Франчайзинг как форма организации в сервисной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг в сервис деят.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Рассмотрев франчайзинг в России мы можем сделать следующие выводы. Франчайзинг не получил широкого распространения у нас в стране, хотя потенциальные возможности реализации его достаточно широки. Но наши предприниматели упорно развивают систему франчайзинга и внедрения его в отечественный бизнес. В любой ситуации, для качественного ведения бизнеса и достижения стратегических целей необходимо придерживаться четких правил и действий. Многочисленные ошибки и недоработки в отечественном бизнесе относительно франчайзинга, только обостряет интерес и значимость этой структуры для русских предпренимателей. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях мировой нестабильности, которую можно рассматривать как один из инструментов повышения и развития экономики России.

2.2. Сравнение сферы услуг с другими отраслями в франчайзинге

В последние годы рынок франчайзинга в России развивался невиданными темпами. Показательна статистика, собранная Школой профессионального франчайзинга: в 2001 году лишь 50 компаний декларировали развитие по модели франчайзинга, а в 2008-м их число выросло до 750. Самый заметный рывок произошел в 2008 году, когда количество франшиз в стране выросло на 40%.

52% действующих в России сетей франчайзинга ориентируется на торговлю непродовольственными товарами (с большим отрывом в этом секторе лидируют продавцы одежды — 45% от всех франшиз в этой категории), тогда как в сфере услуг пробуют свои силы лишь 24%. Для сравнения: в США на сферу услуг приходится более 60% франшиз (7% — торговые), в Европе — около 40% (столько же приходится на ритейл). Похоже, российский франчайзинг развивается по американскому пути. Разве что масштабы пока несопоставимы. 2008 год оказался урожайным для всех сегментов российского франчайзинга. Торговля непродовольственными товарами прибавила 52,5%, продовольственными — 27,3%, в секторе общественного питания количество франшиз увеличилось на 30,1%, а в сфере услуг — на 25%. Среднее соотношение франчайзинговых и собственных магазинов в российских сетях составляет 60/40. При этом до сих пор 70% сетей представлено в Центральном федеральном округе.[22]

При обращении к российской практике в последние два года отчетливо видна тенденция к развитию франчайзинга с широким распространение в рознице - 46%. На втором месте – предприятия питания, имеющие почти вдвое меньший показатель - 22%, и на третьем месте, снова с двойным уменьшением, бытовое обслуживание.

Большую часть рынка в сфере франчайзинга занимают предприятия фаст-фуда и моно- и мультибрэндовые бутики. Пальму первенства держат магазины одежды, обуви и аксессуаров (Sela, Zara, Mexx, Benetton, "Красный куб" и т. д.), за ними следуют фаст-фуды, кофейни и рестораны, но удельно число франчайзи больше всего в общепите. Именно с него начался франчайзинг в России. Первым успешным проектом франчайзинга стало открытие в Москве в 1993 году кафе-мороженого "Баскин Роббинс" (сейчас сеть насчитывает более ста предприятий-франчайзи). Практически все общепитовские брэнды, которые на слуху, работают сегодня по системе франчайзинга: "Баскин Роббинс", "Елки-палки", "Гриль-Мастер", "Патио Пицца", "Ростик`с", "Крошка-картошка", рестораны японской кухни "Якитория" и "Гиннотаки".

В розничной торговле безусловный лидер – одёжный франчайзинг – 43%.

В среднем на франчайзеров приходится, по данным РБК, не более 10% от всего оборота бренда. Лидером по этому направлению считается «Пятерочка» – с показателем около 40%.

              Использование франчайзинговой системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной чертой современного бизнеса в сфере общественного питания. В частности, в России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют этот прием высшего бизнес-пилотажа как способ развития сети своих заведений.

