его «наполнителей» в целевой объект с надлежащей формой, нужной структурой и желаемым качеством. В нашем случае заданным объектом является система социалистических институтов, а целевым – система рыночных институтов. С помощью претворения этого комплекса действий в жизнь происходит переход от одной институциональной системы к другой. Как правило, все эти действия являются инструментами главной движущей силы трансформации системы институтов – институциональных реформ, под которыми мы понимаем комплекс мер, направленных на модернизацию действующих и создание новых видов институтов. В России были проведены следующие основные институциональные реформы, а так же другие мероприятия, необходимые для перехода:

-либерализация цен и  внешней торговли;

-приватизация государственной  собственности;

-макроэкономическая стабилизация;

- поддержка развития свободного  предпринимательства;

- создание равных условий  для деловой активности экономических  субъектов;

- становление экономики  открытого типа (становление свободных  торговых отношений, защита иностранных  инвестиций, создание конвертируемой  валюты, создание свободных экономических зон, интегрирование национальной экономики в систему мирохозяйственных связей);

- ограничение прямого  государственного вмешательства;

- демонополизация экономики,  создание конкурентной среды;

- реструктуризация экономических  институтов (изменение отношений  собственности, создание законодательной и институциональной базы, становление эффективных собственников госпредприятий, создание рыночной инфраструктуры, способной решать проблемы массовой неплатежеспособности банков);

- структурная перестройка;

- формирование «среднего  класса» собственников;

- изменение социальной  обстановки, проведение грамотной  социальной политики.

Таким образом, в конечном счете именно программа реформирования предопределяет как и с помощью чего будет проходить трансформация. Поэтому грамотный выбор тех наименований реформ, которые комплектуют программу реформирования, является важнейшей, императивной задачей при проведении трансформации системы рыночных институтов.

Наличие перерывов в институциональных  преобразованиях в период проведения трансформации системы рыночных институтов. Успех проведения трансформации, по нашему мнению зависит, прежде всего, от непрерывности комплекса действий, направленных на проведение реформ. Реформы должны быть последовательными, своевременными и всеобъемлющими. В России 1994-1995 года многие экономисты считают периодом затишья, фактическим перерывом в институциональных преобразованиях. «В 1994-1995 года не произошло существенных институциональных сдвигов, и государство почти полностью сосредоточилось на текущем регулировании» [8, с.53]. Подобный «отпуск» может иметь различные весьма негативные последствия, в том числе и возврат к социалистической системе институтов, вызванный как внутренними, так и внешними причинами. Поэтому, мы считаем, что если пробуксировка институциональных реформ в период прохождения трансформации системы рыночных институтов и возникает, то она должна быть обоснована и соотнесена с риском возникновения отрицательных от нее последствий.

 

Глава II. Географический аспект экономического районирования России.

1.1 История формирования  экономических районов.

1.1.1Административное устройство России до революции.

 

Огромная  территория  России  еще   на   первых   этапах   становлени

Российского   государства    требовала    территориального    изучения    ее

особенностей,  природно-ресурсного  потенциала,  создания   административных органов  для  сбора  налогов  и  управления  всеми  социально-экономическими процессами. Поэтому  возникла  необходимость  деления  России  на  отдельные административные  единицы.  В  России  после  ликвидации  удельных  княжеств существовало  деление  на   воеводства,   станы,   уезды.   Управление   ими представляло  собой  одновременно  и  «кормление»  их  правителей.  Создание Российского государства в XVIII в.  (с  командным  управлением)  потребовало образования однородных административных  «единиц»  -  губерний.  Главные  их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

      При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний,

губернии  же были разделены на уезды. В 1727 г. была  выделена  промежуточная единица  между  губерниями  и  уездами  –  провинция.  К   каждой   губернии приписывались полки, их  комплектование  осуществлялось  за  счет  населения губерний.  Петровские  губернии  просуществовали  почти  семьдесят  лет,  до 1775г.; их число за это время выросло до двадцати.

В 1775г. по указу Екатерины II была проведена  новая  административная

реформа. Произошло разукрупнение губерний,  их  стало  сорок,  а  затем  68.

Каждая  губерния должна была  насчитывать  не  менее  300-400  тыс.  человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.

Это  административное  деление   оставалось   неизменным   вплоть   до Октябрьской революции. Южные территории России по  существу  были  колониями России, а по  форме  считались  военными  областями,  управляемыми  генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например,  Туркестанский военный   округ,   управляемый   генерал-губернатором;   Кавказ   управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной  России  входили  Польша  и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

 

 

1.1.2Формирование административно  - территориального деления после

революции.

 

 

После  отмены  крепостного  права  в  1861г.   оформилась   еще   одна административная низовая единица – волость.

Формирование послереволюционного  административно  -  территориального деления нашей страны началось с  1917г.  7  ноября  1917г.  была  образована Российская Советская Федеративная  Социалистическая  Республика Были   ликвидированы   многие   несоответствия    административно    -

территориального  деления царской России экономическому значению регионов.

