Формы и методы государственного регулирования рынка труда в период мирового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.

Объектом исследования является Российский рынок труда

Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
Выявить проблемы на Российском рынке труда;
Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

I. Рынок труда и его характерные особенности

1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………5

1.2 Особенности рынка труда и занятости в России ………………….8

II. Теоретические аспекты безработицы и ее социально-экономические последствия

2.1 Безработица и ее измерение (сущность, виды,

количественные показатели) ……………………………………….....12

2.2. Социально-экономические последствия безработицы …………18

III. Формы и методы государственного регулирования рынка труда в период мирового кризиса

3.1 Государственная антикризисная программа в США …………...23

3.2 Государственная политика в области содействия занятости

населения в РФ ………………………………………………………….27

Заключение …………………………………………………………….. 31

Список литературы…………………………………………………… . 33

Приложение……………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая 2009.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

     План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет $800-900 млрд. Точная его стоимость пока неизвестна. План был одобрен Палатой Представителей Конгресса, который согласился выделить $819 млрд. В Сенате к плану были добавлены еще $65 млрд.

Авторы  этой Программы исходят из того, что экономический кризис в США продлится в течение всего 2009-го года, а медленный процесс восстановления начнется лишь в 2010 году (оценка Бюджетного Офиса Конгресса США).

                                                                                                                                                                                                           23

Блок 1. Помощь нуждающимся

     Увеличение продолжительности выплаты пособий по безработице. В 2008 году эти сроки были увеличены дважды, в последний раз - до 20-ти недель. В штатах, где особенно высок уровень безработицы (выше 6%) безработные могут получать пособие дополнительные 13 недель. В декабре 2008 года (официальные данные за январь будут опубликованы в марте) этот порог был превышен в 34-х из 50-ти штатов. Так как пособия по безработице выплачиваются из бюджетов штатов, федеральные власти будут выдавать штатам специальные субсидии.

     Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание будет уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет.

     Увеличение финансирования программ медицинского страхования. Средства будут выделены на помощь в оплате медицинских страховок людям, потерявшим работу, и людям с низкими доходами.

     Увеличение объемов продовольственной помощи нуждающимся.

     Увеличение помощи некоторым категориям домовладельцев, выплачивающим ипотечные кредиты, а также строительство жилья для бездомных.

      Блок 2. Инфраструктурные проекты

     В январе 2009 года Американское Общество Гражданских Инженеров опубликовало традиционную оценку состояния инфраструктуры США. В общей сложности оценивались 15 видов инфраструктуры, каждый из которых оценивался отдельно.

Более менее сносная ситуация сложилась  в области переработки и хранения твердых отходов, которая получила C+ («тройка с плюсом»).

Мостам  был поставлен балл С («тройка»).

Железным  дорогам и общественным паркам - С- («тройка с минусом»).

На D+ («двойка  с плюсом») оценена энергетическая инфраструктура.

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                          24

      На D («двойка») - авиация, дамбы, индустрия переработки и хранения опасных отходов, школы и системы общественного транспорта.

     D- («двойку с минусом») получили дороги, плотины, система каналов и водных путей, система обработки жидких отходов и водопроводы.

     Общая оценка - D - «двойка». Более конкретные оценки достаточно печальны. Так, например, 26% мостов устарели или нуждаются в срочном ремонте. В США насчитывается 81 тыс. дамб, из них почти 1.9 тыс. грозят рухнуть (как известно, трагедия Нового Орлеана была вызвана тем, что городские дамбы не устояли под напором воды). Треть дорог США находится в плохом состоянии и пр. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить $2.2 трлн. в течение ближайших пяти лет.

     План Обамы предусматривает: Строительство новых и ремонт старых дорог; гранты на развитие общественного транспорта; реновацию железных дорог; обновление аэропортов

     Ремонт и инновация зданий школ и ВУЗов; модернизацию более 75% зданий, находящихся в федеральной собственности; помощь домовладельцам в проведении аналогичных работ - квинтэссенцией плана является повышение экономичности при использовании энергии.

     Оснащение учебных заведений современным оборудованием и лабораториями.

     Ремонт и обновление водопроводов, систем очистки воды, канализации, очистных сооружений, дамб и пр

    Значительные инвестиции в производство энергии из альтернативных источников. По плану производство «зеленой» энергии должно быть удвоено в течение трех лет.

     Тотальная компьютеризация всей медицинской системы США: подразумевается создание общенациональной медицинской базы данных. Проект предполагается реализовать за пять лет.

                                                                                                                                                                                                          25

     Распространение «быстрого» Интернета. Этот пункт Программы рассчитан на то, чтобы помочь предприятиям малого бизнеса в США осуществлять операции в глобальном масштабе.

     Увеличение инвестиций в научные исследования.

     Блок 3. Налоги

     Снижение налогов на бизнес. В частности, предприятия малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до $250 тыс., потраченных в качестве инвестиций. Кроме того, значительно снижаются налоги на недвижимость, используемую при ведении бизнес-операций.