В России по-прежнему пользуются популярностью недорогие франшизы. Исходя из нашей практики, сейчас российские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят $ 100-120 тыс. Для сравнения, франшиза «Ростик'с- KFC» стоит $40900 — паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживаня «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере от $250 тыс., для предприятия с отдельным залом площадью 250-300 кв.м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от $450 тыс. При заключении договора на покупку франшизы «IL Патио» лицензиат оплачивает паушальный взнос в размере $40 тыс. После открытия предприятия лицензиат ежемесячно выплачивает лицензионное вознаграждение в размере 6% от выручки и от 2 до 4% на национальный маркетинг и рекламу. Стандартный ресторан «IL Патио» общей площадью 320-350 кв.м. требует затрат из расчета $1500 на кв.м. Примерные инвестиции для открытия кафе «Baskin 31 Robbins» составляют $20-60 тыс. в зависимости от площади помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет $11 тыс. Франшизный бутербродный ресторан «SUBWAY» при размере паушального взноса за франшизу в $10000 и роялти 8% требует инвестиций от $108 тыс. на фуд-кортах до $251 тыс. для отдельно стоящего здания ресторана. Общий объем инвестиций, необходимых для открытия ресторана «Сбарро», составляет около $400-500 тыс. Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около $170-220 тыс. На открытие Частной пивоварни «Schultz» потребуется до $230 тыс.. Если Вы хотите открыть японский ресторан «Якитория», только единовременный платеж составит от $ 300 тыс. Открытие одной точки Papa Johns обходится в $350 тыс. В среднем стоимость создания одного франшизного трактира «Елки-Палки» составляет $300-450 тыс. Ресторан уровня «Пиццы Хат» в центре Москвы может стоить порядка $700 тыс. Наблюдается явная тенденция к увеличению франчайзинговых точек рестораторов по отношению к собственным: у предприятий уже упомянутой «Веста-Центр Интернешнл» (торговые марки «Гин-но Таки», «Якитория» и др.) на данный момент соотношение 50/50, у Росинтера — 20% собственных по отношению к 80% франчайзинговых точек, Сабвей как во всем мире, так и в России традиционно применяет исключительно франчайзинг (100% франшизных предприятий).

По данным РАРФ, сейчас в России работают около 150 франчайзеров (включая иностранные брэнды и мастер-франшизы) и около 2,2 тыс. франчайзи (примерно 2,3 тыс. франчайзинговых точек). По нашим данным, в интернете франшизу предлагают около 500 компаний, а число франчайзинговых точек может превышать 10 тыс. Такой разброс в цифрах происходит оттого, что многие фирмы называют себя франчайзерами, но на деле ими не являются. Это скорее многоуровневый маркетинг с установкой "купи у меня дешевле, продай другому подороже, разницу оставь себе". Профессиональные организации такие компании в статистике не учитывают, однако среди псевдофранчайзеров есть настоящие монстры. Так, "Лавка жизни", торгующая БАД, препаратами для похудения, лечебной косметикой, уже открыла около 5 тыс. лавочек по всей России; 1С-бухгалтерия имеет более 3 тыс. франчайзинговых точек; активно продвигает себя "Форекс Клуб".

Финансовый кризис не только не притормозил, а наоборот, подстегнул развитие рынка, заставив как франчайзеров, так и франчайзи увеличить свою активность. Согласно оценке Департамента консалтинга РБК, по итогам 2009 г. количество франчайзинговых программ вырасло на 23%. Темпы прироста числа независимых предприятий, работающих под чужим брендом, достигли 30%. За прошедший трудный для российской экономики год ряды франчайзи пополнились за счет разорившихся мелких предпринимателей и уволенных менеджеров среднего звена. И те, и другие обладают достаточным объемом сбережений для начала небольшого бизнеса. Многие из них предпочитают собственному старту работу под чужой торговой маркой, сопряженную с существенно меньшими рисками.

Некоторые российские банки разрабатывают кредитные программы для франчайзинга. Однако при детальном рассмотрении указанные программы мало отличаются от обычной системы кредитования малого бизнеса. Относительно объемов отечественного рынка франчайзинга нет достоверных данных. Годовой объем продаж в российском франчайзинге определяется на уровне $4,5 млрд. Начиная с 1995 года в России осуществлены проекты более чем по 400 франшизным брэндам. Это немного. В США насчитывается более 2500 франшизных брэндов, в Германии свыше 850, в Великобритании более 800.

Исходя из материалов данного пункта мы можем сказать что рынок услуг и сервиса в русском франчайзинге развит на последнем месте относительно других франшиз. Следовательно у молодого предпринимателя есть возможность занять нишу с еще достаточно малым уровнем конкуренции на данном рынке потребителя. Прогнозирование показывает что хоть франчайзинг сервиса находится на низком уровне в России он набирает быстрые обороты и вскоре может даже обойти товарный франчайзинг.

По этой главе мы можем сделать следующие выводы:

                            Изучив российский рынок мы можем теперь сказать что франчайзинг на территории Российской Федерации развивается медленно, но в верном направлении и постоянно набирает темп. Через пару лет франчайзинг  может  охватить практически любой бизнес. Экономическое положение русских предпринимателей набирает обороты и дает им возможность заключать договора на франшизы с новыми франчайзерами и удовлетворять потребности самых привередливых потребителей. В ходе исследования были выявлены основные проблемы данной формы бизнеса – в России слабо освоен франчайзинг в области сервиса и услуг, несмотря на это, интерес у мировых франчайзинговых сетей к России не исчезает и ежегодно только растет, так за 2008 год количество франшиз в России выросло около 40%. От сюда мы можем сделать вывод что франчайзинг является практически идеальной, а самое важное действенной формой организации как сервисной деятельности так и других отраслей.

