Франчайзинг как форма организации в сервисной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг в сервис деят.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


 

 

 



Введение

              Актуальность темы. Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни. Сфера услуг – это, с одной стороны ассортимент сервисных услуг, оказываемых населению, с другой – совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги населению. С развитием рыночных отношений и появлением свободной рыночной конкуренции, предприятия сферы сервиса все большее внимание уделяют качеству оказания сервисных услуг и ориентации на требования рынка. Успешная деятельность сервисного предприятия во многом определяется грамотностью ведения сервисной политики, в частности организация работы франчайзингом. В настоящее время идет активное внедрение франчайзинга в российский рынок и в частности в сервисную деятельность нашей страны, направленных на совершенствование процесса удовлетворения потребностей человека.

              Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей франчайзинг предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Предприятий сервиса в основе которых стоит франчайзинг  стали символом преуспевания в бизнесе и ориентиром для начинающих предпринимателей , в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга. Исходя из этого мы можем считать тему работы актуальной и, одновременно, интересной, так как мы будущие специалисты в области сервиса должны обладать знаниями в области системы построения организации в том числе и франчайзинговых корпораций.

              Цель данной работы – изучить франчайзинг как форму организации в сервисной деятельности.

              Объект исследования – сервисная деятельность.

              Предмет исследования – франчайзинговая система.

              Задачи исследования:

1.      Изучить сущность и виды франчайзинга.

2.      Рассмотреть преимущества и отрицательные стороны франчайзинга.

3.      Проанализировать  франчайзинг на российском рынке

4.      Сравнить сферу услуг с другими отраслями в франчайзинге  .

              Методы исследования – наблюдение, анализ, описание, обобщение.

              Теоретическая значимость: Обобщение знаний по франчайзинговой организации бизнеса в сервисной деятельности.

              Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы состоящий из 25 источников.

Глава 1. Общие понятия франчайзинга

1.1. Сущность и виды  франчайзинга

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Но в первую очередь рассмотрим профилирующую терминалогию.

1.      Франчайзер - юридическое или физическое лицо, имеющее высокую репутацию на определенном рынке, собственный товарный знак и заключившее договор- франчайзинг с другим предприятием.

2.      Франчайзи - юридическое или физическое лицо, которому предоставляют право на рынок товаров или услуг франчайзера в определенной области и территории на основе франчайзингого договора.

3.      Франшиза – деловая концепция, разработанная для использования в пределах франшизной системы.

4.      Роялти - периодические выплаты вознаграждения, установленные пропорционально показателям деятельности, согласованным сторонами договора.

Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевании рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. Суть франчайзинга заключается в поддержании и распространении концепций, которые имеют вес и признание на рынке, а также в том, чтобы помочь предпринимателям, начинающим бизнесменам и инвесторам, создающем свое новое дело и диверсифицирующим свою деятельность, избежать затруднений и неустойчивости, сопутствующих новым начинаниям. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.[23]

Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54 глава Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что некоторые ведущие специалисты по франчайзингу критикуют сам факт наличия главы 54, считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется "коммерческая концессия", франчайзор - "правообладатель", франчайзи - "пользователь". Это вносит некоторые неудобства в развитии международного франчайзинга. Конспективно критика некоторых положений главы 54 сводится к следующему:

1)Двойная регистрация договоров коммерческой концессии (статья 1028) является ничем не оправданной мерой, так как совершенно непонятно к каким нежелательным последствиям приводит отсутствие регистрации договоров в налоговых инспекциях. Требование регистрации в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии абсолютно оправдано. На наш взгляд такой регистрации вполне достаточно, так как все франшизные договора содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.

2)Статья 1034 "Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю", констатирующая субсидиарную ответственность франчайзора по предъявляемым к франчайзи требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзора и франчайзи. Наличие субсидиарной ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных корпоративных предприятий.