Сложившаяся  к  началу  90-х  годов   политическая   и   экономическая обстановка привела к распаду  Советского  Союза.  Этот  процесс  объясняется рядом  причин,  главная  из  которых  –  господство  тоталитарной   системы, концентрация  всех  властных  структур  в  руках  КПСС,   полный   политико- экономический  диктат  руководящих   структур   КПСС   над   всеми   сферами политической и экономической жизни страны. Естественно,  тот  диктат  должен был рано  или  поздно  быть  свергнут.  Произошел  развал  империи,  который сопровождался финансовым, экономическим, политическим  кризисом.

По инициативе  России,  Украины,  Беларуси  было  создано  Содружество независимых государств  (СНГ),  целью  которого  является  создание  единого экономического пространства и установление взаимовыгодных  связей,  а  также совместное управление стратегической  обороной,  установление  контактов  по действию на их  территориях  единой  транспортной  системы,  системы  связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее  время  входят  12  бывших союзных республик  СССР,  хотя  соглашение  о  создании  СНГ  ратифицировано парламентами не во всех из них.

1.2Характеристика методов экономического  районирования.

1.2.1Метод энергопроизводственных циклов.

 

 

Н.Н.  Колосовский  дал следующее определение этому методу:   «…под энергопроизводственным циклом понимается  вся совокупность  производственны процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе  СССР  на основе сочетания данного вида энергии и сырья, от первичных  форм  добычи  и облагораживания  сырья  и  энергии  и   рационального   использования   всех компонентов сырьевых и энергетических  ресурсов… Цикл  надо  понимать  как историческую категорию, развёртывающуюся во времени».

Методом  ЭПЦ  учитывает  именно  последовательность   производственных стадий,  которые  необходимо  осуществить  для  производства   продукта,   и «строит» эту последовательность «от добычи сырья».

Основная  идея  метода  ЭПЦ  и  целей  их   использования   –

классификация районов, их территориальной структуры, дробного  районирования приводит к необходимости разработки  иерархической системы циклов,  их классификации. Классификация циклов строится, исходя из их  определения как совокупности взаимообусловленных производственных  процессов,  развивающихся на сочетании определённого вида сырья и энергии.  Вид  энергии  учитывается для   основного   процесса.   Например,   для электроёмкой промышленной совокупности циклов внедрение электричества в самую зону реакции  характерно только для  электролитного  или  электротермического  процессов.  На  других стадиях цикла электричество используется  как  силовая  энергия  (например, стадии проката цветных металлов, добычи или обогащения руды).

В  настоящее  время   почти   всегда   сырьё   является   комплексным.

Использование  комплексного  сырья  обычно  приводит   при   его   первичной обработке к  развитию  ряда  параллельных  производственных  цепочек.  Кроме того, в практике широко известно и другое явление  –  разработка  однородных видов сырья и получение из этих видов сырья  родственных  готовых  продуктов при   близости   технологических   процессов   их   производства.   Характер производственных  процессов  определяется  также  видом  и  количеством  (на единицу продукции) используемой энергии.

Эти  три  обстоятельства  дают  возможность  произвести   определённое обобщение процессов, т.е.  генерализацию  энергопроизводственных  циклов,  и построить их  иерархию.  На  указанных основаниях  в   предлагаемой   ниже классификации  выделяются  три  ступени:   1)   генерализованные   циклы   и генерализованная совокупность циклов; 2) под циклы; 3) ветви циклов.

Генерализованные  циклы   генерализованная   совокупность   циклов   –совокупность  таких  «цепочек»,   последовательно   сменяющих   друг   друга производственных процессов, развивающихся параллельно,  которые  обязательно рассматривают  переработку  всех   видов   однотипного   сырья   (или   всех компонентов комплексного  сырья).  В  генерализованную  совокупность  циклов могут быть включены процессы, использующие  разнотипные  виды  сырья,  тогда производственная  близость  основных  технологических  процессов  каждой  их последовательности    ограничивается    однородностью     показателей     их энергоёмкости и трудоёмкости.

Под циклы и простые циклы  – такая  совокупность  нескольких  «цепочек» производственных  процессов,  которая  использует  разные  виды  однотипного сырья и в которой  технология  основных  производственных  процессов  каждой «цепочки» близка. На второй ступени классификации  выделяются  под  циклы  в случаях  «расшифровки»  генерализованного   энергопроизводственного   цикла.

Когда же расшифровывается генерализованная совокупность циклов,  такого  как индустриально-аграрный, то мы будем говорить о простых циклах.

Ветви ЭПЦ развиваются на  основе  сочетания  одного  вида  сырья  (или одного  компонента  комплексного  сырья)  и  определённого   вида   энергии, свойственного основному  процессу  при  производстве  одного  типа  готового продукта.   Характеризуется   одной   последовательностью   производственных процессов, включая  добычу  или  производство  сырья,  переработку  отходов, процессы, необходимые для обслуживания основных.

Информация о работе Географические особенности формирования экономических институтов в современной России