Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование функционирования рынка труда.
Основными вопросами, рассматриваемыми в работе являются:
- исследование рынка труда и показателей активности населения;
- изучение занятости населения и безработицы;
- определение рынка капиталов, его субъекты и объекты;
- изучение формирования и оборота капитала;
- исследование проблем и перспектив развития рынка труда в Украине.
Объектом исследований является рынок труда.
Введение 3
1. Рынок труда и показатели активности населения 7
1.1. Сущность и структура рынка труда 7
1.2. Экономическая активность населения 8
1.3. Факторы управления человеческими ресурсами 10
2. Организация, учёт и оплата труда 13
2.1. Организация труда 13
2.2. Учет и оплата труда 18
3. Проблемы и перспективы развития рынка труда в Украине 27
3.1. Проблемы рынка труда 27
3.2. Перспективы развития рынка труда в Украине 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения
лица, работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников, или привлекают отдельных работников на короткий срок (сезонные или случайные работы);
члены производственных кооперативов — лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями, т.е. каждый член принимает непосредственное участие в решении вопросов, связанных с организацией производства, сбытом продукции, распределением доходов предприятия;
помогающие члены семьи — лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;
работники, неклассифицируемые по статусу занятости — это лица, информация о которых не дает возможности отнести их к тому или иному статусу в занятости (безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью и др.).
Наемные работники распределяются на подгруппы:
1.3. Факторы управления человеческими ресурсами
Люди являются наиболее ценным богатством из ресурсов страны и предприятия. Поэтому основой управления любой экономической системы должно быть управление человеческими ресурсами. Его содержание определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами.
В масштабах экономики страны управление человеческими ресурсами направлено преимущественно на регулирование занятости, условий и оплаты труда, обеспечение деловых взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, на повышение квалификации трудоспособного населения, разработку законодательства в сфере труда, занятости и социальных отношений. Важнейшие функции управления человеческими ресурсами предприятия и их взаимосвязь представлены на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь основных функций управления человеческими ресурсами предприятия
Объем работ по каждой их этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.
В отечественной практике основные функции
служб управления персоналом до последнего
времени сосредоточены главным образом
на нормировании и организации оплаты
труда. В системах управления человеческими
ресурсами фирм США основное внимание
уделяется отбору, адаптации и оценке
персонала. При этом на отбор одного менеджера
высшего уровня затрачивается 32 тыс. дол.,
на инженера — 8 тыс., бухгалтера —
10 тыс., секретаря — 2 тыс. дол. Численность
служб управления персоналом зависит
от отрасли хозяйства и размеров предприятий.
Для обеспечения эффективной работы
персонала необходимо создание атмосферы
конструктивного
Из приведенной общей характеристики задач управления человеческими ресурсами следует, что в качестве решающих задач управления человеческими ресурсами специалисты должны учитывать комплекс экономических, социальных, технических и правовых факторов. При относительной обособленности каждой из задач (расчет численности, установление ставок оплаты, аттестация персонала, анализ рынка труда и т.д.) все они тесно взаимосвязаны. Учет этой взаимосвязи является одним из условий эффективной деятельности персонала предприятия [22, с. 157].
Для нормального функционирования экономики важнейшей задачей является обеспечение всех участников общественного производства необходимой рабочей силой всех категорий.
В составе рынка рабочей силы обычно выделяют следующие категории или группы работников:
1) руководящие работники,
менеджеры и служащие
2) дипломированные и высококлассные специалисты в различных отраслях народного хозяйства;
3) высококвалифицированные рабочие;
4) работники отраслей сферы услуг;
5) неквалифицированные
рабочие и рабочие отраслей, подверженных
изменению структуры и
6) наиболее уязвимая категория работников: молодежь, пожилые люди, лица с физическими и умственными недостатками (инвалиды).
