Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:30, курсовая работа
Актуальность темы. Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни.
Исходя из выше написанного мы можем сделать вывод: что франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного. Так же франчайзинг имеет шесть разновидностей благодаря чему может быть использован любой компанией и применен на любом рынке. Франчайзинг хорошо себя зарекомендовал во время кризисного периода и показал работоспособность системы в любых условиях
1.2 Преимущества франчайзинга и его отрицательные стороны
Преимущества для франчайзеров.
Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит, развивать новые направления.
При всем при этом франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и тд.
Преимущества для франчайзи
Использование проверенной бизнес-системы:
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
Возможность открыть собственное дело:
Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.
Возможность выбора отрасли:
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.
Возможность снизить риски:
Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.
Удачный выход на рынок обеспечен:
Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.
Минимальные затраты на рекламу и маркетинг:
В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.
Получение доступа к базе знаний франчайзера:
Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.
Гарантированная система поставок:
Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Недостатки франчайзинга:
Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.
Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.
Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.[7]
Наша авторская концепция совпадает с точкой зрения исследователя Кочеткова Г.Б.
Рассмотрев эту главу мы можем сказать что у франчайзинга имеются как положительные так и отрицательные стороны, но все же положительные факторы значительно перевешивают и это дает понять что франчайзинг будет использоваться и развиваться в дальнейшем во всем мире. Франчайзинг выводит взаимодействие людей на новый уровень благодаря которому есть возможности расширять и развивать свой бизнес.
По данной главе мы можем сделать следующие выводы:
Мы разобрались с общими понятиями франчайзинга и поняли суть взаимодействия франчайзера с франчайзи, а так же вявили виды франшиз. Исходя из вышеизложенного изложенного можно смело утверждать о грамотном функционировании бизнеса в форме франчайзинга. Именно данная форма бизнеса позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Франчайзинг дает возможность выжить и реализоваться в условиях жесткой конкуренции и нестабильности мировой экономики. Опираясь на эти знания мы можем перейти к главе второй и проанализировать возможности реализации франчайзинга на российском рынке сервиса, услуг и других отраслей.
37
Глава 2. Франчайзинг как форма организации в сервисной деятельности на территории Российской Федерации
2.1. Франчайзинг на российском рынке
Несомненно, российские компании при выборе стратегии развития задумываются над вопросом: быть или не быть франчайзером? основные альтернативы — развитие собственной сети и слияния или поглощения.
«Мы обязательно стали бы развивать франчайзинг, поскольку это выгодно!» — так ответил Андрей Кондратюкин, исполнительный директор по франчайзингу, M&A и инновациям ОАО ТД «Копейка» (20 франчайзи). «Я бы однозначно выбрала франчайзинг. Это будущее России, которое имеет тенденцию к стремительному развитию»,— объясняет Ирина Дмитриева, руководитель отдела регионального развития компании Westland (63 франчайзи). Из 20 опрошенных нами компаний отрицательного ответа не дал никто. Практика показала, что франчайзинг имеет ряд существенных недостатков, однако при правильной организации дела достоинств во много раз больше. Об этой борьбе плюсов и минусов франчайзинга и пойдет речь. Среди основных плюсов франчайзинговой системы развития по сравнению с вышеупомянутыми альтернативами (самостоятельное развитие либо слияния и поглощения) — эффективное решение трех основных проблем любого бизнеса — деньги, время и кадры. [3]
Деньги
Бесспорно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, основную часть капитальных затрат при открытии новых представительств франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные расходы, самостоятельно приобретает необходимые для бизнеса помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала.
Поскольку все это оплачивает франчайзи, можно уверенно назвать эти средства эффективно привлеченным капиталом. «Средние затраты франчайзи на создание одной франчайзинговой точки — около $50 тыс. Открыв 20 медицинских офисов, мы привлекли в наш бизнес около $1 млн. Простая арифметика»,— объясняет Сергей Амбросов, руководитель программы «Франчайзинг Инвитро» (22 франчайзинговых предприятия).
