Франция в международной торговле товарами и услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Франция является второй по величине торговой нацией Европы, она так же занимает видное положение на международной арене. В данной работе я бы хотела рассмотреть детально структуру промышленности Франции, для определения французской специализации и для прояснения причин торговли теми или иными товарами. Далее необходимо проанализировать динамику внешней торговли, ее эволюцию во времени, а так же динамику и структуру. Особое внимание будет уделено французской торговле услугами. После прояснения основной ситуации на внешнем рынке Франции, следует рассказать о перспективах рынка в ближайшем времени, и кроме того о национальных программах по стимулированию внешней торговли.

Содержание

Введение …………………………………………………………..……..3
Глава 1. Структура французского производства……………………....3
Глава 2. Внешняя торговля Франции
2.1 Франция в международной торговле товарами
2.1.1 Эволюция французского экспорта-импорта………………9
2.1.2 Структура и динамика экспорта-импорта………………...11
2.2 Франция на мировом рынке услуг……………………………..15
Глава 3. Помощь экспорту и перспективы развития.
1. Государственные меры по стимулированию экспорта………...17
2. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности…19

Заключение………………………………………………………….……20

Работа содержит 1 файл

КУрсовая работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      После энергокризисов темпы французского  экспорта упали (1973-1980 гг. - 6.4% в  среднем ежегодно) и затем эволюционировали  неравномерно (1981-1990 гг. - 4.2%, 1991-2000 гг. –  3.1%). Снижение экспортной динамики наблюдалось у всех развитых стран, во всяком случае, европейских. Но у Франции оно было выражено сильнее, особенно в конце ХХ – начале ХХI вв. В 80-е годы динамика ее экспорта была выше среднего по УС-15, в 90-е годы – примерно равнялась ей, но после 2000 г. оказалась ниже. На наш взгляд этот факт  - важное свидетельство несоответствия французского предложения современному спросу глобального рынка.

      Другим подобными свидетельствами  явились: уменьшение доли Франции  в общем объеме мировой торговли и торговли развитых стран и снижение экспортной квоты. За 1980-2006 гг. первый показатель сократился с 6.3 до 4.7%. Правда, такая динамика была характерна для всех развитых стран – их доля в мировом экспорте постепенно падает. Но в исследуемый период несколько снизился и удельный вес Франции в суммарном экспорте развитых стран – с 9.0 до 8.1%. Что касается экспортной квоты, до начала 2000-х годов наблюдается ее рост: за 1991-2000 гг. с 16 до 28%. Но в ходе кризиса 2003 г. она упала до 25.3% и затем увеличивалась медленно ( 2006 г. – 26.6% ). Позиции Франции в этом плане оказались хуже, чем у Германии (38% и не было выраженного падения) и Великобритании (28%, падение было, но быстро компенсировалось).

      Доля импорта во Французском  ВВП в 2006 г. равнялась 28.1%, ее увеличение по сравнению с 1980 г. составило 5.1%. Здесь также имел место «провал» (2003 г. – 25.6%), но за ним последовало быстрое восстановление, не в последнюю очередь вследствие скачка нефтяных цен. Удельный вес импорта в общих ресурсах французского хозяйства сейчас составляет примерно 15%, в том числе в ресурсах промышленности – 47.6%.

      Таким образом, можно констатировать, с одной стороны, усиление экспортной  ориентации и импортной зависимости  французской экономики в целом, с другой стороны, некоторое торможение данного процесса (в области экспорта) в последнее время.

      Рассмотрим, далее, участие Франции   международном  разделении труда.  Об этом расскажет анализ эволюции  отраслевых пропорций национального  экспорта и их сопоставление структурой развитых стран.

      Уже к 1980 г. основные пропорции  французского экспорта были аналогичным  показателям развитых стран, но  совпадали с ними не полностью.  Было видно, что Франция перешла  к обмену на основе частного  разделения труда – соотношение весов АПК, полуфабрикатов и готовых изделий у нее оказалось примерно таким же, как у развитых стран. Но в структуре экспорта готовой продукции различия были существенными: у Франции сохранялось явное  преобладание потребительских товаров при невысокой доле машин и оборудования.

   2.1.2 Структура и динамика  экспорта-импорта.

      Структурные сдвиги в исследуемой  области во Франции и в названных  развитых странах в 80-х –  начале 2000-х годов шли в одном  и том же направлении. Но  во Франции этот процесс шел  быстрее, что помогло ей достигнуть полного структурного соответствия с развитыми странами по основным товарным группам. Правда, Франция по-прежнему несколько выделяется по доле АПК. Но сегодня состав данной позиции значительно облагорожен: в начале 80-х годов на необработанном сырье приходилось около 50% ее стоимости, а сейчас – 20-25%. Почти вдвое, с 10 до 6%, упала и доля металлов и металлоизделий. А главное – во французском товарном экспорте полностью изменилось соотношение потребительских товаров и машин и оборудования в пользу последних. В результате суммарное значение в экспорте «верхних этажей» промышленного производства – машиностроения и химии – выросло вдвое и практически сравнялось с развитыми странами.

