Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа направлена на рассмотрение такого вида ведения бизнеса, как «франчайзинг».
Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции особую привилегию или "вольность", даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка. За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.

Содержание

Франчайзинг
Основные понятия франчайзинга…………………….………………….......................4
История возникновения франчайзинга…………………..…………….....................11
Психологический фактор………………………………………………...........................14
Отличия франчайзинговой сделки от схожих отношений……………..............18
Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их технологий………………………………..........................................................24

Работа содержит 1 файл

ОПД-рефер.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

Он развился, приобрел различные формы и распространился  практически по всему миры. Пятидесятые  годы двадцатого века появилась новая  разновидность этого вида деятельности. Можно назвать его бизнес-франчайзинг.

Идея состояла в том, что при передаче фирменного знака, франчайзи получает и все  необходимые технологии, которые  позволяют самим производить  необходимых продукт. Это позволило  дать сильный толчок в развитии экономической  ситуации на мировой арене.

Пионерами в  этой области были Макдональдс и  и некоторые другие известные  сейчас компании. Именно благодаря  тому, что клонирование фирм, производящих один товар, распространилось по всему  миру, мы сейчас имеем возможность  пользоваться товарами, которые производятся в нашей стране по лицензии от ведущих  мировых брэндов.

При этом, важно  понимать, что мы не ущемляемся в  правах и получаем именно тот продукт, что и граждане других государств. Об этом заботится сам франчайзер, поскольку от этого зависит имидж  головной компании, а имя в современном  мире бизнеса, многое дает и от него зависят очень важные экономические  подвижки в дальнейшем развитии компании. Какой бы крупной ни была компания, имя дорогого стоит и о нем  очень заботятся.

На российском рынке франчайзинговая система  получила развитие в начале девяностых годов двадцатого века. Именно благодаря  этому, у нас есть все то западное, что имеется на текущий момент и это прекрасно!

Франчайзинговая система взаимоотношений на экономическом  уровне определяет акселерацию всего  бизнеса. Старые компании получают возможность  развития бизнеса на территории других стран и государств, а новые  фирмы прекрасно развиваются  за счет продукта, который отлично  показал себя на рынке.

Подобный вид  отношений в экономическом плане  является выигрышным для обеих сторон и на него активно идут. Не смотря на то, что существуют определенные риски с обеих сторон, а также  различные государственные и  прочие варианты торможения данного  процесса, франчайзинг активно завоевывает  лидирующие позиции на рынке.

Разработать собственный  продукт сложно. Воспользоваться  проверенным – просто и легко, что дает гарантию качества и должный  уровень роста компании.

 

1.3. Психологический  фактор

Одним из самых  важных факторов франчайзинговых взаимоотношений  является качество общения между  франчайзором и франчайзи. Как франчайзор, так и франчайзи входят в партнерские  отношения со своими планами и  надеждами. Всеми признано, что для  успешного франчайзингового сотрудничества необходим тщательный отбор франчайзи. Однако вопрос о проверке франчайзора  задается редко.

Идеальный франчайзор

Идеальному франчайзору  должны быть присущи определенные качества. Франчайзор должен обладать хорошим  пониманием общих целей и путей  их достижения, а также быть изобретательным. Он должен уметь мотивировать других и донести до них цели и идеи франчайзинговой системы.

Франчайзору должны быть присущи исключительная прозорливость  и терпимость. Это очень важно  на первых порах, когда соблазн увеличивать  продажи франшиз превосходит  способность оказывать им соответствующую  поддержку.

Франчайзор должен быть способен обучить, мотивировать и  добиться уважения франчайзи. Франчайзор должен выполнять ожидания и обещания, данные франчайзи. Предприниматель, становясь  франчайзором, должен добиться профессионализма в содействии франчайзи открывать  свои предприятия. Он также принимает  на себя моральные обязательства  за успех тех, кто принят во франчайзинговую  систему.

Франчайзор должен признать то, что франчайзи являются полноправными партнерами по бизнесу. Франчайзор должен уметь найти подход к франчайзи. Без этого никакая  франчайзинговая система не может  рассчитывать на успех. Диктатура во франчайзинге не привела ни к какому успеху.

