Функционирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование функционирования рынка труда.
Основными вопросами, рассматриваемыми в работе являются:
- исследование рынка труда и показателей активности населения;
- изучение занятости населения и безработицы;
- определение рынка капиталов, его субъекты и объекты;
- изучение формирования и оборота капитала;
- исследование проблем и перспектив развития рынка труда в Украине.
Объектом исследований является рынок труда.

Содержание

Введение 3
1. Рынок труда и показатели активности населения 7
1.1. Сущность и структура рынка труда 7
1.2. Экономическая активность населения 8
1.3. Факторы управления человеческими ресурсами 10
2. Организация, учёт и оплата труда 13
2.1. Организация труда 13
2.2. Учет и оплата труда 18
3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в Украине 27
3.1. Проблемы рынка труда 27
3.2. Перспективы развития рынка труда в Украине 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения

Работа содержит 1 файл

Функционирование рынка труда.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже денежной величины черты малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо. Размер минимальной зарплаты устанавливается Верховной Радой, как правило, один раз в год при утверждении госбюджета Украины. В период между пересмотром минимальная зарплата подлежит индексации согласно действующему законодательству.

Для государственных  предприятий (прежде всего, предприятий-монополистов) может осуществляться регулирование фонда оплаты труда путем нормативного установления части дохода госпредприятия, направляемого на потребление, и налогообложения затрат на оплату труда, превышающих эту нормируемую сумму [14, с. 103].

В целях контроля за затратами  на оплату труда, а также отчислениями в социальные фонды, удержанием и начислением налогов с физических лиц госпредприятия обязаны вести учет средств, направляемых на потребление.

К средствам, направляемым на потребление, независимо от источников финансирования, относятся выплаты на оплату труда всех работников предприятия, другие денежные выплаты и поощрения, а также доходы (дивиденды, проценты) по акциям и вкладам в имущество предприятий и организаций работниками, которые являются членами акционерного общества и находятся в их списочном составе.

В случае превышения фактического фонда оплаты труда над расчетным (нормативным) предприятия вносят в  бюджет суммы в размере 30% (базовая  ставка налогообложения прибыли) от суммы такого превышения. Перечень предприятий, относительно которых осуществляется регулирование фонда оплаты труда, устанавливается Министерством экономики совместно с Госкомстатом и Антимонопольным комитетом Украины.

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В УКРАИНЕ

 

3.1. Проблемы рынка труда

Движение товаров и услуг в здоровой экономике, ориентированной на критерии эффективности и способной к саморегулированию, происходит на основе рыночных отношений. В рыночной экономике товар рабочая сила покупается и продается на рынке труда. Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между рабочими, предпринимателями и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд средств, необходимых для воссоздания рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения рабочих в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и оборота.

Современные индустриальные и постиндустриальные страны опираются в основном на наемный труд (наемные рабочие - >90%). Таким образом, на рынке труда рабочие предлагают свою рабочую силу в расчете на оплату, формируя предложение, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее.

На практике рынок труда воспринимается как механизм выявления и согласования спроса и предложения на рабочую силу, то есть этот рынок имеет общие черты с другими составляющими общего рынка. Это спрос, предложение, цена. В то же время рынок труда отличается от других рынков. Суть отличия в том, что для рабочего продажа рабочей силы, ее цена, служат, как правило, основным источником жизнедеятельности. Поэтому продажу рабочей силы нельзя отложить на длительное время, ожидая более благоприятного соотношения спрос-предложение. Уровень заработной платы может гарантироваться только государством, путем установления предельных правовых норм (тарифные ставки, ставки оплаты труда, длительность рабочего времени, налогообложение и др.).

Резкие колебания  на рынке труда, что возникают  в результате циклических перерывов в производстве, отставание спроса на рабочую силу от ее предложения приводят не только к значительным нарушениям в воссоздании рабочей силы, но и к значительным взрывам.

За последние  годы четыре процесса в корне изменили в развитых странах состояние рынка труда:

    • Рост профсоюзов (уравнивание власти между работником и работодателем)
    • Послабление социальных недостатков (закон о социальном страховании, жилищное строительство, медицина, образование)
    • Государство взяло на себя ответственность за уровень производства (снижение налогов либо увеличение расходов из бюджета, либо и то и другое. Таким образом, государство увеличивает спрос и наращивает производство).
    • В ведущих государствах исчез старомодный предприниматель, на смену которому пришел менеджер, корпоративный бюрократ .

Процесс становления  рынка труда в Украине сопровождается усилением его сегментации. В  социально-экономической структуре  работоспособного населения происходят существенные сдвиги, которые трансформируют практически однородную всезагальну занятость дореформенного периода в сегментированный рынок труда. Каждый сегмент как занятого, так и не занятого населения отличается спецификой своего социального статуса, экономическим поведением, гарантиями занятости, уровнем и стабильностью доходов, конкурентоспособностью и защищенностью рынка труда [47, с.12-13].

В усилении сегментации  рынка труда на современном этапе  принимают участие разные факторы, в частности структурные изменения  в экономике, появление альтернативных форм ведения хозяйства и собственности, спад производства и снижение жизненных стандартов украинцев. Следствием действий этих факторов стало значительное расслоение населения, заострения проблемы безработицы, обнищания определенных социальных слоев.