Заключение

Изучив сущность и виды франчайзинга мы можем сказать, что франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного. Так же франчайзинг имеет шесть разновидностей такие как: товарный, производственный, сервисный, бизнес – форматный, конверсионный, и корпоративный. Благодаря широкому спектру франчайзинг может быть использован любой компанией и применен на любом рынке. Франчайзинг хорошо себя зарекомендовал во время кризисного периода и показал работоспособность системы в любых условиях.

Наша авторская концепция совпадает с точкой зрения исследователя  Кочеткова Г.Б.

Мы рассмотрели преимущества и отрицательные стороны франчайзинга.  Разобравшись в основах и самой сущности франчайзинга мы выявили как положительные так и отрицательные стороны, но все же положительные факторы значительно перевешивают и это дает понять что франчайзинг будет использоваться и развиваться в дальнейшем во всем мире. Именно данная форма бизнеса в виде франчайзинга позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Франчайзинг дает возможность выжить и реализоваться в условиях жесткой конкуренции и нестабильности мировой экономики. Франчайзинг выводит взаимодействие людей на новый уровень благодаря которому есть возможности расширять и развивать свой бизнес.

Проанализировав  франчайзинг на российском рынке мы можем выделить следующую особенность: франчайзинг не получил широкого распространения у нас в стране, хотя потенциальные возможности реализации его достаточно широки. Сейчас наши предприниматели упорно развивают систему франчайзинга и внедрения его в отечественный бизнес. В любой ситуации, для качественного ведения бизнеса и достижения стратегических целей необходимо придерживаться четких правил и действий. Многочисленные ошибки и недоработки в отечественном бизнесе относительно франчайзинга, только обостряет интерес и значимость этой структуры для русских бизнесменов. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях мировой нестабильности, которую можно рассматривать как один из инструментов повышения и развития экономики России.

Сравнив сферу услуг с другими отраслями в франчайзинге мы выявили, что рынок услуг и сервиса в русском франчайзинге развит на одном из последних мест относительно других франшиз. Следовательно у молодого предпринимателя есть возможность занять нишу с еще достаточно малым уровнем конкуренции на данном рынке потребителя. Прогнозирование показывает что хоть франчайзинг сервиса находится на низком уровне в России он набирает быстрые обороты и вскоре может даже обойти товарный франчайзинг который в данный период времени превалирует на нашем рынке. Франчайзинг является практически идеальной, а самое важное действенной формой организации как сервисной деятельности так и других отраслей.

 

Список литературы

1.      Государство франчайзинг. –Карьера. Карих Е.  2002.-№ 10

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 54. Коммерческая концессия.

3.      Договорное право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Статут, 2004 г.

4.      Еще один выгодный незнакомец: франчайзинг// Питание и общество  Гордиенко И. 2001 г.

5.      За чистоту жанра // Секрет фирмы. Никифорова И. 05/2006 г. с 55

6.      Имидж – все // Школа своего дела. Завьялов Н. 01/2006 г. с 76

7.      Инновационный менеджмент: учеб./ под ред. В.А. Швандара,                    В.Я. Горфинкеля. М., 2004.

8.      Коммерческая концессия.// Известия делового мира N5-(21). Тотьев К.

9.      Оценка коммерческой концессии.// Хозяйство и право. Новосельцев О.  2000 г.

10. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей.  Колесников Д.Р.-2002.

11. Ретейл-франшизы // Секрет фирмы. Ленц Е. 11/2005 г. с 10

12. Руководство по франчайзингу. Мендельсон М. Соваминко, 1995 г.

13. Сервисная деятельность: учеб.пособие/ Под общей ред. Ю.М.Красковского. М., 2006.

14. Сервисная деятельность: учеб.пособие/С.Н.Коробков, В.И.Кравченко, С.В.Орлов, И.П.Павлова; под общей ред. В.К.Романович. СПб.: Питер, 2006.

15. Социальная функция франчайзинга.- Человек и труд. Кочетков Г.Б.-2003

16. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. Панина М. 02/2006 г. с 9

17. Франчайзинг как метод ведения бизнеса/ Нестеренко Н. С., Лебедева К. Ф. Ставрополь; 2008

18. Франчайзинг: Организация малого бизнеса. - США, Канада:экономика,политика,культура.. Кочетков Г.Б.-2002

19. Франшиза косит наши торговые ряды. – Финансовая Россия.- Корнев Г. 2001.

20. Экономика туризма: учеб.пособие/ Боголюбов, Орловская. М., 2005.

Информация о работе Франчайзинг как форма организации в сервисной деятельности