Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
Введение
Глава 1: Рынок как саморегулирующийся механизм.
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики.
1.2. Структура и функции рынка.
1.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
1.4. «Провалы» рынка. Теорема Коуза.
Глава 2: Регулирование рыночной экономики.
2.1. Необходимость государственного регулирования экономики.
2.2. Теоретические концепции государственного регулирования.
2.3. Формы и методы регулирования рынка в современных условиях.
2.4. Оценка эффективности различных форм и методов государственного регулирования экономики. «Провалы» государства.
Заключение
В
Украине проходит радикальная экономическая
реформа, цель которой — переход
от командно-административной экономики
к социально-ориентированной
Государство всегда выполняло определённые экономические функции. Оно законодательно устанавливало «общие правила игры», то есть систему нормативных актов, которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе таких институтов, как коммерческие банки, биржи, акционерные товарищества. В государственных судовых органах рассматривались не только криминальные дела, но и хозяйственные, имущественные конфликты. Государство собирало налоги, за счёт которых не только содержало чиновников, но и финансировало закупки оружия и снаряжения у частных компаний. В ряде стран государству принадлежали железные дороги и так называемые «казённые» заводы. Однако в целом экономическая роль государства ещё в начале XX века была частично ограничена, народное хозяйство оставалось почти исключительной сферой частного бизнеса.
Положение
изменилось в период первой мировой
войны, когда сначала в Германии,
а потом и в странах Антанты
государство стало активно
До начала 30-х годов среди западных экономистов господствовала мысль про то, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупным спросом и предложением, значит, и автоматический выход экономики из кризиса и следующее её возвышение на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий. Отсюда делается вывод про нежелательность, и даже вред государственного вмешательства в экономическую жизнь.
Однако
глубокий кризис и затяжная депрессия
30-х годов в корне
Таким образом, наиболее дальновидные государственные деятели и экономисты западных стран приходят к принципиальному выводу про то, что рыночный механизм должен быть дополненным механизмом прямого государственного регулирования экономики.
Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.
Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.
В
качестве примера возьмём абстрактную
модель экономики, характеризующуюся
полным господством свободной
1)государственное
регулирование внешних
2)
государственное регулирование
потребления общественных
3)
обеспечение государством
Проблемы, которые только что охарактеризованы, представляют минимально необходимую границу государственного вмешательства. Ниже этой планки оно опуститься не может хотя бы потому, что трудно себе представить рынок, исправно функционирующий в экономике, где нет денег, отсутствует правительство и постоянно нарастает дефицит ресурсов.
Если
обратиться к экономической
Чисто рыночное распределение не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Но без соблюдения прав человека нет ни демократического общества, ни соответствующей ему экономики. То, что справедливо в распределении благ с точки зрения рынка, часто несправедливо в общечеловеческом смысле. Для общественного признания этого факта в странах с развитой рыночной экономикой понадобилось немало времени. Этот процесс завершился расширением экономических функций государства. И оно активно включилось в перераспределение доходов. Острые социальные конфликты были ослаблены.
Возьмём еще один пример. Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, даже для тех, кто может и хочет работать. В рыночной экономике неизбежна безработица. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержания полной занятости, сокращения безработицы. Хотя полного решения этой проблемы оно никогда не достигает. Даже командно-идеологические методы перемещения трудовых ресурсов - не лучший вариант решения проблем занятости.
Рынок не может обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования производства. Он не дает необходимого эффекта при осуществлении крупных инвестиций. Речь идет о фундаментальной науке, о капитальных вложениях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию пока что с неопределенной нормой прибыли. Здесь не обойтись без вмешательства государства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.