В отличие от дуалистической модели западных рынков, украинскому рынку труда свойственна трисекторная модель, которая охватывает: занятых в официальной экономике; занятых в неофициальной экономике и занятых одновременно в официальной и неофициальной экономиках. Особенную тревогу вызывают социально впечатлительные сегменты рынка труда, представленные конкурентоспособными работниками с неустойчивой занятостью, нисходящим спросом на услуги труда, низкими и нестабильными доходами. Это большой массив скрыто безработных, которых насчитывается до половины занятого населения страны, а также официально безработные, число которых начало интенсивно расти со второй половины 1996 года, контингенты незанятого в официальной экономике населения, доходы которых не обеспечивают достаточного жизненного уровня. Сектор неформальной занятости представляет собой крайне неоднородный по экономическим и социальным показателям сегмент.

В украинской экономике  его характеризуют такие черты:

    • Незарегестрированность занятости, деятельность только на свой собственный страх и риск с полной ответственностью за результаты;
    • Противоречие с развитием официальной экономики, изолированность, некоординирование этих видов деятельности;
    • Зависимость доходов от степени риска, случайных обстоятельств, отсутствие какой-нибудь социальной защиты.

В основе сдвигов  на рынке труда Украины лежит  несколько процессов. В Украине  на рубеже 90-х годов начались процессы формирования многоукладной экономики, создания новых организационных  форм, задействования новых механизмов управления. Труженики получили больше возможностей в выборе вида, сферы и формы деятельности, источников и видов доходов. Экономика в целом стала более открытой. Начинается приватизация, то есть изменение формы собственности. Но и доныне по количеству занятых доминирует государственный сектор [26, с. 8].

Наибольшее  распространение частная собственность  получает в сфере торговли, где  сосредоточено 54% работающих, охваченных данной формой. Весь комплекс отраслей промышленности охватывает лишь 12% работающих в частном секторе. Основная доля работающих в условиях частной собственности занимается посреднической деятельностью. Это оказывает своеобразное влияние на рынок труда. Наиболее защищенными на нем являются лица, связанные с коммерческой, посреднической деятельностью, тогда как традиционные рабочие места в государственной экономике становятся менее привлекательными.

В частных организациях регламентация трудовых режимов  дополняется большей самостоятельностью и более широким пространством  выявления инициативы. Такие организации имеют большие возможности для дифференциации и повышения заработной платы. Однако процесс украинской приватизации ведет и к негативным последствиям. В первую очередь - это распространение нелегальной деятельности. Теневой сектор в Украине составляет до 50% ВВП. Рядом с обогащением одних прослоек населения, другие еще больше отлучаются от материальных ценностей.

Другой важный фактор - это спад производства и  торможения структурной перестройки  экономики. Проявлением его являются:

  • Высокие темпы спада производства и производительности труда. Это приводит к обеднению товарных рынков, вымыванию товаров по доступным ценам, снижению уровня потребления и социального статуса населения;
  • Темпы спада производства десятикратно превышают темпы сокращения занятых. Сохранение занятости при таких условиях свидетельствует о её непродуктивном характере, потере работниками своих знаний, квалификации, опыта.
  • Торможение структурной перестройки экономики сдерживает появление на рынке труда конкурентоспособных групп работников. Оно консервирует неэффективные производства, большинство из которых находится на грани банкротства, дает возможность удерживать на предприятиях огромный массив скрытой безработицы. Охватывая почти треть занятых, скрытая безработица стала стойкой тенденцией, а его представители - особенным сегментом на рынке труда, для которого заработная плата превратилась в помощь по безработице [24, с. 18-23].

 

3.2. Перспективы развития рынка труда в Украине

Суть в том, что действенная  политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.

Вот наиболее важные меры такого рода:

    1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
    2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
    3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
    4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
    5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости [30, с.121].

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут  иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительно сократить  количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной  промышленности. Процесс конверсии  обладает большим потенциалом для  увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средств  на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась [33, с. 87].

За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в Украине до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой  теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Украина  нуждается в особом, комплексном  подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Задачей современного этапа  в сфере регулирования занятости является переход к активной политике на рынке труда, который, к сожалению, не осуществляется сейчас. В основу может быть положена модель управления, центральными элементами которой являются основные регуляторы рыночной организации работы: заработная плата как цена услуг труда, конкуренция на рынке труда, трудовая мобильность, уровень безработицы. Именно по этим параметрам осуществляется, с одной стороны, саморегулирование на рынке труда, а с другой - происходит вмешательство государства, которое реализует координирующую, стимулирующую или ограничивающую роль, в процессе управления [23, с. 2].

Приоритетными направлениями  реформирования украинского рынка труда являются усовершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением официальных основных и дополнительных доходов, социальная поддержка отдельных групп; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; содействие эффективным и целесообразным перемещениям трудоспособного населения; предотвращение роста безработицы через создание рабочих мест за счет разных источников финансирования, внедрение механизмов увольнения и перераспределения занятых, реструктуризации экономики и подъем отечественного производства.

Информация о работе Функционирование рынка труда