      Группа потребительских товаров,  столь значимая прежде для Франции, дает сейчас всего 15.5% товарного экспорта. В ее составе так же произошел сдвиг в пользу изделий высокой степени обработки: акценты сместились от швейно-обувных производств (с 6.4 до 1.2% экспорта) к фармацевтике (с 3.7 до 8.1%), продукции полиграфии, электробытовым изделиям.

      В настоящее время основными  специализированными товарами французского  экспорта являются: автомобили (14.5% к общему объему вывозимой  материальной продукции), продукция  АПК (11.6%, в том числе готовые  изделия – 8.5%), лекарства и парфюмерно-косметические средства – 10.2%, летательные аппараты и продукция аэрокосмической промышленности – 7.3%. Как видим, за исключением продовольствия, товарная специализация Франции имеет вполне современный характер.

      Первое место по совокупному экспорту продукции «цикла компьютера» достигается Францией благодаря высокому – Наивысшему среди исследуемых стран – удельному весу автомобилей, а также хорошим позициям по летательным аппаратам и лекарствам. Конечно, экспорт автомобилей как самого дорого среди массовых потребительских товаров долгосрочного пользования имеет положительное значение для национальной экономики. Но все же, автомобилестроение не относится к новейшим наукоемким производствам. А без его учета по доле экспорта таких производств Франция оказывается на третьем месте после США и Великобритании.

   По  мнению французских специалистов, французская экономика сейчас, как и прежде, сталкивается с  определенным несоответствием своего положения мировому спросу. Дезадаптация выражается в ухудшении международных конкурентных позиций. Французские товары оказались не конкурентоспособными на мировом рынке. Это связанно с невозможностью проведения основных мер по увеличению конкурентоспособности продукции. Во-первых, с введением евро, единой валюты, Франция больше не может проводить девальвацию национальной валюты, которую она использовала в более ранние годы. Кроме того невозможность сократить издержки по социальным выплатам или производственному процессу, высокое налогообложение и высокая степень бюрократизации экономики препятствуют улучшению ситуации. Таким образом, в рейтинге  конкурентоспособности международных организаций Франция занимает далеко не первые места.

   Кроме того, у Франции наблюдается и  определенное отставание в плане переориентации географической структуры внешней торговли. Свыше 75% французского экспорта приходится на 3 географические зоны: Западную Европу, Ближний Восток и Африку (в силу исторических, географических и культурных аспектов). Тогда как на Азию и на обе Америки – всего около 20%. Сосредоточение подавляющей части торговли в ЕС имеет свои плюсы: например,  это снижает негативное воздействие со стороны девальвации доллара на экспортеров и улучшает положение импортеров при закупке дорогостоящей новейшей техники. Те регионы, на которые ориентируется сегодня Франция, в последние десятилетия характеризовались самой низкой экономической динамикой. И напротив, неизменно небольшая рыночная доля Франции в динамичных странах, например в Китае, ограничивает возможности ее экспорта и экономического роста.

   Если  рассмотреть детально, то в 2008 году среди первых 7 поставщиков Франции  страны располагаются в следующем  порядке: Германия (78,4 млрд. евро), Бельгия (40,9 млрд. евро), Италия - 39,2, Китай (за исключением Гонконга) – 31,6 млрд. евро, Испания – 31,1 млрд. евро, США – 26,4 млрд. евро, Великобритания – 23,1 млрд. евро. Относительно основных «клиентов» Франции ситуация примерно такая же3. На первом месте Германия (59, 5 млрд. евро), далее Италия, Испания, Великобритания, Бельгия, США.

   В 2009 году  торговый дефицит незначительно  сократился  и составил 43 миллиардов евро против 55,4 млд евро в 2008 году. Данное сокращение можно объяснить уменьшение совокупных расходов на энергию, что  в свою очередь связанно  с небольшим падением цен на бензин. В соответствии с данными 2008 года, импорт превышал экспорт в таких отраслях, как4: производство продуктов потребления, автомобильная индустрия, производство полуфабрикатов, энергетика.  Причем, во всех названных отраслях, кроме автомобилестроения, отрицательное сальдо торгового баланса наблюдается в течение нескольких лет, тогда как экспорт автомобилей значительно уменьшился только в 2008 году и привел к отрицательным результатам. 

   

   В соответствии с  приведенным выше графиком, тенденция увеличения торгового дефицита начинается с 2003 года. Нужно заметить, что  положительное сальдо баланса текущих операций обеспечивалось именно за счет большой доли туризма в экспорте услуг. С удорожанием евро, а так же в связи с экономическим кризисом количество прибытий в страну в туристических целях сократилось, что негативно отразилось на торговом балансе.

   Кризис  был основным событием 2009 года и привел к невиданному «сжатию» всей мировой торговли, выражающимся в значительном снижении внешнего спроса на французские товары (экспортные поставки сократились на 17%, а импортные закупки на 18%). Кроме того, иностранные инвестиции сократились на 15%. Однако, начиная со второго квартала 2009 года,  постепенное восстановление мирового рынка способствовало росту французской внешней торговли.  Франция сумела удержать свои торговые позиции на рынках стран ОЭСР, в то время как доля Германии и Италии на международном рынке немного сократилась. Наиболее устойчивыми к кризису отраслями оказались фармацевтика и самолетостроение.