Время
Франчайзинг как способ развития значительно превосходит другие по темпам. «С началом франчайзинговой программы „захват” территорий пошел гораздо быстрее и масштабнее»,— признает Ирина Игнарина, директор по региональному развитию компании MoDaMo (28 франчайзинговых предприятий).
Как правило, сравнительно высокая скорость достигается благодаря тому, что нет необходимости искать средства на капитальные затраты, а также благодаря так называемому эффекту травы (grass effect). Поскольку инициатива развития каждого предприятия идет снизу, от франчайзи, который кровно заинтересован в успешности собственного предприятия, его не нужно постоянно подгонять сверху. Более того, франчайзи сами активно требуют информацию от франчайзера.
В любом случае, как показывает практика, запустить франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем открыть на той же территории собственное подразделение. Ведь франчайзи лучше знают особенности своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом. Соответственно, они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра.
«Если говорить о региональном развитии, то здесь на стороне франчайзи большое преимущество — знание локального рынка изнутри. Партнеры на местах помогают нам увеличивать скорость освоения новых территорий, а иногда им удается запускать свои универсамы быстрее, чем мы открываем собственные»,— подтверждает Андрей Кондратюкин (ТД «Копейка»). По мнению Ольги Егоровой, менеджера по франчайзингу LuluCastagnette (10 франчайзи), «в случае франчайзинга значительно быстрее происходит реагирование на любые рыночные изменения, да и возможные риски фактически распределяются на всю сеть».
Кадры
Хороший профессиональный менеджмент — одна из составляющих успеха франчайзинга. Менеджеры франшизных предприятий обычно работают лучше своих обыкновенных коллег. Объясняется это в первую очередь принципиально иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий — это их собственники, вложившие в открытие бизнеса много собственных ресурсов. По существу, люди работают на самих себя, и успех предприятия — это их прибыль, а неуспех — серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов. Таким образом, с помощью франчайзинга франчайзер получает преданных делу менеджеров.
«Многие наши франчайзи — чрезвычайно эффективные менеджеры. Если бы не франчайзинг, мы скорее всего не сумели бы заинтересовать их как простой работодатель, предложив стать наемными сотрудниками. Для таких людей огромным стимулом является возможность работать на себя и свое будущее»,— такое объяснение предлагает Сергей Амбросов («Франчайзинг Инвитро»). «Чтобы получить таких эффективных менеджеров (франчайзи), нужно серьезно подходить к выбору партнеров. Это позволяет добиться успеха как франчайзеру, так и самому франчайзи в развитии бизнеса, сделать его рентабельным на конкретной территории, что по сути и является целью партнерских отношений в рамках франчайзинга»,— подтверждает Людмила Керимова, координатор по рекламе и PR компании «Райден» (франшизы Raiden Rent A Car, Dollar Rent A Car, Thrifty Car Rental).
Не секрет, что в крупных корпорациях до трети всей деятельности приходится на работу с персоналом. Возглавляет HR-службу, как правило, директор по персоналу, который зачастую имеет статус заместителя генерального директора компании. Франчайзинг избавляет франчайзера от проблем, связанных с наймом и увольнением, начислением зарплаты, кадровым делопроизводством.
Для эффективного управления персоналом в крупной корпорации выстраивается пирамида, в которой один начальник эффективно управляет командой, не превышающей 15 человек. «Собственная сеть представляла бы собой достаточно громоздкую и неповоротливую с точки зрения управления организацией, что затрудняло бы не только дальнейшее развитие брэнда, но и компании в целом»,— такой аргумент приводит Светлана Базарова, директор по маркетингу и развитию компании Savage (135 франчайзинговых магазинов). Выгоды франчайзинговой модели управления видны на примере компании Subway, одного из крупнейших мировых франчайзеров в сфере общественного питания. По словам Геннадия Кочеткова, вице-президента по развитию бизнеса Subway-Russia, в настоящий момент центральный офис этой франчайзинговой сети, состоящий из 600 сотрудников, а также 250 агентов по развитию по всему миру эффективно контролируют сеть из 27,4 тыс. франчайзинговых точек, в каждой из которых работает в среднем 10 человек.
Информация о работе Франчайзинг как форма организации в сервисной деятельности