Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью исследования является изучение франчайзинга как способа организации турбизнеса. Для осуществления данной цели решаются следующие задачи
Раскрытие понятия франчайзинг
Исследование истории становления франчайзинга, его влияния на туристский бизнес
Описание видов франчайзинга
Изучение построения бизнеса на основе договора франчайзинга
Раскрытие основ взаимоотношений франчайзера и франчайзи
Введение 3
ГЛАВА I Франчайзинг как объект исследования 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 История возникновения Франчайзинга 7
1.3 Виды франчайзинга 13
ГЛАВА II Организация бизнеса на основе франчайзинга 17
2.1 Основы взаимоотношений франчайзера и франчайзи 17
2.2 Преимущества и недостатки франчайзинга 25
2.2.1 Преимущества для франчайзора 26
2.2.2 Преимущества для франчайзи 27
2.2.3 Недостатки для франчайзора 30
2.2.4 Недостатки для франчайзи 31
ГЛАВА III Использование франчайзинга в туристском бизнесе 34
3.1 Гостиничные цепи 34
3.2 Рассмотрение предприятия «Магазин горящих путевок» 35
Заключение 40
Библиография 43
Приложения 44
В 1960-е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей. В 1990-е годы эта тенденция сохранилась.
В течение 60-х годов популярность франчайзинга стабилизировалась, особенно в ресторанном бизнесе. Эта форма ведения деловых операций стала общеизвестна и вышла далеко за пределы своей первоначальной географической зоны. Во время пика популярности франчайзинга многие западные компании в индустрии гостеприимства были больше озабочены наращиванием объемов проданных франшиз, чем их последующей поддержкой. Результатом этого стала практика распространения сомнительных методов предоставления, поддержки и прекращения действия франчайзинговых соглашений. В конечном счете, этим вопросом были вынуждены заняться государственные органы управления, наложившие ряд законодательных ограничений па всех желающих получить быстрый доход с минимальным риском.
Это, в частности, относилось к необходимости регистрации не только самих франчайзинговых систем, но и всех их коммерческих операций.
Большинство взлетов и падений популярности франчайзинговых отношений в 50-60-е годы XX века связывалось с ресторанным бизнесом. Сектор услуг размещения, вероятно в силу финансовой недоступности для отдельных предпринимателей и авантюристов, пережил меньше трудностей и выпестовал более устойчивые системы, подобные Ноliday Inns (более 2000 операций в Америке и почти 50 в других странах), Sheraton Inns, Ramada и др [4 c.36].
В 70-х годах многие из гигантов ресторанного бизнеса стали перестраивать свою философию производства. Количество франшиз, предоставляемых индивидуальным предпринимателям, сокращалось.
Основной приоритет был отдан большим региональным цепям, уже имеющим рестораны с налаженным производством. Кроме того, многие материнские компании стали выкупать успешно действующие предприятия, использующие франшизу, в свою собственность.
Основными причинами для этого были, прежде всего, высокие издержки на создание и «раскрутку» нового предприятия, в связи с чем в той же прогрессии возрастали и расходы материнской компании. Кроме того, компании, владеющие правом собственности на бренд, приобретая предприятия, получали возможность лучше контролировать соблюдение стандартов производства отдельными участниками и за счет этого увеличивали свой доход. Продажа отдельным предпринимателям права использовать торговую марку приносила материнской компании большой доход на стадии запуска производства благодаря высокой стоимости франшизы, но в долгосрочном аспекте этот доход неминуемо снижался. По расчетам специалистов, это снижение составляло в среднем 50% от первоначальной стоимости [12].
В течение 70-х годов
в результате чрезмерного роста
франчайзинговых отношений
Это было связано с тем, что времена, когда чистый доход превышал 20%-ную ставку прибыли на вложенный капитал, позволяли выживать обеим сторонам франчайзинговых отношений. Но по мере возрастания конкуренции и соответственно снижения ставки дохода фондов для формирования прибыли для обеих сторон франчайзингового соглашения стало недостаточно.
Поскольку материнская компания получала свою долю как процент совокупного дохода, это не устраивало вторую сторону договорных отношений. В результате выжили только крупные цепи, имеющие ресурсы для проведения национальных рекламных кампаний, реализации программ обучения и возможности для содержания специалистов по исследованию рынка и разработке новых продуктов, нивелирующие потери от неудачных действий. Эти гиганты стали активно выходить на новые освободившиеся рынки, о которых они ранее только мечтали. Многие из них ввели в свой бизнес новые продукты, гарантирующие удержание имеющегося потенциала и создающие плацдарм для новых расширений.
Крупнейшей компанией, занимающейся франчайзингом в гостиничной индустрии, считается Hospitality Franchise System в Парсиппани (штат Нью-Джерси) (3413 отелей). За ней следует Choice Hotels International (2487 отелей, дочерняя компания Блэкстоунской группы - Нью-Йорк). Третья в этом списке - Holiday Inn Worldwide. В ресторанном бизнесе - McDonald's, Burger King, Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut и T.G-.I. Friday's. У ресторанов, работающих по системе франчайзинга, в 1991 г. объем продаж составил $79 млрд., или более половины объема продаж всех ресторанов, благодаря разветвленной сети, включающей 106000 филиалов [3 c.106].
Франчайзинг используется
в самых различных видах
К достоинствам франчайзинга относится возможность борьбы с пиратскими копиями, поэтому многие производители с удовольствием дают другим компаниям право использования торговой марки. Некоторые организации создают системы франчайзинга, которым сложно подражать. Информация о них доступна только независимым франчайзинговым фирмам, с которыми производители заключают договора. Несмотря на некую самостоятельность новоявленного бизнеса, франчайзи подчиняются главным изготовителям товаров, представителям услуг и проверяются ими.
Существуют шесть основных видов франчайзинга
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.) [7 c.76-78].
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
Таким образом, можно сделать вывод о том что индустрия сервиса туризма относится к деловому франчайзингу и все самые крупнейшие гостиничные, ресторанные, туропреаторские сети построены на его принципах.
Франчайзер заинтересован
в привлечении в свою рыночную
сеть новых членов. С этой целью
он обычно готовит для заинтересованных
лиц документы, наиболее важным из которых
является Стандартный пакет
Правоотношения между франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора. В каждом договоре франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи право использования своего фирменного знака, технологии и методов работы, системы резервирования, отработанных маркетинговых процедур, системы скидок и т.д. Обычным условием является участие в рыночной стратегии франчайзера.
Условия, оговариваемые в договоре франчайзинга, должны быть едиными для всех франчайзи. Более того, если кому-то из франчайзи удается добиться изменений у его договоре, то другие франчайзи будут рассматривать свой договор как не совсем справедливый.
Важнейшим элементом
договора франчайзинга является согласование
форм оплаты. В практике франчайзинга
используется вступительный взнос
(первичный взнос или