     Снижение налогов на частных лиц.  Принятая в 2008 году, программа стимулирования экономики предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до $600, семьи - до $1.2 тыс., пенсионеры - до $300 и т.п.). В новую программу входит пункт о дополнительном налоговом кредите в размере $1 тыс. для семьи. и $500 - для индивидуального налогоплательщика.

     Блок 4. Закон и порядок

     Увеличение ассигнований на правоохранительные органы. Этот пункт был добавлен потому, что во времена экономических трудностей традиционно увеличивается количество преступлений

     Создание особой структуры, которая будет следить за использованием средств, выделяемых в рамках «Плана Американского Восстановления и Реинвестирования».20

Специалисты считают, что антикризисная программа США не «панацея» от всех экономических трудностей. И недопустимым использовать эти средства для помощи испытывающим трудности домовладельцам и автопроизводителям.

Этот  комплекс мер по спасению экономики не предназначен для того, чтобы быть экономическим стимулом или пакетом для восстановления экономики. Программа была разработана, чтобы стабилизировать финансовые рынки и не является панацеей от всех экономических трудностей.   

3.2  Государственная  политика в области содействия занятости населения в России 

  Государственная  политика  занятости, степень  ее реалистичности  и регулирующего  влияния на сферу занятости  и рынок труда  и программы   содействия занятости  зависят  от учета двух исходных положений:  направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности  к специфическим условиям  развития  на определенном этапе.

  Поэтому  схема разработки государственной  политики  заключается в переходе  от общей формулировки политики  занятости  к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные целевые установки  для политики на рынке труда и содействия занятости.

  Применительно  к переходному периоду политика  занятости  направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня занятости  при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов  и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных.

  Состояние  рынка труда является результатом  влияния множества  экономических  и социальных факторов.

  Большое  влияние на рынок труда   оказывают государственные социальные  программы (помощь малоимущим, пособия  по безработице, различные социальные  выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют  определенной  стабилизации  социально-экономического положения  трудящихся в  зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.21 

Ориентировочный уровень безработицы в 2009 г составит 2,2 млн человек. В настоящее время готовится проект постановления об увеличении субвенций регионам на сумму 34 млрд руб. эти средства должны быть направлены на поддержку занятости населения, осуществления региональных программ помощи людям, оставшимся без работы. В то же время несут ответственность регионы  РФ за ситуацию на рынке труда, так как в свое время, до мирового финансового кризиса, "они в должной степени им не занимались". Рынком труда в должной степени региональные власти не занимались. Сложившаяся сегодня ситуация, с одной стороны, заставила их /региональные власти/ этим заниматься, но у них с Нового года ушло много времени на раскачку и понимание ситуации.

Федеральная служба по труду и занятости совместно с Генпрокуратурой РФ сейчас осуществляет совместные надзорные и контрольные мероприятия на предприятиях, где происходят невыплаты и задержки выплат зарплат. Отдельная работа ведется с теми предприятиями, где задолженность возникла из-за недофинансирования самого предприятия

В декабре 2008 г премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что правительство России выделит до 50 млрд руб на борьбу с безработицей.

Президент РФ Дмитрий Медведев в январе заявил, что на программы по борьбе с безработицей в регионах в 2009 г будет выделено 43 млрд руб. Как отметил тогда глава государства, 65 региональных программ уже сданы в Минздравсоцразвития. Эти деньги должны использоваться целенаправленно, прежде всего на организацию общественных работ, временное трудоустройство, адресную поддержку граждан, включая переезд на работу в другие регионы. 22

Правительство должно проинструктировать глав местных администраций, как цивилизованно решать проблему с занятостью населения в текущем году. Если, например, станет известно, что сокращения начинаются на крупном предприятии, где работает большое количество людей, то власти на местах должны будут изыскать деньги из местных бюджетов. Возможно, деньги найдутся и у собственника предприятия, где начинаются масштабные увольнения, если это предприятие частное.

Некоторые считают, что, данные, которые приводит Росстат по количеству безработных в России на конец января, не критичны в том плане, что они не грозят стране массовыми забастовками граждан из-за потери работы. Важна динамика роста числа безработных в стране. И вот здесь все очень критично. Если число безработных растет ежемесячно на более чем 5 проц, то к концу 2009 г их количество может вырасти в 2 раза по сравнению с сегодняшними цифрами.

Более важно поднять вопрос о том, как нынешняя экономическая политика правительства влияет на ситуацию с безработицей. перевели в валюту. Представители малого бизнеса уволили работников, продали бизнес, а полученные деньги перевели в валюту. Теперь зарабатывают на валютном рынке. Природа безработицы в России такова, что мощным мотивом к сворачиванию деятельности малых предприятий является желание пересидеть кризис в валюте. Мотивируя это тем, что сейчас не 90-е годы, никто не будет бороться за сохранение рабочих мест. Главное, сохранить бизнес. Надо уволить людей из-за финансовых проблем, говорят бизнесмены, увольняем, ужимаемся и будем ждать, когда отрастут котировки на фондовом рынке.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рынка труда в период мирового кризиса