Идеальный франчайзор обладает такими качествами, как: цельность, страсть, мудрость, терпимость и упорство, в дополнение к жгучему желанию  постоянно придумывать что-то новое  и все усовершенствовать. Франчайзор также должен уметь доверять, быть дипломатом и быть способным быстро принимать решения. "Нет предела  в совершенстве!" - это девиз  успешного франчайзора.

Идеальный франчайзи

Для франчайзи  франчайзинг чаще всего описывается  фразой "Быть в бизнесе самостоятельно, но не одному". Франчайзи должен быть целеустремленным и знающим, что  он хочет и одновременно соблюдать  все правила и положения франчайзинговой  системы. Он должен уметь хорошо общаться и ладить с людьми, ведь ему придется общаться с клиентами, представителями  франчайзора, поставщиками и своим  персоналом.

Франчайзи должен быть честным человеком в бизнесе  и разделать желание франчайзора  постоянно усовершенствовать систему. Франчайзи должен понимать делопроизводство, так как большая часть франчайзинговых  компаний имеют протокольные процедуры.

Франчайзи должен получать удовольствие от бизнеса. Большая  часть людей говорит, что они  идут в бизнес, чтобы зарабатывать большие деньги. Опыт показывает, что  просто желание делать деньги недостаточно для успеха. Важно удовлетворение от работы. Желательно, чтобы потенциальный  франчайзи потратил несколько дней на подобном предприятии перед принятием  окончательного решения. Многие франчайзоры  поощряют такой шаг, так как они  понимают, что неудовлетворенный  франчайзи - ноша для него и всей франчайзинговой системы. Неудачи  дорого стоят как франчайзору, так  и франчайзи.

Франчайзи должен быть готов вложить много времени  и усилий в предприятие. Франчайзи  должен быть способен легко схватывать новую информацию и охотно ее притворять в жизнь. Франчайзи должен быть позитивным и готовым к изменениям, оставаясь  при этом самодисциплинированным в  рамках, установленных франчайзором.

Потенциальный франчайзи должен быть уверен в поддержке  своей семьи и друзей, ведь им нередко придется помогать ему.

Фазы  развития отношений

Многие консультанты по франчайзингу сравнивают развитие отношений между франчайзором и  франчайзи с фазами взаимоотношений  родителей с ребенком. В самом  начале франчайзи знает очень  мало о новом бизнесе и предприятии. Франчайзи быстро обучается и  восприимчив к новой информации. На карту поставлены сбережения всей его жизни. Даже небольшие помехи и задержки в его развитии воспринимаются как глобальные кризисы. Эта фаза может быть названа "детской" в  развитии взаимоотношений между  франчайзором и франчайзи. Франчайзи  находится в полной зависимости  от франчайзора на предмет руководства  и поддержки. Франчайзор в это  время должен предоставлять постоянную техническую поддержку, совет, доброе отношение и ободрение франчайзи. Эта фаза самая благоприятная  для франчайзора.

После 18-24 месяцев  франчайзи осваивает новый бизнес. На этом этапе франчайзи начинает думать, нуждается ли он вообще в  поддержке франчайзора. Франчайзи  входит в подростковую или революционную  фазу развития, когда он ставит под  сомнение ценность франчайзора и  всей франчайзинговой системы. В  это время многие франчайзи начинают тратить непропорционально большие  средства, стараясь приобрести статус успешного бизнесмена. Эти действия незрелы и часто вредят всему  бизнесу.

Эта фаза является наиболее сложной во взаимоотношениях между франчайзором и франчайзи. Если одна из сторон допускает здесь  ошибки, они чаще всего приводят к разрыву взаимоотношений. Чтобы  избежать этого франчайзор должен продемонстрировать, что он способен на деле вносить  свой вклад в растущий успех франчайзи. Франчайзор должен быть очень твердым  и отвергать все попытки со стороны франчайзи изменить систему  или сервисные выплаты.

Если удается  пройти успешно эту "подростковую" фазу, у франчайзи появляется уважение у франчайзору. Франчайзи начинает осознавать, что его успех неразрывен с и невозможен без всей франчайзинговой  системы. Франчайзор и франчайзи  достигают той фазы развития, когда  они могут работать принося друг другу прибыль. Как франчайзор, так  и франчайзи должны помнить, что  они являются независимыми предпринимателями. Но условием их процветания является взаимная поддержка.

