Франчайзинг как объект исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение франчайзинга как способа организации турбизнеса. Для осуществления данной цели решаются следующие задачи
Раскрытие понятия франчайзинг
Исследование истории становления франчайзинга, его влияния на туристский бизнес
Описание видов франчайзинга
Изучение построения бизнеса на основе договора франчайзинга
Раскрытие основ взаимоотношений франчайзера и франчайзи

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I Франчайзинг как объект исследования 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 История возникновения Франчайзинга 7
1.3 Виды франчайзинга 13
ГЛАВА II Организация бизнеса на основе франчайзинга 17
2.1 Основы взаимоотношений франчайзера и франчайзи 17
2.2 Преимущества и недостатки франчайзинга 25
2.2.1 Преимущества для франчайзора 26
2.2.2 Преимущества для франчайзи 27
2.2.3 Недостатки для франчайзора 30
2.2.4 Недостатки для франчайзи 31
ГЛАВА III Использование франчайзинга в туристском бизнесе 34
3.1 Гостиничные цепи 34
3.2 Рассмотрение предприятия «Магазин горящих путевок» 35
Заключение 40
Библиография 43
Приложения 44

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

В 1960-е годы франчайзинг  стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей. В 1990-е годы эта  тенденция сохранилась.

В течение 60-х годов  популярность франчайзинга стабилизировалась, особенно в ресторанном бизнесе. Эта форма ведения деловых операций стала общеизвестна и вышла далеко за пределы своей первоначальной географической зоны. Во время пика популярности франчайзинга многие западные компании в индустрии гостеприимства были больше озабочены наращиванием объемов проданных франшиз, чем их последующей поддержкой. Результатом этого стала практика распространения сомнительных методов предоставления, поддержки и прекращения действия франчайзинговых соглашений. В конечном счете, этим вопросом были вынуждены заняться государственные органы управления, наложившие ряд законодательных ограничений па всех желающих получить быстрый доход с минимальным риском.

Это, в частности, относилось к необходимости регистрации  не только самих франчайзинговых  систем, но и всех их коммерческих операций.

Большинство взлетов  и падений популярности франчайзинговых  отношений в 50-60-е годы XX века связывалось  с ресторанным бизнесом. Сектор услуг  размещения, вероятно в силу финансовой недоступности для отдельных  предпринимателей и авантюристов, пережил меньше трудностей и выпестовал более устойчивые системы, подобные Ноliday Inns (более 2000 операций в Америке и почти 50 в других странах), Sheraton Inns, Ramada и др [4 c.36].

В 70-х годах многие из гигантов ресторанного бизнеса стали перестраивать свою философию производства. Количество франшиз, предоставляемых индивидуальным предпринимателям, сокращалось.

Основной приоритет  был отдан большим региональным цепям, уже имеющим рестораны  с налаженным производством. Кроме  того, многие материнские компании стали выкупать успешно действующие предприятия, использующие франшизу, в свою собственность.

Основными причинами  для этого были, прежде всего, высокие  издержки на создание и «раскрутку»  нового предприятия, в связи с  чем в той же прогрессии возрастали и расходы материнской компании. Кроме того, компании, владеющие правом собственности на бренд, приобретая предприятия, получали возможность лучше контролировать соблюдение стандартов производства отдельными участниками и за счет этого увеличивали свой доход. Продажа отдельным предпринимателям права использовать торговую марку приносила материнской компании большой доход на стадии запуска производства благодаря высокой стоимости франшизы, но в долгосрочном аспекте этот доход неминуемо снижался. По расчетам специалистов, это снижение составляло в среднем 50% от первоначальной стоимости [12].

В течение 70-х годов  в результате чрезмерного роста  франчайзинговых отношений многие предприятия вышли из бизнеса.

Это было связано с  тем, что времена, когда чистый доход превышал 20%-ную ставку прибыли на вложенный капитал, позволяли выживать обеим сторонам франчайзинговых отношений. Но по мере возрастания конкуренции и соответственно снижения ставки дохода фондов для формирования прибыли для обеих сторон франчайзингового соглашения стало недостаточно.

Поскольку материнская  компания получала свою долю как процент  совокупного дохода, это не устраивало вторую сторону договорных отношений. В результате выжили только крупные  цепи, имеющие ресурсы для проведения национальных рекламных кампаний, реализации программ обучения и возможности для содержания специалистов по исследованию рынка и разработке новых продуктов, нивелирующие потери от неудачных действий. Эти гиганты стали активно выходить на новые освободившиеся рынки, о которых они ранее только мечтали. Многие из них ввели в свой бизнес новые продукты, гарантирующие удержание имеющегося потенциала и создающие плацдарм для новых расширений.

Крупнейшей  компанией, занимающейся франчайзингом  в гостиничной индустрии, считается Hospitality Franchise System в Парсиппани (штат Нью-Джерси) (3413 отелей). За ней следует Choice Hotels International (2487 отелей, дочерняя компания Блэкстоунской группы - Нью-Йорк). Третья в этом списке - Holiday Inn Worldwide. В ресторанном бизнесе - McDonald's, Burger King, Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut и T.G-.I. Friday's. У ресторанов, работающих по системе франчайзинга, в 1991 г. объем продаж составил $79 млрд., или более половины объема продаж всех ресторанов, благодаря разветвленной сети, включающей 106000 филиалов [3 c.106].

Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается  в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как:

    • автомобильная промышленность и услуги автосервиса;
    • помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т. п.);
    • строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов;
    • услуги, связанные с образованием;
    • отдых и развлечения;
    • рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т. д.;
    • продуктовые палатки; медицинские и косметические услуги;
    • услуги в сфере домашнего хозяйства;
    • розничная торговля;
    • многие другие виды деятельности [8].

К достоинствам франчайзинга относится возможность борьбы с пиратскими копиями, поэтому многие производители с удовольствием дают другим компаниям право использования торговой марки. Некоторые организации создают системы франчайзинга, которым сложно подражать. Информация о них доступна только независимым франчайзинговым фирмам, с которыми производители заключают договора. Несмотря на некую самостоятельность новоявленного бизнеса, франчайзи подчиняются главным изготовителям товаров, представителям услуг и проверяются ими.

1.3 Виды франчайзинга

Существуют шесть основных видов франчайзинга

  1. Товарный франчайзинг иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера. Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.  
    В США франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию [10].
  2. Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков). Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca-Cola, PepsiCo) [10].
  3. Субфранчайзинг -  форму организации франчайзингового бизнеса, при которой главному франчайзи передаются особые права (порой исключительные), заключающиеся в возможности на установленной территории продавать франшизу третьим лицам, которых называют субфранчайзи. В договоре может предусматриваться вариант, когда субфранчайзи дается право управлять несколькими торговыми единицами. В этом случае контракт называется многоэлементной франшизой. Субфранчайзинг характеризуют как довольно агрессивный метод развития франчайзинговой системы. Связано это с тем, что значительная часть обязанностей и прав франчайзера переходит к субфранчайзеру. Он не только уполномочен управлять франшизами и развивать их на оговоренной территории, но и выполняет часть обязанностей франчайзера, которые касаются обслуживания и консультирования. Субфранчайзинговые отношения предполагают, что субфранчайзер и франчайзер распределяют между собой все имеющиеся платежи, в том числе и роялти. Причем это разделение происходит пропорционально тем вкладам, которые они вносят в развитие франшизы [8].
  4. Районный франчайзинг  т.е. предоставление права на занятие на определенной территории может развиваться в соответствии со следующими основными обязательствами, предусмотренными для франчайзи в контракте:
  • предварительное согласование с франчайзером числа и графика ввода предприятий в районе;
  • предоставление франчайзи полной свободы развития бизнеса в районе путем предоставления права выдавать субфранчайзы (права или часть прав от имени франчайзера) другим лицам;
  • трехсторонние взаимоотношения, которые предполагают заключение контракта между франчайзером и субфранчайзи, а районный франчайзи берет на себя какую-либо обязанность франчайзера, например, обучение персонала субфранчайзи [7 c.76].
  1. Корпоративный франчайзинг - способ, при котором франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а сетью франчайзинговых предприятий с использованием наемных менеджеров [8].
  1. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата».  При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора [3].

Таким образом, это франчайзинг  на вид деятельности, т.е. включение  малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.) [7 c.76-78].

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал  постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся  в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи  основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

В настоящее время  в зависимости от размеров первоначального  капитала франшизы бизнес-формат делят  на следующие основные подгруппы:

    • франшиза рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
    • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
    • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций [9].

Таким образом, можно  сделать вывод о том что индустрия сервиса туризма относится к деловому франчайзингу и все самые крупнейшие гостиничные, ресторанные, туропреаторские сети построены на его принципах.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II Организация бизнеса на основе франчайзинга

2.1  Основы взаимоотношений франчайзера и франчайзи

Франчайзер заинтересован  в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью  он обычно готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых  является Стандартный пакет франчайзингового предложения (UFOC – Uniform Franchise Offering Circular). Этот документ представляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. Обычно в стандартном пакете оговаривается следующие моменты:

    • квалификация руководящего состава франчайзера;
    • финансовое состояние предприятия;
    • стоимость лицензии;
    • роялти;
    • общая сумма вложений франчайзи;
    • возможность предоставления финансирования;
    • помощь, оказываемая франчайзи;
    • обязанности сторон;
    • территория деятельности франчайзи;
    • «юридическая история» франчайзера (судебные процессы, в которых принимала участие компания)
    • дополнительное оборудование, которое франчайзи должен приобрести в случае заключения договора [3 c.107].

Правоотношения между  франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора. В каждом договоре франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи право использования своего фирменного знака, технологии и методов работы, системы резервирования, отработанных маркетинговых процедур, системы скидок и т.д. Обычным условием является участие в рыночной стратегии франчайзера.

Условия, оговариваемые  в договоре франчайзинга, должны быть едиными для всех франчайзи. Более  того, если кому-то из франчайзи удается  добиться изменений у его договоре, то другие франчайзи будут рассматривать свой договор как не совсем справедливый.

Важнейшим элементом  договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В практике франчайзинга используется вступительный взнос (первичный взнос или стоимость  франшизы), регулярные отчисления называемые роялти, плата за маркетинговые услуги. С гостиниц, кроме того, взимается плата за пользование централизованной системой бронирования [4 c. 37].

Информация о работе Франчайзинг как объект исследования