Формы и методы регулирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Содержание

Введение
Глава 1: Рынок как саморегулирующийся механизм.
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики.
1.2. Структура и функции рынка.
1.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
1.4. «Провалы» рынка. Теорема Коуза.

Глава 2: Регулирование рыночной экономики.
2.1. Необходимость государственного регулирования экономики.
2.2. Теоретические концепции государственного регулирования.
2.3. Формы и методы регулирования рынка в современных условиях.
2.4. Оценка эффективности различных форм и методов государственного регулирования экономики. «Провалы» государства.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Формы и методы регулирования рынка .doc

— 209.50 Кб (Скачать)

    В общих чертах допустимые пределы  государственного вмешательства в  экономику достаточно широки для  того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические  проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень и качество жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства. Так уж устроено рыночное хозяйство. С этим следует считаться при проведении экономической реформы в нашей стране. Надо более решительно снимать с государства ненужные, обременительные функции в экономике, передавая их рыночной системе.

    Напрасно  думать, что, превысив допустимые пределы, сохранив опасную для конкурентного  рынка экономическую мощь государства, можно построить какое-то свое, невиданное доселе рыночное хозяйство. Такие взгляды ничего не имеют общего с реальной действительностью России. Поскольку государство спасает развалившееся хозяйство, прощая кредитную задолженность, ведет недальновидную фискальную политику, применяет популистские мероприятия и обещания без учета экономических возможностей, постольку народное хозяйство остается нерыночным. Стало быть, сохраняется устаревшая структура производства, консервируется низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области НТП и качества жизни людей.

    1. Формы и методы регулирования рынка в современных условиях.

    Самым общим принципом деятельности государства  в смешанной рыночной экономике, господствующим в хозяйственной  практике и признаваемым мировой  экономической наукой, является принцип "не навреди", "не помешай рынку". Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы, ориентируя рынок на цели, названные в пособии ранее.

    Не  должно быть действий, разрушающих  рыночные связи. Из арсенала государственных  мер необходимо исключить тотальное  директивное планирование, натуральное  распределение производственных ресурсов и предметов потребления  (фонды, талоны, купоны и т.д.).

    Существуют  две группы методов регулирования  экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические). Первая группа подразумевает прямое воздействие  на производственные процессы, воздействие  на непосредственные параметры воспроизводства. Вторая группа методов непосредственно привязана к рыночной системе хозяйствования, подразумевает использование рыночных инструментов воздействия на интересы товаропроизводителей.

    Разграничение между административными и экономическими методами в определенной мере условно. Любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования и наоборот. Налог — инструмент экономический, но чтобы его применить нужно административное решение об установлении налоговой базы, ставки налога на определенном уровне и т.д. Контроль над ценами — действие административное, но оно подразумевает создание для производителей определенных параметров, режима деятельности, побуждает к принятию каких-то хозяйственных решений.

    Но  в смешанной рыночной экономике  должны преобладать экономические регуляторы. Именно они имеют в целом неразрушающий по отношению к рынку характер, гибко вписываются в рыночную систему.

    Экономические методы сохраняют и даже расширяют  свободу выбора, так как обычно создают дополнительные стимулы  для предпринимательской деятельности. Хозяйствующий субъект может отреагировать на какой-то новый экономический шаг государства, а может пройти мимо. Все зависит от качества принятого решения — сумело государство привлечь предпринимателя на свою сторону ради того общего интереса, во имя которого осуществляется регулирование, или нет.

    Именно  экономические методы регулирования  направлены в основном на создание упоминавшихся "правил игры" для  отдельных товаропроизводителей на едином экономическом пространстве.

    Применяя  экономические регуляторы, необходимо учитывать их прямой и побочный эффект.

    В экономике все взаимосвязано, и  связь эта зачастую разнонаправлена. Тот или иной экономический рычаг  может дать положительный результат  в одной области, но отрицательный  в другой. Например, структурные изменения, эффективные в долгосрочном плане, приводят к высвобождению рабочей силы и осложнению проблемы занятости в ближайшем периоде. Проведение антиинфляционной политики путем ограничения денежной массы удорожают кредит, а высокие процентные ставки тормозят инвестиции и замедляют экономический рост.

    Таким образом, применяя экономические рычаги, необходимо прогнозировать и взвешивать их разноплановое воздействие на поведение субъектов рыночных отношений, на экономику в целом.

    Административное, директивное регулирование (заметим попутно, что сам термин "регулирование" здесь не очень удачен, точнее говорить о директивном планировании) делает, как показала практика многих стран, определяющей целью производства количественный рост. Отрицательной стороной является отрыв от реальных потребностей и поддержание на плаву фактических банкротов.

    Административное  регулирование целесообразно прежде всего в тех случаях, когда  нужно ограничить свободу отдельного субъекта рынка во имя интересов  рыночного хозяйства в целом.

    Основные  конкретные формы административного  регулирования следующие.

    1. Прямой государственный контроль  над монопольным рынком.

    а) Полномасштабное директивное управление естественными государственными монополиями (оборона, фундаментальная наука, общенациональная или региональная инфраструктура) и всеми государственными ("казенными") предприятиями. Здесь уместны директивное планирование, установление цен и тарифов, гарантированное материально-техническое снабжение, прямое бюджетное финансирование конкретных инвестиций, прямое определение параметров производства в рамках государственного заказа. Такого рода шаги могут относиться к прерогативе не только центральных, но и местных органов власти.

    б) Административное регулирование рынков товаров, производство которых является монополией самого государства или передано частным фирмам при сохранении государственной монополии на реализацию. Здесь возможно планирование цен, установление акцизов и т.д.

    в) Ограниченный административный режим  по отношению к экономическим монополиям и олигополиям. Здесь речь может идти об установлении границ поведения. Если хозяйствующий субъект выходит за эти границы, к нему применяются санкции, которые могут быть достаточно жесткими, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством.

    Меры  здесь могут быть самые различные, вплоть до демонтажа монопольной  рыночной структуры путем разукрупнения  предприятий и фирм.

    2. Административное регулирование  побочных (внешних) эффектов рыночных  процессов. Предотвращать отрицательные внешние эффекты можно и нужно не только экономическими методами (цены, налоги), но и административными. К ним относятся меры превентивного порядка: консервация части национальных ресурсов, прямой запрет пользоваться экологически грязным оборудованием и технологией, выделение природных зон, где определенные виды деятельности запрещены. Сюда же можно отнести разработку стандартов, гарантирующих безопасность и здоровье и производителей, и потребителей.

    3. Административное регулирование  минимальных параметров жизни и благосостояния населения — гарантированного минимума зарплаты и пенсий, пособий по безработице.

    4. Административная защита национальных  интересов в системе мирохозяйственных  связей: лицензирование экспорта, контроль  над иностранными инвестициями, валютное регулирование.

    Непосредственное  административное регулирование осуществляется главным образом на макроуровне (инвестиционные программы, подготовка рабочей силы и т.д.), но затрагивает  и прямо, и косвенно и микроуровень (санкции по отношению к предприятию — монополисту и др.).

    Таким образом, сфера административных методов  регулирования достаточно обширна. Главное требование к административному  регулированию заключается в  том, чтобы оно не противоречило  логике рыночных отношений, было встроено во всю систему этих отношений, использовало рыночные стимулы.

    2.4.    Оценка эффективности различных форм и методов государственного    регулирования экономики. «Провалы» государства. 

    Заключение

    В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

    Начатый в нашей стране переход к рынку  предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических  методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

    Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность  в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

    Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

    Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической науки.

Информация о работе Формы и методы регулирования рынка