Франчайзинг как объект исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение франчайзинга как способа организации турбизнеса. Для осуществления данной цели решаются следующие задачи
Раскрытие понятия франчайзинг
Исследование истории становления франчайзинга, его влияния на туристский бизнес
Описание видов франчайзинга
Изучение построения бизнеса на основе договора франчайзинга
Раскрытие основ взаимоотношений франчайзера и франчайзи

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I Франчайзинг как объект исследования 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 История возникновения Франчайзинга 7
1.3 Виды франчайзинга 13
ГЛАВА II Организация бизнеса на основе франчайзинга 17
2.1 Основы взаимоотношений франчайзера и франчайзи 17
2.2 Преимущества и недостатки франчайзинга 25
2.2.1 Преимущества для франчайзора 26
2.2.2 Преимущества для франчайзи 27
2.2.3 Недостатки для франчайзора 30
2.2.4 Недостатки для франчайзи 31
ГЛАВА III Использование франчайзинга в туристском бизнесе 34
3.1 Гостиничные цепи 34
3.2 Рассмотрение предприятия «Магазин горящих путевок» 35
Заключение 40
Библиография 43
Приложения 44

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

Каждый предприниматель стремится создать такой бизнес, который мог бы приносить ему стабильный доход. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело. Однако подсчитано, что в течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих. Имеются две причины того, почему новое дело терпит неудачу: предприниматель пытается предложить продукт или услуги, которые рынок не желает принимать, и продукт, сам по себе интересный для рынка, имеет слабое маркетинговое обеспечение. Эти две проблемы на тынке товаров и услуг решает организация бизнеса на основе франчайзинга.

Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

На сегодняшний  день организация бизнеса на основе договора франшизы является очень актуальной. Компания франчайзи обеспечивает себе надежную основу для развития, вступая в франчайзинговую сеть, потому что бренд компании франчайзера обеспечивает такие важные аспекты деятельности предприятия сервиса и туризма как стандарты обслуживания, имидж, клиентскую базу. Фактически, приобретая франшизу, компания облегчает себе задачу продвижения на рынке и обеспечивает расширение и процветание компании франчайзера.

Объектом работы является франчайзинг. Предметом исследования данной работы является раскрытие понятия и изучение организации бизнеса на основе договора франшизы.  Франчайзинг существует на рынке сервиса и туризма уже полвека тем самым доказав свою эффективность, прибыльность и надежность.

Целью исследования является изучение франчайзинга как  способа организации турбизнеса. Для осуществления данной цели решаются следующие задачи

    • Раскрытие понятия франчайзинг
    • Исследование истории становления франчайзинга, его влияния на туристский бизнес
    • Описание видов франчайзинга
    • Изучение построения бизнеса на основе договора франчайзинга
    • Раскрытие основ взаимоотношений франчайзера и франчайзи
    • Выявление положительных и отрицательных факторов для сторон договора
    • Изучение деятельности франчайзинговых предприятий на примере мировых гостиничных цепей и  сети турагентств «Магазин горящих путевок»
    • Обобщение полученных данных, предложение решений возможных проблем

Для проведения исследовательской работы было использовано 12 источников. Наиболее значимыми из них являются: А.Э. Саак «Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны)», в данном источнике наиболее полно описано взаимодействие предприятий внутри франчайзинговых цепей, история их становления и приведено много фактических данных в виде схем и таблиц. Так же необходимо отметить книгу, под авторством Н.И. Кабушкина «Менеджмент гостиниц и ресторанов» в которой подробно рассказывается история становления франчайзинга как способа организации бизнеса, раскрыты основные принципы организации деятельности предприятий внутри цепи. Кроме литературы следует отметить интернет сайт http://www.franchisee.ru/ где можно найти много интересной, подробной и полезной информации про франчайзинг, его положительные и отрицательные стороны, особенности развития отдельных франчайзинговых организаций и много другое.

Данная работа предполагает подход к франчайзингу в первую очередь как к способу организации именно турбизнеса, его влияние на становление предприятий сервиса и туризма.

 

ГЛАВА I Франчайзинг как объект исследования

1.1 Основные понятия

Этимологический термин «франчайзинг» имеет французские  корни (franchise привилегия, льгота, освобождение от налога, взноса) и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг. Производственные слова от «franchise», в зависимости от фонетических особенностей языков, имеют различные звучания. Поэтому в литературе наряду с термином «франчайзинг» используются термины «франшизинг», «договор франшизы» и «франчайз».

Международная Ассоциация Франчайзинговых Организаций (МАФО) дает определение следующее определение: «Франчайзинг - длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франчайзор, франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя)» [3 c.104-105].

Говоря о конкретных сторонах взаимоотношений в системе франчайзинга, объектом которых является франшиза, можно выделить два субъекта: франчайзер (франчайзор) и франчайзи.

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек  или компания, которая покупает возможность  обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру [12].