3)Положение статьи 1035 о праве франчайзи на заключение нового договора с франчайзором по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит необходимости развития франшизной системы, так как условия через 5 - 10 и более лет могут существенно измениться. Следует отметить, что приведенные выше недостатки главы 54 ГК РФ хотя и создают некоторые неудобства в развитии франшизных систем в России, но пока на практике не являются существенным препятствием для предпринимателей. Российская ассоциация франчайзинга разработала предложения по изменениям и дополнениям в главу 54 ГК РФ, которые снимают указанные выше негативные положения. Эти предложения обсуждены и одобрены многими франшизными компаниями, работающими на российском рынке. Все необходимые документы по корректировке главы 54 ГК РФ были обсуждены на парламентских слушаниях и совещаниях в заинтересованных министерствах и ведомствах России. Однако, дальнейшее продвижение указанных предложений находится вне компетенции Ассоциации франчайзинга. Что касается других приведенных причин медленного развития франчайзинга в России, то вселяет надежду, что программа дебюрократизации экономики, налоговая и судебная реформы, мероприятия по поддержке малого предпринимательства должны существенно улучшить предпринимательский климат в России, а это неизбежно положительно скажется на темпах развития российского франчайзинга. [2]               Однако, с 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, который существенно изменит правила, применимые к торговой деятельности. Новый закон отличает следующее:

1)Закон носит комплексный характер и применим не только по отношению к сетям розничной торговли, но также к любому лицу, осуществляющему торговлю товарами;

2)Государственное регулирование торговли осуществляется в трех основных формах: техническое регулирование, антимонопольное регулирование и государственный контроль (надзор);

3)Установлены новые правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, включая максимальную отсрочку оплаты товаров (10, 30 и 45 дней, в зависимости от вида товаров), а также запрет дискриминации и недобросовестных методов торговли;

4)Введение возможности государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в случае роста цен на такие товары более чем на 30% в течение 30 дней;

5)Ограничение доминирующего положения торговых сетей двадцатью пятью процентами рынка для продовольственных товаров;

6)Исключение административных барьеров в торговле и создание целевых программ развития торговли и инвестиционных проектов.[22]

Виды франчайзинга

              По утверждению экспертов по франчайзингу, перед тем как купить франшизу нужно максимально разобраться, что это такое и что конкретно вам подходит. Этим мы и займемся, рассмотрев шесть разновидности франчайзинга.

              Итак, франчайзинг может рассматриваться как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

              Существует шесть разновидности франчайзинга:

1.      франчайзинг товара;

2.      производственный франчайзинг;

3.      сервисный франчайзинг;

4.      франчайзинг бизнес-формата

5.      Конверсионный франчайзинг

6.      Корпоративный франчайзинг

              Франчайзинг товара

              Представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.

Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга обычно выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.

              Производственный франчайзинг

              Является наиболее эффективной организацией производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает право на использование этой технологии.

              Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Кoca-Кola.

              Сервисный франчайзинг

              Получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки.

              Франчайзинг бизнес-формата

              Этот вид франчайзинга является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.

Конверсионный франчайзинг

Способ расширения сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франчайзинговых предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.

Корпоративный франчайзинг

Способ, при котором франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а сетью франчайзинговых предприятий с использованием наемных менеджеров. Субфранчайзинг - форма, при которой получатель мастер-франшизы контролирует определенный район с правом продажи субфраншиз франчайзера.

              Посткризисные особенности

              Франчайзинг в период кризиса устоял. По утверждению Инги Рыковой, руководителя школы франчайзинга, те модели, которые были хорошо разработаны, имели лояльные отношения со своими франчайзи и оказывали поддержку, сохранились. Но немало франчайзинговых сетей было закрыто. После кризиса тенденция к развитию возобновились. По мнению Инги Рыковой стало больше мелкоформатных франшиз, более активно стал развиваться формат общественного питания за счет закрытия казино. Торговые центры с большим интересом относятся к моделям франчайзинга при заполнении площадей, поскольку они более устойчивые на рынке. Специалисты утверждают, что за франчайзингом будущее, в том числе и в России, поскольку он предусматривает совместные инвестиции, развитие и интересы. И это работает стабильнее, чем обычное предприятие, целиком действующее во внешней, достаточно агрессивной среде. [10]

Информация о работе Франчайзинг как форма организации в сервисной деятельности