Для обозначения различных категорий лиц наемного труда на Западе часто используют специальные термины. Белые воротнички — инженерно-технический персонал и служащие. Серые воротнички — работники сферы обслуживания. Синие воротнички — рабочие, занятые физическим трудом. В США описания различных видов работ и типовые должностные инструкции приводятся в "Справочнике перспективных профессиональных занятий" и в "Словаре названий должностей", издаваемых Министерством труда США. В этих книгах приводятся описания обязанностей работников разных сфер деятельности, сведения о необходимой для этих занятий профессиональной подготовке и необходимом образовании, о наличии рабочих мест в каждой сфере деятельности и о возможных продвижениях по службе и заработках. Постоянно обновляющийся перечень вакансий в отраслях деятельности содержится в выпусках "Ежегодника по наличию рабочих мест для выпускников колледжей", имеющихся в бюро колледжей по трудоустройству выпускников: В этом справочнике дается информация о вакансиях исходного уровня, существующих для выпускников колледжей в сотнях фирм. Здесь же приводятся сведения о фирмах, заинтересованных в привлечении опытных сотрудников или специалистов с ученой степенью выше бакалавра (эта степень присваивается выпускникам колледжей и университетов).
В условиях рыночных отношений предприятия самостоятельно устанавливают организационную структуру и штаты предприятия, определяют потребность в рабочей силе, ее численности, составе и качестве, осуществляют подбор и найм рабочего персонала.
Личный (штатный, списочный) состав предприятия, учреждения, организации, т.е. все его постоянные работники, называются кадрами (фр. саdге). Политика предприятия по приобретению, сохранению и использованию трудовых ресурсов составляет его кадровую политику.
Задачу организации работы по обеспечению предприятия необходимыми кадрами выполняет кадровая служба (отдел кадров) предприятия.
Основными функциями кадровой службы предприятия являются:
Кадровое планирование предполагает отслеживание изменений в структуре кадров и выявлении будущих потребностей в рабочей силе, определении их качественных и количественных показателей.
Прием на работу заключается в отборе кандидатов на рабочее место и оформлении принятого на работу. При этом следует иметь в виду, что отбор кандидатов является двусторонним процессом. С одной стороны, руководство предприятия решает, предоставлять или не предоставлять работу кандидату, с другой стороны, сам кандидат решает, принимать ему предложение или нет, если работа будет предоставлена.
Процесс отбора кандидатов обычно состоит из следующих этапов:
1) заполнение анкетных форм (анкетирование);
2) интервью;
3) рекомендательные письма;
4) тестирование;
5) углубленная беседа (собеседование);
6) квалификационный экзамен;
7) предложение работы.
В случае обоюдного согласия сторон процесс приема на работу завершается заключением трудового договора между работником и работодателем и его юридическим оформлением в соответствии с трудовым законодательством [26, с. 8].
Для обеспечения правильной организации учета кадров, т.е. движения работников предприятия и использования ими рабочего времени на предприятии, должны вестись:
Основными формами учета кадров являются следующие первичные документы:
На руководящих и
инженерно-технических
На всех работников, проработавших на предприятии свыше пяти дней, в том числе на временных и сезонных работников, должны вестись трудовые книжки. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
В трудовую книжку вносятся сведения:
Сведения о взысканиях в трудовую книжку не заносятся. Порядок ведения трудовых книжек определяется КМУ.
Наряду с учетом движения работников на предприятии и в организациях должен вестись учет рабочего времени. С этой целью на каждом предприятии независимо от режима работы должен быть организован табельный учет рабочего времени.
Табеля применяются
для учета использования
Нормы рабочего времени
для различных категорий
Расстановка кадров —
это распределение и
Для контроля за правильной расстановкой и рациональным использованием кадров существуют различные системы и методики оценки. Основными элементами таких систем являются оценка достигнутых результатов, подведение годовых итогов, проведение регулярной аттестации персонала. На основе анализа проведенных аттестаций разрабатываются предложения о назначении, перемещении, освобождении работников, формируется резерв на выдвижение, разрабатываются программы по повышению квалификации и переподготовки кадров [43, с. 127].
Сегодня передовые предприятия вкладывают все больше средств в непрерывное обучение, повышение квалификации своих работников, не опасаясь при этом потерять их из-за утечки кадров. Характерно, что в системе бухгалтерского учета, принятой в мировой практике, расходы на обучение персонала давно уже перекочевали из графы "издержки производства" в графу "капитальные вложения".
Профессиональную подготовку
и переподготовку кадров обеспечивает
система профессионального
Профессионально-техническое образование осуществляется в средних профессионально-технических училищах, которые специализируются на подготовке рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства.
Высшее образование осуществляется в высших учебных заведениях (вузах). В зависимости от уровня аккредитации вузы делятся на техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. В вузах проводится подготовка высококвалифицированных специалистов и управленческого персонала. Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью и выдается соответствующий диплом специалиста [41, с. 173].