Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование функционирования рынка труда.
Основными вопросами, рассматриваемыми в работе являются:
- исследование рынка труда и показателей активности населения;
- изучение занятости населения и безработицы;
- определение рынка капиталов, его субъекты и объекты;
- изучение формирования и оборота капитала;
- исследование проблем и перспектив развития рынка труда в Украине.
Объектом исследований является рынок труда.
Введение 3
1. Рынок труда и показатели активности населения 7
1.1. Сущность и структура рынка труда 7
1.2. Экономическая активность населения 8
1.3. Факторы управления человеческими ресурсами 10
2. Организация, учёт и оплата труда 13
2.1. Организация труда 13
2.2. Учет и оплата труда 18
3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в Украине 27
3.1. Проблемы рынка труда 27
3.2. Перспективы развития рынка труда в Украине 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения
Минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже денежной величины черты малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо. Размер минимальной зарплаты устанавливается Верховной Радой, как правило, один раз в год при утверждении госбюджета Украины. В период между пересмотром минимальная зарплата подлежит индексации согласно действующему законодательству.
Для государственных предприятий (прежде всего, предприятий-монополистов) может осуществляться регулирование фонда оплаты труда путем нормативного установления части дохода госпредприятия, направляемого на потребление, и налогообложения затрат на оплату труда, превышающих эту нормируемую сумму [14, с. 103].
В целях контроля за затратами на оплату труда, а также отчислениями в социальные фонды, удержанием и начислением налогов с физических лиц госпредприятия обязаны вести учет средств, направляемых на потребление.
К средствам, направляемым на потребление, независимо от источников финансирования, относятся выплаты на оплату труда всех работников предприятия, другие денежные выплаты и поощрения, а также доходы (дивиденды, проценты) по акциям и вкладам в имущество предприятий и организаций работниками, которые являются членами акционерного общества и находятся в их списочном составе.
В случае превышения фактического фонда оплаты труда над расчетным (нормативным) предприятия вносят в бюджет суммы в размере 30% (базовая ставка налогообложения прибыли) от суммы такого превышения. Перечень предприятий, относительно которых осуществляется регулирование фонда оплаты труда, устанавливается Министерством экономики совместно с Госкомстатом и Антимонопольным комитетом Украины.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В УКРАИНЕ
3.1. Проблемы рынка труда
Движение товаров и услуг в здоровой экономике, ориентированной на критерии эффективности и способной к саморегулированию, происходит на основе рыночных отношений. В рыночной экономике товар рабочая сила покупается и продается на рынке труда. Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между рабочими, предпринимателями и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд средств, необходимых для воссоздания рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения рабочих в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и оборота.
Современные индустриальные и постиндустриальные страны опираются в основном на наемный труд (наемные рабочие - >90%). Таким образом, на рынке труда рабочие предлагают свою рабочую силу в расчете на оплату, формируя предложение, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее.
На практике рынок труда воспринимается как механизм выявления и согласования спроса и предложения на рабочую силу, то есть этот рынок имеет общие черты с другими составляющими общего рынка. Это спрос, предложение, цена. В то же время рынок труда отличается от других рынков. Суть отличия в том, что для рабочего продажа рабочей силы, ее цена, служат, как правило, основным источником жизнедеятельности. Поэтому продажу рабочей силы нельзя отложить на длительное время, ожидая более благоприятного соотношения спрос-предложение. Уровень заработной платы может гарантироваться только государством, путем установления предельных правовых норм (тарифные ставки, ставки оплаты труда, длительность рабочего времени, налогообложение и др.).
Резкие колебания на рынке труда, что возникают в результате циклических перерывов в производстве, отставание спроса на рабочую силу от ее предложения приводят не только к значительным нарушениям в воссоздании рабочей силы, но и к значительным взрывам.
За последние годы четыре процесса в корне изменили в развитых странах состояние рынка труда:
Процесс становления
рынка труда в Украине
В усилении сегментации
рынка труда на современном этапе
принимают участие разные факторы,
в частности структурные
В отличие от дуалистической модели западных рынков, украинскому рынку труда свойственна трисекторная модель, которая охватывает: занятых в официальной экономике; занятых в неофициальной экономике и занятых одновременно в официальной и неофициальной экономиках. Особенную тревогу вызывают социально впечатлительные сегменты рынка труда, представленные конкурентоспособными работниками с неустойчивой занятостью, нисходящим спросом на услуги труда, низкими и нестабильными доходами. Это большой массив скрыто безработных, которых насчитывается до половины занятого населения страны, а также официально безработные, число которых начало интенсивно расти со второй половины 1996 года, контингенты незанятого в официальной экономике населения, доходы которых не обеспечивают достаточного жизненного уровня. Сектор неформальной занятости представляет собой крайне неоднородный по экономическим и социальным показателям сегмент.
В украинской экономике его характеризуют такие черты:
В основе сдвигов на рынке труда Украины лежит несколько процессов. В Украине на рубеже 90-х годов начались процессы формирования многоукладной экономики, создания новых организационных форм, задействования новых механизмов управления. Труженики получили больше возможностей в выборе вида, сферы и формы деятельности, источников и видов доходов. Экономика в целом стала более открытой. Начинается приватизация, то есть изменение формы собственности. Но и доныне по количеству занятых доминирует государственный сектор [26, с. 8].
Наибольшее
распространение частная
В частных организациях
регламентация трудовых режимов
дополняется большей
Другой важный фактор - это спад производства и торможения структурной перестройки экономики. Проявлением его являются:
3.2. Перспективы развития рынка труда в Украине
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Расширение занятости
в будущем зависит и от иностранных
инвестиций. В целом инвестиции в
реконструкцию и
Значительно сократить
количество незанятых можно за счет
структурных изменений в
Нельзя жалеть средств на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась [33, с. 87].
За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в Украине до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Украина нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Задачей современного этапа
в сфере регулирования
Приоритетными направлениями реформирования украинского рынка труда являются усовершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением официальных основных и дополнительных доходов, социальная поддержка отдельных групп; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; содействие эффективным и целесообразным перемещениям трудоспособного населения; предотвращение роста безработицы через создание рабочих мест за счет разных источников финансирования, внедрение механизмов увольнения и перераспределения занятых, реструктуризации экономики и подъем отечественного производства.