Французская ассоциация франчайзинга рассматривает франшизу как “сотрудничество между предприятием — франчайзером и одним или несколькими предприятиями-франчайзи, в результате которого предприятие-франчайзер распоряжается товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, и особенно ноу-хау, которым франчайзи должен пользоваться путем единообразной эксплуатации, контролируемой франчайзером”. Здесь характерным элементом франшизы является предоставление франчайзером ноу-хау, которое в соответствии с решением судов должно быть "специфическим, испытанным и передаваемым".

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

    • дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзором;
    • дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
    • обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);
    • обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;
    • не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.
    • Таким образом, франшиза — это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера [12].

Роялти (англ. royalty) — компенсация за использование патента, авторского права, природных ресурсов и других видов собственности, выплачиваемая в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др [4 c.36].

1.2 История  возникновения Франчайзинга

Франчайзинг является очень сложным и комплексным  понятием. Чтобы понять его основу, необходимо знать историю создания и развития франчайзинга как коммерческой системы.

Почти любой вид бизнеса (по информации Международной Ассоциации Франчайзинга - более 70 отраслей хозяйства) может стать предметом франчайзингового договора. Но это сегодня. А истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет в глубь истории.

Оксфордский словарь  английского языка сообщает, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году, а franchises - места, отведенные для торговли. Свободным людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права сформировали основу франчайзинга. Однако в наиболее типичной форме он проявился в британской системе так называемых “связанных домов”, которая использовалась пивоварами для поддержания нужного объема продаж. В обмен на заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор в качестве рынка сбыта своего пива. А общепринятой датой начала использования слова “франчайзинг” в сегодняшнем его значении (привилегии, предоставляемые частными фирмами) считается 1840 год [12].

 Несмотря  на французские корни, франчайзинг получил наибольшее распространение в Америке. В ША первый широко известный опыт его применения связан с производством швейных машин компании «Зингер», которая работала по схеме, очень близкой к франчайзинговой.

С 1898 года систему  франчайзинга начала использовать американская компания General Motors.  Наиболее удачно франчайзинг был применен в индустрии бутылочных безалкогольных напитков Coca-Cola, Pepsi и 7-UP начали использовать франчайзинг как экономически эффективный метод развития бизнеса.

Таким образом, франчайзинг, ранее имевший некоторый успех в различных отраслях промышленности, впервые был использован в индустрии гостеприимства в 1920-х годах.

Франчайзинговая  система как особый метод ведения  коммерческой деятельности строится с  самого начала таким образом, чтобы франчайзер получил выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи – от того, что входил в проверенную коммерческую систему, то есть получил уже апробированный и достигший успеха на рынке деловой пакет. Этот метод относится к франчайзингу второго поколения – деловому франчайзингу. Предприятия гостеприимства применили этот метод первыми. [3 c. 105-106]

В 20-е прошлого века годы идея франчайзинга как формы ведения  бизнеса сместилась в сторону  отношений “оптовик - розничный продавец”. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

В 1926 году в Чикаго был основан Независимый альянс бакалейщиков (IGA), который, кстати, сейчас активно пробивается на российский рынок, приглашая в свой союз независимые продовольственные магазины площадью от 185,8 кв. м (эта странная цифра - результат перевода в нашу систему 2000 квадратных футов). Его цель - помочь независимому торговцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь - с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики [12].

В предвоенные годы независимые формы ведения бизнеса никому не уступали своих позиций. В середине XX века ситуация коренным образом изменилась. На 50-е годы пришелся бум новых форм организации и управления гостиницами и ресторанами. Именно тогда корпорация Ноlidау Inns применила франчайзинг как новый маркетинговый прием развития общенациональной системы мотор-отелей, добившись феноменального успеха, вписанного золотыми буквами в историю бизнеса Америки. Никакое другое экономическое нововведение не оказало такого эффекта на сферу гостеприимства, как франчайзинг. «Отцом-оснвоателем» этой формы франчайзинга по праву можно считается американец Рей Крок. В 1955 году он заключил договор франчайзинга с братьями McDonald, владельцами ресторанов гамбургеров в Калифорнии. В результате была создана сеть ресторанов McDonald`s, отражающая новую концепцию ресторанного дела, которая быстро завоевала популярность у клиентов. Простота блюд сочеталась с прекрасным обслуживанием, и это делало предлагаемые услуги особенно привлекательными в глазах посетителей. Рей Крок добился единого стандарта качества для всей сети ресторанов, требуя от франчайзи строгого соблюдения спецификации на используемые продукты, определенного уровня чистоты на складских помещениях и согласованной ценовой политики [3 c.106].

Несмотря на различные мнения о ретроспективе метода расширения деловой активности, крестным отцом франчайзинга в индустрии гостеприимства считается Howard Johnson и фирма «А&W рестораны».

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса [4 c.35]

Информация о работе Франчайзинг как объект исследования