    2.2 Франция на мировом рынке услуг.

   Рассмотрим  французскую торговлю услугами. В  настоящее время Франция –  четвертый мировой экспортер услуг после США, Великобритании и Германии, и ее доля на мировом рынке услуг составляет 4,1%. За последние 20 лет удельный вес услуг в общем объеме французского экспорта увеличился вдвое (с 10 до 21%). Основные направления экспорта нематериальной продукции такие же, как и у большинства развитых стран: туризм, транспортные услуги, другие корпоративные услуги, связанные с внутрифирменным обменом, научно-исследовательской деятельностью и управлением.

   Самый большой профицит в торговле услугами зафиксирован в 2000 году и составил примерно 22 млрд. евро. Начиная с 2003 и по 2008 года этот показатель незначительно колебался между 12 и 15 млрд. евро.  В 2009 году из-за мирового кризиса экспортные поставки уменьшились на 9%, а импортные закупки на 7 процентов, что составило сальдо торгового баланса равного 11 млрд. евро.

   Благодаря тому, что Франция является туристической  державой, доля туризма в международном обмене услугами составляет 37%. Туризм – отрасль услуг с невысокой добавленной стоимостью, не предъявляющая особенного спроса на квалифицированный труд и на инновации. То же можно сказать и о другой отрасли, превалирующей во французском экспорте услуг - транспорте (его доля в вывозимой продукции услуг – 23,8%). На корпоративные услуги  приходится немало 23,7%.  Но они, в отличие от достаточно стабильного транспорта, постепенно «теряют в весе» по причине  ухудшения положения в области научных исследований и недостаточного обмена услугами между  материнскими компаниями и их зарубежными филиалами. 

   Таким образом можно сказать, что истекшее 25-летие было отмечено продолжающимся втягиванием  французской экономики в международный обмен товарами и услугами, что привело к усилению ее зависимости от внешнеэкономической среды. Однако, судя по динамике рыночных долей ( в мировой торговле и торговле развитых стран), по темпам и структуре экспорта Франция адаптируется к современной стадии эволюции обмена не хуже, чем однотипные страны.

 

    Глава 3. Помощь экспорту и перспективы развития.

    3.1 Государственные меры по стимулированию экспорта.

   Во  Франции существуют несколько программ по поддержке предприятий, занимающихся экспортом продукции.  Чтобы помочь компаниям на международной арене министерство Экономики, Промышленности и Занятости предоставляет им помощь в виде различных систем финансирования и поддержки. В 2008 году основные средства были направлены на упрощение процедур экспорта, а именно: создание Межведомственной Комиссии по Поддержке Международных контрактов (МКПМК)5 в мае 2008 года,  модернизация процедур, выполняемых COFACE6 (Французская компания по страхованию внешней торговли), реформы Ubifrance (Французское агентство по международному развитию предприятий), устранение некоторых барьеров внешней торговли.

   Остановимся подробнее на методах оказания поддержки, указанных  на сайте Министерства Экономики, Промышленности и Занятости.

   1. Например, добровольные международные стажировки персонала на предприятии за границей.7 Эта программа, введенная законодательным образом 14 марта 2000 года, позволяет французским предпринимателям отправить молодого человека или девушку в возрасте до 28 лет в деловую профессиональную поездку за границу, сроком от 6 и до 24 месяцев. Цели поездки определяются компанией, это может быть: исследование новых рынков, усиление национальных позиций на зарубежном рынке, сопровождение контракта или стройки, участие в создании локальных структур, расширение дестрибьюторской сети, техническая поддержка агентов.

   2. Далее идет программа Sidex – индустриализированная поддержка в ходе экспортных процессов для малых и средних предприятий, для того, чтобы они могли заключать контракты в ходе переговоров с новыми клиентами, агентами или дистрибьюторами, либо могли исследовать новые рынки. Однако существуют определенные критерии, по которым фирмы могут претендовать на данную помощь. Во-первых, штат компании должен насчитывать  не более 250 работников. Во-вторых, торговый оборот компании за вычетом налога на добавленную стоимость должен быть не выше 50 миллионов евро. По факту, более 25% всех французских и иностранных предприятий не отвечают данным критериям.

   3. Ссуды для экспорта. Речь идет  о финансировании без гарантии, сумма может составлять от 20 000 и до 80 000 евро, сроком на 6 лет. Данные ссуды предоставляются малым и средним предприятиям, «возрастом» более трех лет,  для финансирования их деятельности, связанной с международным развитием. Данная программа позволяет финансировать нематериальные расходы (расходы на адаптацию, на дизайн, на исследования рынков сбыта, на устройство ярмарок, расходы по коммуникациям), инвестиции в основной капитал, либо затраты необходимые для разработки проекта за границей. Условия ссуд довольно гибкие, кроме того финансист не имеет никакой гарантии ни в виде активов предприятия, ни в виде  залога со стороны руководителя.

Информация о работе Франция в международной торговле товарами и услугами