 

1.4. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений

Так как договор  франчайзинга применяется в различных  сферах и имеет много разновидностей, некоторые виды франчайзинговых  договоров имеют много общих  черт с иными видами обязательств:

  • Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры по передаче права пользования на интеллектуальную собственность. Но между ними имеются и отличия, основные из которых состоят в том, что цель договора франчайзинга всегда является создание новых предпринимательских комплексов, лицензионные же договоры направлены на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от цели такого использования. Кроме того, предмет договора не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование, а включает в себя также элементы договора на возмездное оказание услуг, товарищеского договора и даже договора купли-продажи. В отличие от лицензионного договора, где лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо, отличное от лицензиара, а при франчайзинге франчайзи во взаимоотношениях с потребителями фактически идентичен франчайзеру.
  • Договор сбытового или товарного франчайзинга иногда сравнивают с Договором об исключительной продаже товаров или применительно к международной купле продаже товаров с договором об исключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами. Отличия, как и в предыдущем случае, заключаются в том, что дилер перед покупателями выступает как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажей товаров правообладателя. При договоре франчайзинга франчайзи полностью идентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг.
  • Договор франчайзинга надо отличать также от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом. Их сходство в том, что договору франчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению к другому, из-за чего законодательство некоторых государств предусматривает ответственность "управляющего" лица по обязательствам контролируемого им лица. Отличия в том, что целью договора франчайзинга является передача "делового комплекса" как объекта и извлечение прибыли посредством использования данного предприятия другим лицом. Основной целью предпринимательского договора управления является установление контроля одного лица над органами управления другого лица. При этом данные лица, в отличие от сторон договора франчайзинга, могут осуществлять различную деятельность.
  • Договор франчайзинга в случае выплаты франчайзеру вознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически может быть воспринят близким к договору купли-продажи, т.к. в обоих случаях за передачу сходного объекта гражданских прав следует денежный платёж. Однако, юридически разница между ними велика. Во-первых, предметом договора купли-продажи являются вещи, а предметом договора франчайзинга могут являться и вещи, но, прежде всего, передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности. Во-вторых, по договору купли-продажи имеет место отчуждение объекта договора. По договору франчайзинга имущество (вещи) также могут отчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, несмотря на передачу прав на ее использование другому субъекту, сохраняется за франчайзером.
  • При выплате франчайзи вознаграждения франчайзеру за право пользования франшизой в форме периодических платежей договор франчайзинга становится схож с договором имущественного найма (аренды), т.к. в обоих случаях объект гражданских прав передается во временное пользование за плату. Но отличие в том, что предметом договора аренды являются вещи, а не объект интеллектуальной собственности. Кроме того, отношения арендодателя и арендатора сводятся к простой схеме - пользование за вознаграждение. Отношения же франчайзера и франчайзи гораздо шире.

Преимущества  и недостатки организации бизнеса  по системе франчайзинга для обеих  сторон по договору

По нашему мнению, институт франчайзинга в России получил  значительное распространение, и полагаем, что эффективное использование  этого юридического института выгодно  всем:

  • потребителям - предоставление новых товаров, работ, услуг при определенных гарантиях качеств;
  • правообладателям - предприятиям крупного и среднего бизнеса за счет расширения сферы своей деятельности, введения на рынок новых товаров (работ, услуг) и привлечения к их производству и распространению разветвленной сети самостоятельных предприятий среднего и малого бизнеса и гарантий последних по качеству;
  • пользователям - предприятиям среднего и малого бизнеса за счет получения гарантированной технологии и технической помощи, обеспечения современного менеджмента и маркетинга;
  • обществу и государству - за счет насыщения рынка качественными товарами (работами, услугами), создания новых рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса, увеличения прогнозируемых поступлений в виде налогов и платежей.

Все материалы  и поддержка, предоставляемая франчайзерами  индивидуальным франчайзи, предназначены  для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ  можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом  являются отношения между франчайзором и франчайзи.

Франчайзинг означает, что у вас есть собственный  бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками

Когда франчайзи  дает свое согласие вкладывать деньги в предприятие франчайзинга, он все  равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с  этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая  поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить  или вообще разрушить его предприятие.

Франчайзинг - это  быстрое и эффективное начало бизнеса

Франчайзинговая система дает информацию, которая  помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать  его дизайн и убедится в том, что  бизнес правильно функционирует. Франчайзи  не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.

Информация о работе Франчайзинг